г. Хабаровск |
|
18 мая 2023 г. |
А73-17746/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от ООО "ТЗК ДВ": представителя Мартыновой О.А., по доверенности от 01.03.2023;
от ОАО "Российские железные дороги": представителя Кушнерчука И.А., по доверенности от 02.09.2020;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 28.02.2023 по делу N А73-17746/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ТЗК ДВ"
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании пени за просрочку доставки груза
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЗК ДВ" (далее - истец, ООО "ТЗК ДВ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК, к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании неустойки за просрочку доставки груза по накладным N N ЭИ864506, ЭИ981373, ЭИ589314, ЭН769003, ЭН384416, ЭН554507 в размере 600 727, 84 руб.
Решением суда от 28.02.2023 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взысканы пени в сумме 592 714,57 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, перевозчик заявил апелляционную жалобу, в которой настаивал на его изменении.
По мнению апеллянта, судом неправомерно не приняты доводы ответчика о наличии оснований для увеличения сроков доставки груза по железнодорожным накладной N ЭН384416 (вагон N 75129957) на сумму 31 144,20 руб. в соответствии с пунктом 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 07.08.2002 N 245 (далее - Правила N 245) по причине технической неисправности вагона возникшей не по вине перевозчика.
В суде второй инстанции представитель ответчика на доводах настаивал.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в суде второй инстанции выразили несогласие с доводами ответчика, просили оставить судебный акт без изменений. Возражений в неудовлетворенной части требований не высказали.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в адрес грузополучателя - ООО "ТЗК ДВ", на станцию назначения Артем - Приморский 1 ДВЖД по железнодорожным накладным N N ЭИ864506, ЭИ981373, ЭИ589314, ЭН769003, ЭН384416, ЭН554507 направлен груз.
Поскольку срок доставки грузов, исчисленный в соответствии с Правилами исчисления сроков, превышен перевозчиком, ООО "ТЗК ДВ" направило в его адрес претензии N 57/22 от 22.04.2022, N 70/22 от 11.05.2022, с требованием об уплате пеней на основании статьи 97 УЖТ РФ, которые оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим требованием.
Статьей 792 ГК РФ предусмотрено, что перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В силу статьи 793 Кодекса в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно положениям статьи 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения установленного срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в статье 97 Устава.
Согласно данной статье, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 6 процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд исходил из доказанности материалами дела факта доставки груза по железнодорожным накладным с нарушением нормативно установленного срока. При этом суд посчитал возможным снизить размер пени по накладным N N ЭН769003 и ЭН554507 в порядке статьи 333 ГК РФ.
Возражение апеллянта относительно того, что просрочка доставки груза по железнодорожной накладной N ЭН384416 возникла в связи с устранением по причине технической (технологической неисправности), что указывает, по его мнению, на отсутствие вины перевозчика, не принимается во внимание апелляционной инстанции в связи со следующим.
Из положения пункта 6.3 Правил N 245 следует, что нормативный срок доставки подлежит увеличению на все время задержки вагонов, связанной с исправлением технической неисправности вагона, только в случае, если доказано возникновение неисправности по причинам, не зависящим от перевозчика.
Учитывая изложенное, бремя доказывания отсутствия вины в возникновении технической неисправности вагонов, контейнеров в пути следования законом возлагается на перевозчика.
Согласно статье 20 УЖТ РФ, грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза; в случае, если указанные вагоны, контейнеры принадлежат перевозчику, он обязан подать взамен них исправные, пригодные для перевозки такого груза вагоны, контейнеры; при этом вагоны, контейнеры, признанные непригодными для перевозки груза, из числа поданных вагонов, контейнеров исключаются и плата за пользование ими не взимается.
Согласно пункту 7 Правил N 245 о причинах задержки груза, порожних вагонов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акты общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Приказ N 45 отменен в связи с введением в действие Приказа Минтранса России от 27.07.2020 N 256 "Об утверждении Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения".
Согласно пункту 67 Правил N 256, о составлении акта общей формы в накладной делается отметка в соответствии с главой IV настоящих Правил.
В силу пункта 213 Правил, при обнаружении в процессе перевозки повагонной или контейнерной отправкой груза или порожнего вагона технической неисправности вагона, контейнера, препятствующей дальнейшему осуществлению перевозки, и необходимости проведения текущего отцепочного ремонта на станции обнаружения технической неисправности вагона, контейнера на основании уведомления на ремонт вагона, контейнера и составленного на его основании акта общей формы, в графе 89 "Отметки перевозчика" накладной, заполняемой перевозчиком, указываются следующие сведения: номер отцепленного вагона; неисправность отцепленного вагона; наименование станции, где был отцеплен вагон; номер и дата акта общей формы.
Из материалов дела видно, что накладная N ЭН384416 не содержат отметки о составлении актов общей формы на предмет задержки по причине обнаружения технической неисправности, представленных в материалы дела в отношении вагона N 75129957.
Пунктом 81 Правил N 256 установлено, что при обнаружении технической неисправности вагона, контейнера в пути следования и необходимости направления вагона, контейнера в ремонт перевозчик составляет уведомление на ремонт вагона, контейнера, уведомление об обнаруженной технической неисправности вагона, контейнера, акт общей формы. Перевозчик направляет грузоотправителю (отправителю), владельцу вагона, контейнера уведомление об обнаруженной технической неисправности вагона, контейнера. Уведомление об обнаруженной технической неисправности передается грузоотправителю (отправителю), владельцу вагона, контейнера в порядке, установленном соглашением между грузоотправителем (отправителем) и перевозчиком.
Согласно пункту 84 Правил, при составлении акта об обнаружении технической неисправности вагона, контейнера, в осмотре допускается участие грузоотправителя (отправителя) вагона, контейнера, владельца вагона, контейнера или уполномоченного ими лица (далее - представитель). В акте общей формы указывается время направления перевозчиком уведомления грузоотправителю (отправителю), владельцу вагона и время окончания ожидания их прибытия или их представителей для участия в осмотре вагона, контейнера. Время окончания ожидания прибытия представителя наступает через сорок восемь часов со времени уведомления владельца вагона. При присутствии представителя в акте указывается о согласии или несогласии представителя с установленной технической неисправностью и время окончания осмотра вагона представителем. В случае если в течение сорока восьми часов представитель не прибыл, перевозчиком в акте общей формы делается запись о неприбытии представителя. Акт подписывается перевозчиком без участия представителя.
Доказательств наличию таких уведомлений и направления уведомления об обнаруженной технической неисправности вагона ответчиком, материалы дела не содержат.
Указаний на время направления перевозчиком уведомления грузоотправителю (отправителю), владельцу вагона и время окончания ожидания их прибытия или их представителей для участия в осмотре вагонов Акты общей формы не содержат.
Акт-рекламация формы ВУ-41-М, составленный в соответствии с требованиями п. 2.2.7.6 Регламента взаимодействия ОАО "РЖД" и участников перевозочного процесса, утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 18.05.2015, содержит указание на отнесение ответственности на ООО "НВК".
Данный акт составлен без участия представителя ремонтного предприятия.
Согласно пункту 2.1 Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденного Президентом НП "ОПЖТ" 18.03.2020, ВЧДЭ в суточный срок с момента отцепки вагона информирует владельца вагона, а также причастные ВЧДЭ, ВРП, ВСЗ о случае отцепки (приложение 10).
В соответствии с пунктом 2.16. Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденного Президентом НП "ОПЖТ" 18.03.2020, при несогласии предприятия, признанного виновным в соответствии с заключением акта-рекламации ВУ-41-М, дальнейшее рассмотрение разногласий проводится в соответствии с законодательством РФ.
В материалах дела отсутствует документ, подтверждающий факт извещения организации осуществившей деповской ремонт вагона - представлена телеграмма без указания ее адресата.
Таким образом, в отсутствие уведомления ремонтной организации, акт составленный в одностороннем порядке ответчиком, не является надлежащим доказательством.
Вина перевозчика в просрочке доставки груза презюмируется, при том, что на путях общего пользования вагоны находятся в непосредственном владении и эксплуатации перевозчика, учитывая отсутствие доказательств возникновения данной неисправности по причинам, не зависящим от перевозчика.
Доказательства, из которых однозначно следовало бы, что в неисправностях вагона по спорной накладной отсутствует вина железной дороги, в материалах дела отсутствуют.
Из имеющихся материалов дела невозможно установить, что спорная неисправность вагона возникла в процессе эксплуатации вагонов и не могла быть определена до подачи вагона под погрузку.
В соответствии со статьей 20 Устава техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Поэтому именно перевозчик отвечает за техническую неисправность и для освобождения от ответственности должен доказать то, что техническая неисправность возникла по причине, от него независящей. Как указано выше, надлежащие доказательства этого в материалах дела отсутствуют.
В свою очередь, именно ответчик осуществляет деятельность по перевозке вагонов и несет ответственность за их качественную эксплуатацию. В данном случае повреждение имело место после принятия перевозчиком вагона к перевозке; факт приема вагонов на пути общего пользования подтверждает их техническую и коммерческую исправность; приняв вагоны к перевозке, ответчик до возвращения их истцу несет ответственность за их сохранность, а также за сохранность установленных на них узлов и деталей.
Доказательств в подтверждение возникновения неисправностей по вине иных лиц ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
ОАО "РЖД" приняло вагоны к перевозке, что подтверждается железнодорожными накладными.
Перевозчик принял к перевозке вагоны, признав их состояние технически исправным и подтвердив, что он не имеет недостатков, препятствующих перевозке, находится в надлежащем техническом и коммерческом состоянии.
Самого факта технической (технологической) неисправности вагона для увеличения срока доставки груза недостаточно, в связи с чем, выявление технической неисправности вагона в пути следования не освобождает перевозчика от ответственности за техническую неисправность, и как следствие, не освобождает от ответственности за просрочку доставки груза.
В связи с чем, основания для увеличения срока доставки по спорной накладной на основании пункта 6.3 Правил N 245 отсутствуют.
Учитывая выше установленное, оснований для отмены или изменения судебного решения у второй инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.02.2023 по делу N А73-17746/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17746/2022
Истец: ООО "ТЗК ДВ"
Ответчик: ОАО "РЖД"