г. Киров |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А29-88/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тиман-Коми"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.03.2023 по делу N А29-88/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тиман-Коми" (ИНН: 1102083463, ОГРН: 1211100001408)
к Северному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми (ИНН: 2901287271, ОГРН: 1172901008972)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тиман-Коми" (далее - заявитель, Общество, ООО "Тиман-Коми") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми (далее - ответчик, Северное МУГАДН, Управление, административный орган) от 21.12.2022 N 495, в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Тиман-Коми" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, арбитражный суд сделал неверный вывод о том, что к рассматриваемому спору не применимы нормы о договоре фрахтования. Из апелляционной жалобы следует, что суд не указал, какие существенные условия при заключении договора фрахтования не соблюдены его сторонами. Настаивая на осуществлении перевозок 02.11.2022 и 10.11.2022 во исполнение договора фрахтования, ООО "Тиман-Коми" отметило, что оформление транспортных средств не соответствовало Правилам к оформлению транспортных средств, используемых для регулярных перевозок пассажиров и багажа. Кроме того Общество полагает, что пассажир Пухтеева В.М. дала заведомо ложные показания.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 03.04.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 04.04.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения о проведении постоянного рейда от 10.01.2022 N 1 должностным лицом Северного МУГАДН 02.11.2022 в 10:30 и 10.11.2022 в 10:35 по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, д. 69, проведены осмотры автотранспортных средств в процессе их эксплуатации, а именно:
- марка (модель) Пежо BOXER, государственный регистрационный знак Р922ТЕ11, наименование (тип) автобус, свидетельство о регистрации транспортного средства ТС 9929 130001 от 25.02.2022, собственник (владелец) Югов С.Н. (адрес: Республика Коми, г. Ухта), по путевому листу N 009 от 02.11.2022, выданному перевозчиком ООО "Тиман-Коми", под управлением гражданина Ортякова К.Н. (водитель ООО "Тиман-Коми"), по маршруту N б/н междугородним сообщением указанных в п/л "Сосногорск-Емва-Выльгорт", по факту "г. Ухта-г. Сыктывкар", в количестве 12 человек (согласно данным списка пассажиров);
- марка (модель) Пежо BOXER, государственный регистрационный знак Р183ЕК11, наименование (тип) автобус, свидетельство о регистрации транспортного средства ТС 9917 378319 от 25.12.2019, собственник (владелец) Денисов А.В. (адрес: Республика Коми, г. Ухта), по п/л N 779 от 10.11.2022, выданному перевозчиком ООО "Тиман-Коми", под управлением гражданина Якунина А.И. (водитель ООО "Тиман-Коми"), по маршруту N б/н междугородним сообщением указанных в п/л "Сосногорск-Ухта-Выльгорт", по факту "г. Ухта-г. Сыктывкар", в количестве 12 человек (согласно данным списка пассажиров).
Сведения об автотранспортных средствах включены в реестр лицензии ООО "Тиман-Коми", используемые при осуществлении лицензируемого вида деятельности связанного с коммерческой перевозкой пассажиров автобусами лицензиата, по маршруту регулярной перевозки под видом перевозки по заказу, при отсутствии договора перевозки пассажиров по маршруту регулярной перевозки на основании формально заключенных договоров фрахтования авто-т/с (заказ-наряды, содержащие списки пассажиров), с взиманием платы за проезд в размере 1 000 рублей по билетам, выданным ООО "Тимман-Т".
В результате проведения данного мероприятия административный орган пришел к выводу, что ООО "Тиман-Коми" 02.11.2022 в 10:30 и 10.11.2022 в 10:35 по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, д. 69, используются автобусы для осуществления регулярных перевозок пассажиров при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, когда наличие такой карты является обязательным.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, Северным МУГАДН 07.12.2022 составлен протокол об административном правонарушении N 684, постановлением по делу об административном правонарушении от 21.12.2022 N 495 заявитель привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.
Субъектом правонарушения является лицо, допущенное в установленном законом порядке к осуществлению регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Объективная сторона правонарушения заключается в использовании для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 14 Закона N 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок.
Карта маршрута регулярных перевозок представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ).
В силу положений части 3 статьи 17 Закона N 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
С учетом приведенного нормативно-правового регулирования, карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, который подтверждает право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок. Карта маршрута - это тот документ, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку автомобильным транспортом, должны иметь в силу действующего законодательства.
При этом водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (часть 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ).
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
В настоящем деле ответчиком установлено и совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе актами постоянного рейда, объяснениями пассажиров, списком пассажиров, подтверждено, что ООО "Тиман-Коми" в нарушение указанных нормативных требований при осуществлении 02.11.2022, 10.11.2022 регулярных перевозок пассажиров не имело карты маршрута регулярных перевозок.
Данное обстоятельство свидетельствует о наличии в деянии Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Доводы Общества о том, что Пухтеева В.М. дала заведомо ложные показания, основан на предположении. В данном случае административный орган ознакомил Пухтееву В.М. с положениями статей 17.9, 25.6 КоАП РФ (в том числе об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний) под роспись.
Довод Общества о том, что в рассматриваемом случае перевозки пассажиров осуществлялись на основании заказа-наряда на предоставление транспортного средства для заказной перевозки пассажиров и багажа, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.
В соответствии со статьей 19 Закона N 259-ФЗ регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
В силу части 1 статьи 20 Закона N 259-ФЗ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади.
Согласно пункту 27 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1586 (далее - Правила N 1586), проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Таким образом, в рамках публичного договора перевозки осуществляется оказание пассажиру платной услуги по его перемещению по соответствующему маршруту от пункта отправления до пункта назначения. Оплата по данному договору взимается перевозчиком с пассажира за оказываемую им услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир, а заключение договора должно удостоверяться билетом. Отличительными признаками регулярных перевозок от заказных перевозок являются: наличие публичного договора как основание перевозки, систематичность перевозок, наличие расписания.
Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. В случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 настоящей статьи, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается (части 1, 4, 5 статьи 27 Закона N 259-ФЗ).
В соответствии с пунктом 72 Правил N 1586 договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.
Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок посадки в транспортное средство в соответствии с пунктами 74 и 75 настоящих Правил (пункт 73 Правил N 1586).
Пунктом 74 Правил N 1586 установлено, что порядок идентификации лиц, имеющих право посадки в транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, определяется договором фрахтования. Такая идентификация может осуществляться, в том числе, на основании документов, реквизиты которых указаны на материальных носителях или в электронном виде, либо посредством использования единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В случае если Федеральным законом "О транспортной безопасности" и Федеральным законом "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" при осуществлении перевозок пассажиров и багажа по заказу требуется формирование списка пассажиров, посадка пассажиров в транспортное средство, используемое для таких перевозок, осуществляется в соответствии с указанными списками (пункт 75 Правил N 1586).
Согласно пункту 76 Правил N 1586 договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа.
В силу пункта 77 Правил N 1586 договор фрахтования или его копия, в том числе копия договора фрахтования, заключенного в электронном виде, на бумажном носителе, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала и до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.
Целью заказной перевозки, осуществляемой по договору фрахтования, для фрахтовщика является предоставление фрахтователю в пользование всей либо части вместимости транспортного средства за плату, а для фрахтователя - получение за плату всей либо части вместимости транспортного средства. Услуги, оказываемые по такому договору, оплачиваются фрахтователем (заказчиком) фрахтовщику (перевозчику) за предоставление ему в пользование для перевозки всей, или части вместимости транспортного средства.
Таким образом, пассажиры, в интересах которых заказчик зафрахтовал транспортное средство, получая услугу перевозки, не являются сторонами договора фрахтования и не оплачивают перевозчику свой проезд, то есть не заключают с перевозчиком ни договор фрахтования, ни договор перевозки. Кроме того, перевозка по заказу подразумевает определение именно заказчиком маршрута следования транспортного средства, а не перевозчиком.
В рассматриваемом случае, несмотря на наличие договора фрахтования в форме заказа-наряда, воспользоваться услугами перевозчика мог неопределенный круг лиц, при этом с лиц взималась плата; пассажиры приобретали билеты для проезда в транспортном средстве по заранее известным им маршруту и промежуточными остановочными пунктами; списки пассажиров формировались при посадке в транспортное средство. Оформляя заказ-наряд, Общество лишь создавало видимость осуществления заказной перевозки, тогда как фактически перевозка являлась регулярной.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Следовательно, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
При изложенных обстоятельствах состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, в деянии ООО "Тиман-Коми" признается судом доказанным.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается.
Процедура производства по делу об административном правонарушении, регламентированная нормами КоАП РФ, в данном конкретном случае уполномоченным органом соблюдена, существенные нарушения процессуальных требований, свидетельствующие об объективной незаконности оспариваемого постановления и носящие неустранимый характер, отсутствуют.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления об административном правонарушении не пропущен.
Размер определенного административного наказания установлен заявителю с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного заявителем правонарушения и соразмерен его тяжести.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. У апелляционного суда не имеется правовых оснований для изменения или отмены принятого решения.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.03.2023 по делу N А29-88/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.03.2023 по делу N А29-88/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тиман-Коми" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-88/2023
Истец: Клеценко Сергей Николаевич (представитель заявителя), ООО "ТИМАН-КОМИ"
Ответчик: Территориальный отдел автотранспортного и автодорожного надзора по РК Северного Межрегионального Управления Государственного Автодорожного Надзора ФС по Надзору В Сфере Транспорта