город Москва |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А40-202572/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.05.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Гармаева Б.П., Гончарова В.Я.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
"Администрация МО "Ульяновский район"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 27 декабря 2022 года по делу N А40-202572/21
по иску Публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы"
(ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124)
к 1) Обществу с ограниченной ответственностью "ГЕОРЕГИОН"
(ИНН 5257175019, ОГРН 1175275057220)
2) "Администрация МО "Ульяновский район"
(ОГРН 1027301060071)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца Наумов С.А. по доверенности от 01.02.2023,
от ответчика 1 представитель не явился, извещен,
от ответчика 2 Новичкова Т.Б. по доверенности от 18.02.2022
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском Обществу с ограниченной ответственностью "ГЕОРЕГИОН", "Администрация МО "Ульяновский район" о взыскании убытков в размере 1708 171,65 руб.
Решением суда от 27.12.2022 исковые требования удовлетворены за счет Муниципального образования в лице "Администрация МО "Ульяновский район". В удовлетворении иска, предъявленного к Обществу с ограниченной ответственностью "ГЕОРЕГИОН" отказано.
На указанное решение "Администрация МО "Ульяновский район" подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Заявителя жалобы поддержал требования и доводы жалобы; представитель Истца заявил о несогласии с требованиями и доводами жалобы; неявившееся лицо, участвующее в деле, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение подлежит изменению в удовлетворенной части, исходя из следующего.
Установлено, что 5 апреля 2019 года на основании заявления ПАО "МТС" Администрацией муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области вынесено Постановление N 399 "Об использовании ПАО "МТС" земель в кадастровом квартале 73:19:013601 в п. Сланцевый Рудник Ульяновского района Ульяновской области", согласно которому Администрация постановила: ПАО "МТС" использовать земли населённых пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся в кадастровом квартале 73:19:013601, площадью 25 кв.м, в границах, согласно указанным координатам характерных точек границ территории, цель использования: размещение сооружения связи, для размещения которого не требуется разрешение на строительство, без права на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, сроком на три года со дня подписания постановления.
ПАО "МТС" на основании Постановления N 399 от 05.04.2019 года Администрации разместило на указанном земельном участке сооружение связи Базовую станцию БС N BTS-73-00275U стандарта UMTS сети подвижной радиотелефонной связи для оказания услуг связи абонентам (юридическим и физическим лицам).
07.08.2020 Ульяновский районный суд Ульяновской области вступившим в законную силу решением по делу N 2-1-195/2020 удовлетворил исковые требования Элатомцева Андрея Александровича к ПАО "МТС", обязал ПАО "МТС" своими силами и за свой счёт устранить препятствие в использовании Элатомцевым А.А. принадлежащим ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 73:19:013601:163, расположенным по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, п.Сланцевый рудник, ул.Волжская, Д.20А, путем демонтажа постройки - базовой станции мобильной связи, поскольку земельный участок, предоставленный ПАО "МТС" согласно постановлению Главы Администрации МО "Ульяновский район" от 05.04.2019 года N 399 полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 73:19:013601:163, принадлежащего Элатомцеву А.А., что установлено экспертным заключением по результатам проведенной по делу судебной экспертизы.
В связи с принятием данного решения суда сооружение связи ПАО "МТС" было демонтировано с указанного земельного участка в п.Сланцевый рудник Ульяновского района Ульяновской области. В результате у ПАО "МТС" возникли убытки включающие расходы на проектирование сооружения связи, его монтаж и последующий демонтаж по решению суда, полный состав которых указан в Приложении 1 к иску, на общую сумму 1712 618,81 руб.
В соответствии с пунктом 6) части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ.
Согласно п.3. ст.39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утверждён Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 11 которого к указанным объектам отнесены линии связи, линейнокабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с п.2 Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила), утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 г. N 1244 заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.4 Правил к заявлению на выдачу разрешения прилагаются в том числе схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости).
К заявлению могут быть приложены (п.5 Правил) - выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости; иные документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.6 Правил, в случае если указанные в пункте 5 настоящих Правил документы не представлены заявителем, такие документы запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Таким образом, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, относится к компетенции Администрации Ульяновского района Ульяновской области, как органа местного самоуправления муниципального района.
Кроме того, на основании п. 6 Правил Администрация имела полномочия и должна была получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, подтверждающие - основания для использования земель с целью проверки возможности или невозможности предоставления земельного участка юридическому лицу. Поэтому довод Администрации, указанный в апелляционной жалобе, о том, что Администрация не обязана была перепроверять и проверять предоставленные кадастровыми инженерами документы является несостоятельным.
Установлено, что 24.01.2007 главой муниципального Образования "Ишеевское городское поселение" Ульяновского района Ульяновской области на основании ходатайства ООО "Сахаровские мельницы" издано распоряжение N 4 о разделе земельного участка площадью 48 325 кв. м с кадастровым номером 73:19:013601:15 по адресу: Ульяновская обл., Ульяновский р-н, пос. Сланцевый рудник, ул. Волжская, д. 20, - на несколько земельных участков: площадью 976 кв. м; площадью 1 549 кв. м; площадью 901 кв. м; площадью 1 302 кв. м; площадью 43 597 кв. м.
В дело представлена копия землеустроительного (межевого) дела в отношении перечисленных участков, в котором имеются сведения о координатах характерных точек границ каждого земельного участка. После раздела земельного участка площадью 48 325 кв. м с кадастровым номером 73:19:013601:15, а именно 27.02.2007, участок Б площадью 976 +/- 10 кв. м поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 73:19:013601:163, на основании заявления от 12.03.2007 за ООО "Сахаровские мельницы" зарегистрировано право собственности на этот земельный участок, на основании договора купли-продажи от 17.11.2010 право собственности на участок зарегистрировано за гр-ном Элатомцевым А.А.
Указание в постановлении от 05.04.2019 N 399 координат характерных точек границ земельного участка, предоставляемого истцу, свидетельствует о том, что Администрация подтвердила, что земельный участок в этих границах находится в неразграниченной государственной собственности и не предоставлен кому бы то ни было на каком бы то ни было основании.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что Администрация не могла не знать о том, что земельный участок, предоставляемый Администрацией истцу постановлением от 05.04.2019 N 399 в границах, координаты характерных точек которых указаны в этом постановлении, полностью находится в границах земельного участка площадью 976 +/- 10 кв. м. с кадастровым номером 73:19:013601:163, право собственности на который зарегистрировано за гр-ном Элатомцевым А.А., и он не мог быть предоставлен другому лицу.
При указанных обстоятельствах суд правомерно посчитал, что именно Администрация является лицом, по вине которого истец понес затраты, связанные с освоением земельного участка, в связи с чем убытки взыскал за счет Администрации.
Довод Заявителя жалобы о том, что на момент издания Постановления администрации МО "Ульяновский район" от 05.04.20119 N 399 "Об использовании ПАО "МТС" земель..." границы земельного участка с кадастровым номером 73:19:013601:163 не были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в действующей системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, не принимается апелляционным судом.
В материалах дела имеется кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 73:19:013601:163 от 01.03.2010 г., в котором указаны координаты поворотных точек границ земельного участка в действующей системе координат МСК-73.
По утверждению Заявителя жалобы, Администрация не была обязана запрашивать сведения в ЕГРН о принадлежности земельного участка в определённых точках координат, ссылаясь на постановление N 560 от 24.01.2019 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, либо земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута", согласно разделу п. 2.6. которого заявитель самостоятельно предоставляет схему границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории.
Однако ПАО "МТС", обращаясь к Главе муниципального образования "Ульяновский район" с заявлением от 19.02.2019 о выдаче разрешения на использование земельного участка, исполнила указанную обязанность - к заявлению была приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка с указанием координат характерных точек границ земельного участка.
Кроме того, согласно п.3.2.3. "Формирование и направление межведомственных запросов" вышеуказанного административного регламента по предоставлению муниципальной услуги Специалист запрашивает в рамках межведомственного информационного взаимодействия посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемой к ней региональной системы межведомственного электронного взаимодействия Ульяновской области документ, указанный в подпункте 6 пункта 2.6 административного регламента, в Росреестре (выписка из Единого государственного реестре недвижимости (далее - ЕГРН) об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке)).
Администрация в письменных пояснениях указывает, что система Единого государственного реестра недвижимости не позволяет сформировать отчёт о принадлежности земельного участка в определённых точках координат его границ.
Однако апелляционный суд полагает, что в случае невозможности получения необходимых сведений из ЕГРН Администрация должна была отказать ПАО "МТС" в выдаче разрешения на использование земельной участка по основаниям, установленным п.2.8.2, вышеуказанного административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, утв. Постановлением N 560 от 24.01.2019, а также п.13 "Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" утв. Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 N 682-П и п. 9 Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244.
Вместе с тем Администрацией ПАО "МТС" в выдаче разрешения на использование земель не было отказано, вынесено постановление N 399 от 05.04.2019 о предоставлении ПАО "МТС" права использования земель, т.е. Администрация распорядилась земельным участком, права на распоряжение которым не имела, в результате чего у ПАО "МТС" возникли убытки.
Вышеуказанное опровергает доводы Администрации, указанные в пояснениях, что Администрация не имеет право перепроверять и проверять представленные документы и право на отказ в выдаче разрешения на использование земельного участка у Администрации не имелось.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с ч. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд полагает, что вред, причиненный юридическому лицу в результате действий органа местного самоуправления муниципального района, осуществляющих выдачу разрешений на использование земель или земельных участков, должен быть возмещён за счет казны муниципального образования.
Учитывая, что суд первой инстанции в резолютивной части решения постановил взыскать убытки непосредственно с Администрации муниципального образования "Ульяновский район", а не с муниципального образования в лице Администрации и без указания, что взыскание будет осуществлено за счёт казны муниципального образования, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит изменению.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 декабря 2022 года по делу N А40-202572/21 изменить в части удовлетворения требования, предъявленного к "Администрация МО "Ульяновский район".
Взыскать с Муниципального образования "Ульяновский район" в лице Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" (ИНН 7321020121, ОГРН 1027301060071) за счет казны Муниципального образования "Ульяновский район" в пользу Публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124) убытков в размере 1708 17165 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 30 081,72 руб.
Решение суда в остальной части оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-202572/2021
Истец: ПАО "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ"
Ответчик: ООО "ГЕОРЕГИОН"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области, Администрация муниципального образования ЭУльяновский район "