город Воронеж |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А14-10205/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Капишниковой Т.И., Миронцевой Н.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Новый Век" (ОГРН 1103668027650, ИНН 3662156975, далее - ООО "Новый век", общество или заявитель):
от Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882, далее - Администрация): |
Кардашов С.Н. - представитель по доверенности от 01.09.2021;
Бахтина И.В. - представитель по доверенности от 19.12.2022 N 49/2022-с, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.02.2023 по делу N А14-10205/2022, принятое по заявлению ООО "Новый Век" к Администрации городского округа город Воронеж о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на строительство от 16.06.2022 N 19107424, об обязании устранить допущенные нарушения прав общества путем выдачи разрешения на строительство комплекса автосервиса на земельном участке по адресу: г. Воронеж, ул. Антонова-Овсеенко, 31/2,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Новый Век" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на строительство от 16.06.2022 N 19107424.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.02.2023 по делу N А14-10205/2022 заявленные требования удовлетворены.
Признан незаконным отказ Администрации городского округа город Воронеж в выдаче разрешения на строительство, выраженный в письме от 16.06.2022 N 19107424.
На Администрацию городского округа город Воронеж возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя путем выдачи разрешения на строительство комплекса автосервиса на земельном участке по адресу: г. Воронеж, ул. Антонова-Овсеенко, 31/2.
С Администрации городского округа город Воронеж в пользу общества с ограниченной ответственностью "Новый Век" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом Администрация городского округа город Воронеж обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на отсутствие оснований выдачи разрешения на строительство, а также не согласен с избранным судом первой инстанции способом восстановления нарушенных прав заявителя в виде возложения обязанности выдать разрешение на строительство.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы апелляционной жалобы, просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал решение суда законным и обоснованным.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ООО "Новый Век" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 36:34:0203009:6419 площадью 3877 кв.м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Антонова-Овсеенко, 31/2.
Постановлением Администрации от 29.10.2019 N 1044 на основании заявления Общества и заключения о результатах публичных слушаний, обществу было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка "АЗС, АЗС с комплексом автосервиса".
Указанный вид использования земельных участков был отнесен к условно разрешенным для территориальной зоны с индексом ИТ1 "Городские магистрали и улицы", согласно Правилам землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-И (ПЗЗ).
После внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об условно разрешенном виде использования земельного участка Общество приступило к разработке и согласованию проектной и разрешительной документации для строительства на нём автозаправочной станции с комплексом автосервиса.
04.06.2020 был разработан и согласован с Управлением главного архитектора Администрации Архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства во исполнение требований статьи 19 ПЗЗ в редакции, действовавшей на дату согласования указанного архитектурно-градостроительного облика.
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.03.2022 по делу N А14-15910/2021 было признано недействительным Постановление Администрации от 17.09.2021 N 917 "Об отмене постановления Администрации городского округа город Воронеж от 29.10.2019 N 1044".
09.11.2020 Администрация письмом N 15288417 от 09.11.2020 отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, ссылаясь на то, что, согласно ранее выданному Администрацией Обществу градостроительному плану от 22.02.2020 N RU36302000-0000000000011351 земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Антонова-Овсеенко, д. 31/2, место допустимого размещения зданий и сооружений не указано, земельный участок расположен за красной линией на территории общего пользования, размещение зданий и сооружений на таком земельном участке запрещено.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.05.2021, оставленным без изменения Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 по делу N А14-17864/2020, был признан незаконным отказ Управления главного архитектора Администрации во внесении изменений в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 36:34:0203009:6419 в части отсутствия указания на место допустимого размещения зданий, строений, сооружений в границах земельного участка.
После получения во исполнение указанного решения суда нового градостроительного плана земельного участка с отображенным на его чертеже местом допустимого размещения объектов капитального строительства общество повторно обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Письмом от 16.06.2022 N 19107424 Администрация повторно отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство, положив в основу отказа два обстоятельства:
1. в соответствии с представленной Обществом проектной документацией предусмотрено размещение на земельном участке автомойки, что не соответствует виду разрешенного использования принадлежащего застройщику земельного участка - "АЗС, АЗС с комплексом автосервиса";
2. в производстве Арбитражного суда Воронежской области находится дело N А14-18435/2021 по исковому заявлению Администрации к Обществу о сносе самовольной постройки на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0203009:6419 - следовательно, возведение заявителем объекта капитального строительства без полученного в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешения, а действующим законодательством не предусмотрена возможность выдачи разрешения на строительство уже возведенных объектов.
Не согласившись с указанным решением об отказе в выдаче в Администрацией разрешения на строительство, полагая, что он противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о несоответствии объекта обязательным требованиям, в связи с чем у Администрации отсутствуют основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (часть 2 статьи 51 ГрК РФ).
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 ГрК РФ наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
На основании части 12 указанной статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (пункт 4 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 данной статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 2.8.2 Административного регламента администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство", утвержденного постановлением городского округа город Воронеж Воронежской области от 30.07.2012 N 624 (далее - Административный регламент N 624) основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является:
- непредставление указанных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента документов;
- несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
- поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, в случае, предусмотренном частью 11.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации или субъектом Российской Федерации), в случае если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории.
Материалами настоящего дела подтверждается, что основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительства послужили выводы Администрации о несоответствии объекта капитального строительства виду разрешенного использования земельного участка, а также наличие в арбитражном суде спора по иску Администрации о сносе объекта с кадастровым номером 36:34:0203009:6419 как самовольной постройки (дело N А14-18435/2021).
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что вступившим в законную силу судебным актом по делу N А14-18435/2021 было отказано в удовлетворении требований Администрации о сносе самовольной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0203009:6419 площадью 3877 кв.м, по адресу: г. Воронеж, ул. Антонова-Овсеенко, 31/2, а также удовлетворены встречные исковые требования общества о признании права собственности ООО "Новый век" на незавершенный строительством объект степенью готовности 30%, площадью застройки 849,6 кв.м., расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Антонова-Овсеенко, 31/2.
При рассмотрении указанного спора судом, с учетом результатов экспертизы, было объективно установлено, что незавершенный строительством объект степенью готовности 30%, площадью застройки 849,6 кв.м., расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Антонова-Овсеенко, 31/2 соответствует требованиям строительных норм и правил, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным нормам и правилам, предъявляемым к нежилым зданиям в части конструктивного исполнения, архитектурно-планировочных решений, расположение данного строения соответствует градостроительным требованиям, правилам землепользования и застройки, параметрам по планировке территории, региональным нормативам градостроительного проектирования.
По техническому состоянию и конструктивному исполнению объект относится к категории, характеризующейся отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности, следовательно, указанный объект не создает угрозы жизни и здоровью граждан и пригоден к дальнейшей эксплуатации, при условии завершения строительных работ на объекте и вводе его в эксплуатацию.
Поскольку материалы настоящего дела не содержат доказательств, подтверждающих несоответствие объекта строительства обязательным требованиям, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу N А14-18435/2021 обстоятельств, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Администрации оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта.
В отношении избранного судом первой инстанции способа защиты нарушенного права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Из материалов настоящего дела следует, что в ходе рассмотрения заявления, осуществленного в соответствии с Административным регламентом N 624, Администрацией была дана ему всесторонняя оценка.
Мотивированных доводов о наличии иных обстоятельств, подлежащих проверке до принятия решения о выдаче разрешения на строительство и не являющихся предметом исследования в рамках настоящего дела, Администрацией не представлено.
Учитывая, что Администрацией были исследованы все необходимые документы, достаточные для завершения процедуры, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о соответствии избранного способа восстановления нарушенного права в виде обязания выдать обществу разрешение на строительство комплекса автосервиса на земельном участке по адресу: г. Воронеж, ул. Антонова-Овсеенко, 31/2.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.02.2023 по делу N А14-10205/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10205/2022
Истец: ООО "Новый Век"
Ответчик: Администрация городского округа город Воронеж