17 мая 2023 г. |
Дело N А84-11439/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 мая 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 февраля 2023 года по делу N А84-11439/2022,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" (далее - НКО "ФСКР г. Севастополя") обратилась в суд с иском к городу федерального значения Севастополю в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о взыскании долга по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 29 966 473,94 руб. за 2016 - 2018 годы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены - Правительство Севастополя, Департамент капитального строительства города Севастополя, Департамент финансов города Севастополя.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 22 декабря 2022 года из арбитражного дела N А84-166/2020 выделено в отдельное производство требование Фонда о взыскании долга в сумме 2996,22 руб. за 2016, 2017 года, начисленного в отношении объекта площадью 30,40 кв. м, расположенного по адресу: город Севастополь, ул. Мечникова, дом 5, кв. 80.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 10 февраля 2023 исковые требования удовлетворены частично.
Взыскан с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу НКО "ФСКР г. Севастополя" долг 2996,22 руб. за период 2016, 2017, года по оплате взносов на капитальный ремонт в отношении объекта - жилое помещение площадью 30,40 кв. м., расположенного по адресу: город Севастополь, ул. Мечникова, дом 5, кв. 80.
В удовлетворении исковых требований к городу федерального значения Севастополю в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения исковых требований и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Податель жалобы считает, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку возлагает обязательство по оплате на ненадлежащего ответчика. Кроме того, по требованию истца о взыскании долга истёк срок исковой давности.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, НКО "ФСКР г. Севастополя" создан на основании статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Закона города Севастополя от 18.02.2015 N 118-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя" (далее - Закон N 118-ЗС) и является региональным оператором, осуществляющим деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта, к функциям которого относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счёте организации.
Постановлением Правительства Севастополя от 23.07.2015 N 672-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города федерального значения Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 19.11.2015 N 1076-ПП "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Севастополя, регулирующие проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории города федерального значения Севастополя" многоквартирный дом N 10 по адресу: город Севастополь, ул. Ленина, включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города федерального значения Севастополя.
Данное постановление вступило в действие с 01.01.2016.
В спорный период объект площадью 30,40 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Мечникова, д. 5, кв.80, находился в собственности субъекта Российской Федерации - города Севастополя, от имени которого действует Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
МКД, к которому относится объект площадью 30,40 кв.м., включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества, утвержденную постановлением Правительства Севастополя от 23.07.2015 N 672-ПП, в редакции постановления от 19.11.2015 N 1076-ПП.
Поскольку Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт за 2016, 2017 год не исполнил, за ним образовалась задолженность.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
В соответствии с Законом города Севастополя от 18 февраля 2015 года N 118-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя" НО "ФСКР города Севастополя" является региональным оператором, осуществляющим деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта.
В силу части 1 статьи 180 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Как было установлено выше и не оспаривается ответчиками, в спорный период объект площадью 30,40 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Мечникова, д.5, кв.80, находился в собственности субъекта Российской Федерации - города Севастополя, от имени которого действует Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. Следовательно, обязанность по оплате взносов за проведение капитального ремонта общего имущества МКД должны быть возложена на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Довод Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о том, что он является ненадлежащим ответчиком, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно части 1 статьи 56 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
По смыслу данных положений закона субъекты Российской Федерации вступают в гражданско-правовые, в том числе вещные, отношения через свои органы. На эти же органы возлагается бремя содержания имущества (статья 210 ГК РФ).
В силу Постановления Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 N 883-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя" департамент в пределах своей компетенции осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.2); выступает от имени города Севастополя в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.61).
Таким образом, город Севастополь, как субъект Российской Федерации, непосредственно в гражданско-правовые отношения вступать не может. Органом, посредством которого город Севастополь вступает в гражданско-правовые отношения, в том числе отношения, связанные с бременем права собственности, является Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Аналогичный вывод сделан в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 09.03.2021 по делу N А84-906/2020.
Довод апеллянта об истечении срока исковой давности также отклоняется коллегией судей.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.
Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
О том, кто является надлежащим ответчиком, истец узнал лишь в ходе судебного разбирательства после предоставления выписки из ЕГРН от 30 ноября 2022 года (т.1 л.д. 38). До этого момента НКО "ФСКР г. Севастополя" обладал только справочными сведениями ответчика, которые не могли с достоверностью подтвердить наличие вещных правоотношений (часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Схожий вывод сделан в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 09 марта 2021 года по делу N А84-906/2020.
Оценивая иные изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Поскольку Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 февраля 2023 года по делу N А84-11439/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-11439/2022
Истец: Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя"
Ответчик: ОСП ДЕПАРТАМЕНТ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Третье лицо: Департамент капитального строительства города Севастополя, Департамент финансов города Севастополя, Правительство Севастополя