г. Самара |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А72-7969/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Старкова Евгения Владимировича
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 января 2023 года по делу N А72-7969/2022 (судья Коннова О.В.),
по заявлениям индивидуального предпринимателя Старкова Евгения Владимировича (ОГРНИП 3 15732800002880, ИНН 732899896850), г. Ульяновск,
к администрации г. Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573),
к Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - индивидуального предпринимателя Цепкова Владимира Николаевича (ОГРНИП: 315732500006344, ИНН: 732802286476),
о признании незаконными действий (бездействия), о признании незаконным постановления N 487 от 14.04.2022,
в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Евгений Владимирович (далее - заявитель, ИП Старков Е.В.) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлениями Администрации г. Ульяновска (далее - администрация) к Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (далее - УМС), принятыми определениями от 07.06.2022, от 22.07.2022 (дела N А72-7969/2022 и N А72-10583/2022) и объединенными в одно производство для совместного рассмотрения в порядке статьи 130 АПК РФ, о признании незаконными действий (бездействия) о внесении изменений в схему НТО пункт N322 по Заволжскому району г. Ульяновска в части увеличения площади до 50 кв.м на заявление: первичное от 20.12.2021 и повторное (дублирующее) от 28.04.2022, о признании незаконным постановления N 487 от 14.04.2022.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 января 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт.
Жалоба мотивирована тем, что дело по существу рассмотрено не было, свои требования заявитель не менял.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что до сих пор со стороны администрации г. Ульяновска не получен ответ по существу на заявление об увеличении площади до 50 кв.метров, по данному вопросу не было рассмотрения, рабочая группа не собиралась.
Податель жалобы отмечает, что Администрация ещё в 2021 году была в курсе, что на данных участках расположены два киоска, один из которых всегда принадлежал ИП Старкову, а другой ИП Цепкову, но суд не принял во внимание данный факт.
От Администрации и УМС поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых они просят обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 21.12.2021 предприниматель Старков Е.В. обратился с заявлением к главе города Ульяновска, в котором просил не исключать из схемы НТО земельный участок (включить данный участок с расширением), провести инвентаризацию и включить в новую схему НТО участок 50 кв. м по адресному ориентиру: г. Ульяновск, б-р Фестивальный, 26а, рядом с существующим киоском, который включен в схему НТО под номером 322, заключить договор на размещение данного объекта по реализации кулинарных изделий, детских игрушек, печатной продукции и товаров первой необходимости на 10 лет с дальнейшей пролонгацией.
В ответ письмом от 30.12.2021 УМС (прежнее наименование - Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции) сообщило, что на территории муниципального образования "город Ульяновск" схема размещения НТО утверждена постановлением Администрации г. Ульяновска от 29.04.2016 N 1463, вышеназванное место расположения НТО предусмотрено схемой размещения в разделе "Заволжский район" под номером 322. Договор на размещение НТО расторгнут. Заключение нового договора на размещение НТО возможно только по результатам аукциона, на который может быть выставлено место размещения НТО - свободное от прав третьих лиц.
14.04.2022 Администрацией принято постановление N 487 о демонтаже самовольно установленного киоска, расположенного по адресу: г. Ульяновск, б-р Фестивальный, юго-западнее дома N 26.
28.04.2022 предприниматель Старков Е.В. вновь обратился с заявлением к главе города Ульяновска, в котором просил внести изменения в схему НТО и заключить с ним договор на размещение НТО.
В письме от 18.05.2022 УМС содержится ответ аналогичного содержания как в ответе от 30.12.2021.
Полагая, что такие действия (бездействие) и постановление N 487 от 14.04.2022 являются незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности, предприниматель Старков Е.В. обратился в арбитражный суд с заявлениями, рассматриваемыми в рамках настоящего дела.
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Кроме того, заявитель указал, что он обратился к главе города Ульяновска с заявлениями: 11.08.2022 о включении в схему НТО места рядом с домом N 26 по бульвару Фестивальный и земельным участком с кадастровым номером 73:24:021010:55 (ориентир: напротив дома N 26 по бульвару Фестивальный); 21.09.2022 о внесении в схему НТО участка площадью 22 кв. м и о рассмотрении этого заявления совместно с заявлением от 11.08.2022; с заявлением от 21.10.2022 в УМС о внесении изменений в пункт 322 схемы НТО в части уменьшения площади до 25 кв. м и рассмотрении этого заявления совместно с заявлениями от 11.08.2022, 21.09.2022.
Администрация и УМС не признали заявленные требования по основаниям, изложенным в отзывах и дополнительных пояснениях на заявление, в том числе указав, что нестационарный торговый объект, расположенный по бульвару Фестивальному (рядом с домом N 26), предусмотрен пунктом 322 схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463. У предпринимателя Старкова Е.В. нет никаких правовых оснований претендовать на размещение НТО по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, бульвар Фестивальный (рядом с домом N 26 и существующим киоском), поскольку все предыдущие договоры: договор аренды земельного участка от 06.03.2007 N 24-2-013630, а также договор на размещение НТО от 12.10.2016 N 301 заключались с Цепковой Л.И. и Цепковым В.Н. Договор аренды земельного участка был признан прекратившим своё действие по решению Заволжского районного суда г. Ульяновска от 05.10.2021 по делу N2-3773/2021, а по договору на размещение НТО было вынесено определение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.10.2021 по делу N А72-197/2021 о прекращении производства по делу в связи с отказом от исковых требований представителя Цепкова В.Н.
Отказавшись от иска к управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска, Цепков В.Н. фактически согласился с фактом расторжения договора на размещение НТО. Ни один из вышеперечисленных судебных актов не был оспорен. Данные судебные акты вступили в законную силу. С предпринимателем Старковым В.Н. соответствующие договоры не заключались. В связи с чем Администрацией было принято постановление от 14.04.2022 N 487 "О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования город Ульяновск".
Кроме того, ответчики пояснили, что 19.01.2023 на заседании рабочей группы по принятию решений о внесении изменений в схему размещения НТО на территории муниципального образования "город Ульяновск" были рассмотрены следующие вопросы:
1) о включении в схему нового места - участка площадью 22 кв. м по заявлению предпринимателя Старкова Е.В. от 11.08.2022 и предоставленным им дополнительным материалам от 21.09.2022;
2) о внесении изменений в пункт 322 схемы, уменьшив площадь под место размещения НТО с 28,6 кв. м на 25 кв. м - по заявлению предпринимателя Старкова Е.В. от 21.10.2022;
3) об исключении из схемы места под размещение киоска по адресу: бульвар Фестивальный (рядом с домом N 26) - пункт 322.
По результатам заседания рабочей группы были приняты следующие решения. По первому вопросу было отказано, поскольку испрашиваемое место размещения НТО расположено в нарушение:
1) Правил благоустройства территории муниципального образования "город
Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 24.02.2021 N 20 - расстояние менее 5 метров до ствола дерева;
2) Правил дорожного движения (расположено в треугольнике видимости);
3) Противопожарных правил: расстояние менее 15 метров до зданий, строений, сооружений.
По второму вопросу о внесении изменений в п. 322 схемы НТО в части уменьшения площади места размещения НТО также было отказано, поскольку испрашиваемое место размещения НТО расположено в нарушение:
1) Правил благоустройства территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 24.02.2021 N 20 - расстояние менее 5 метров до ствола дерева;
2) Правил дорожного движения (расположено в треугольнике видимости);
3) Противопожарных правил: расстояние менее 15 метров до зданий, строений, сооружений.
Данное место уже включено в схему НТО.
Кроме того, по ранее заключённому с предпринимателем Цепковым В.Н. договору на размещение НТО было вынесено определение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.10.2021 по делу N А72-197/2021 о прекращении производства по делу в связи с отказом от исковых требований представителя Цепкова В.Н. Отказавшись от иска к управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска, Цепков В.Н. фактически согласился с фактом расторжения договора на размещение НТО.
Имеется постановление о демонтаже объекта.
Также, у предпринимателя Старкова Е.В. нет никаких правоустанавливающих документов на данный земельный участок, в связи с чем у него нет никаких оснований обращаться с подобным заявлением.
По третьему вопросу было принято решение исключить из схемы место под размещение киоска по данному адресу (пункт 322 схемы) по следующим основаниям.
Испрашиваемое место размещения НТО расположено в нарушение:
1) Правил благоустройства территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 24.02.2021 N 20 - расстояние менее 5 метров до ствола дерева;
2) Правил дорожного движения (расположено в треугольнике видимости);
3) Противопожарных правил: расстояние менее 15 метров до зданий, строений, сооружений.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В обжалуемом решении суд верно указал на отсутствие совокупности таких обстоятельств при рассмотрении настоящего дела.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 10 части 1 статьи 14, пункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 15 части 1 статьи 16, глава 8) к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности относится создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 9 статьи 38 устава муниципального образования "город Ульяновск", принятого решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 N 119, к полномочиям Администрации по решению вопросов местного значения в области обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания и в сфере предпринимательства относятся разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Ульяновской области.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса, действующей с 01.03.2015, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381 - ФЗ).
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области утвержден приказом Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской обл. от 03.12.2021 N 49 (далее - Порядок).
Порядок принят в целях реализации Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Закона Ульяновской области от 30.11.2011 N 208-ЗО "О некоторых вопросах регулирования торговой деятельности на территории Ульяновской области" и направлен на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области.
В силу пункта 1.9 Порядка при разработке Схем органы местного самоуправления рассматривают предложения, поступившие от хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность. Ограничение сроков приема предложений не допускается.
Орган местного самоуправления осуществляет включение места размещения НТО в Схему на территории муниципального образования Ульяновской области по заявлению хозяйствующего субъекта, либо по инициативе соответствующего органа местного самоуправления.
Требования к заявлению изложены в пункте 2.3 Порядка.
Разработка и утверждение Схемы, а также внесение изменений в Схему принимаются в форме нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определенных уставами соответствующих муниципальных образований Ульяновской области, в том числе на основании заявлений хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность. Схема носит бессрочный характер (п. 2.5 Порядка).
Разработка Схемы осуществляется с учетом имеющейся утвержденной Схемы (при наличии), обеспечения населения товарами первой необходимости, а также требований законодательства (п. 2.7 Порядка).
Согласно п. 2.12 Порядка внесение изменений в Схему осуществляется в следующих целях: 1) обеспечение жителей товарами первой необходимости в пределах шаговой доступности; 2) обеспечение устойчивого развития территорий в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими установленными законодательством Российской Федерации требованиями; 3) обеспечение беспрепятственного движения транспорта и пешеходов.
В соответствии с п. 2.17 Порядка органы местного самоуправления исключают из Схемы места размещения НТО по следующим основаниям:
1) наличие вступившего в законную силу решения суда об освобождении земельного участка, на котором расположен НТО, или демонтаже НТО;
2) предоставление компенсационного места размещения НТО в случае необходимости изъятия земельного участка, на котором размещается НТО, для государственных или муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) размещение НТО с нарушением требований законодательства и муниципальных правовых актов;
4) наличие записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации возникновения и перехода прав на недвижимость, на ранее установленное НТО.
Порядком также предусмотрено, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с порядком размещения НТО, принятым органами местного самоуправления.
Постановлением Администрации г. Ульяновска от 04.04.2022 N 418 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск", согласно которому разработка Схемы и внесение в нее изменений осуществляется в соответствии с приказом N 49.
Для принятия решения о создании или внесении изменений (отказе во внесении изменений) в Схему Администрацией города Ульяновска создается рабочая группа по принятию решений о внесении изменений в Схему (далее - Рабочая группа).
Положение о Рабочей группе утверждается постановлением Администрации города Ульяновска.
Инициатором внесения изменений в Схему могут выступать хозяйствующие субъекты (юридические лица независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, индивидуальные предприниматели) (далее - Заявитель) либо Администрация города Ульяновска.
Для внесения изменений в Схему заявитель направляет в Управление муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска (далее -Уполномоченный орган) заявление о внесении изменения в Схему (далее - Заявление) с указанием сведений не более чем по одному адресу размещения НТО.
Требования к заявлению установлены приказом N 49.
По результатам принятого Рабочей группой решения Уполномоченный орган направляет Заявителю в течение 5 (пяти) рабочих дней одно из следующих уведомлений:
- о принятом положительном решении Рабочей группы о включении в Схему НТО - в случае размещения НТО на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности;
- о принятом положительном решении Рабочей группы о включении в Схему НТО и направлении документов на согласование в федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти Ульяновской области, осуществляющий полномочия собственника имущества (далее - орган, осуществляющий полномочия собственника имущества) - в случае размещения НТО на земельном участке, находящемся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Ульяновской области соответственно);
- об отказе во включении места размещения НТО в Схему.
Основания отказа во включении НТО в Схему перечислены в пункте 2.4 указанного Порядка, в том числе таким основанием является нарушение установленных законодательством Российской Федерации противопожарных, санитарных, экологических, градостроительных и строительных норм и правил, правил в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также Правил благоустройства территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 24.02.2021 N 20.
Судом первой инстанции верно указано, что согласно п. 6.12 указанного Порядка НТО подлежит демонтажу собственником НТО за свой счет по следующим основаниям:
1) установка НТО в нарушение требований, установленных настоящим Порядком, в том числе в случае самовольного размещения НТО;
2) досрочное расторжение Договора на размещение НТО;
3) истечение срока действия Договора на размещение НТО.
В схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденной постановлением Администрации г. Ульяновска от 29.04.2016 N 1463, под номером 322 значится место размещения (адресный ориентир) НТО - бульвар Фестивальный (рядом с домом N 26 и существующим киоском), площадь НТО - 28,6 кв. м, вид НТО - киоск, основание предоставления права размещения НТО - договор аренды земельного участка с кадастровым номером 73:24:021010:55.
Заявитель обосновывает свои требования тем, что ведет торговую деятельность в НТО по адресу: г. Ульяновск, б-р Фестивальный, рядом с домом 26, с 2013 года на основании устного договора с Цепковой Л.И. (1 киоск) и письменного договора купли-продажи киоска от 20.04.2019 с Цепковой Э.В. (2 киоск).
Меже тем заявитель подтвердил, что заключенных в установленном законом порядке договора аренды земельного участка, на котором расположен НТО, либо договора на размещение НТО, у него не имеется, соответственно, заявитель не опроверг довод ответчиков о том, что правовых оснований для размещения НТО заявителя в спорном месте нет.
Ссылки заявителя на договор аренды земельного участка от 18.12.2002 N 24-2-008157, договор аренды земельного участка от 06.03.2007 N 24-2-013630 с соответствующими договорами о переуступке прав и обязанностей индивидуальному предпринимателю Цепковой Л.И., а также на договор N 301 от 12.10.2016 на размещение нестационарного торгового объекта, судом первой инстанции обоснованно не были приняты во внимание, поскольку решением от 05.10.2021 Заволжского районного суда города Ульяновска по делу N 2-3773/2021, в том числе:
- договор аренды от 18.12.2002 N 24-2-008157 земельного участка с кадастровым номером 73:24:021010:10, площадью 22,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, бульвар Фестивальный (напротив жилого дома N 26) в Заволжском районе (2 зона) для использования - под торговым киоском с туалетом, без права капитального строительства и передачи другому лицу, признан прекратившим свое действие в связи со смертью арендатора - Цепковой Л.И.,
- договор аренды от 06.03.2007 N 24-2-013630 земельного участка с кадастровым номером 73:24:021010:55, площадью 29,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, бульвар Фестивальный (рядом с домом N 26 и существующим киоском) в Заволжском районе, для использования - под размещение торгового киоска, без права капитального строительства и передачи другому лицу, признан прекратившим свое действие в связи со смертью арендатора - Цепковой Л.И.
Кроме того, в рамках дела N А72-197/2021 Арбитражным судом Ульяновской области рассматривалось исковое заявление предпринимателя Цепкова В.Н.:
- о признании действий и решения Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска об одностороннем отказе от исполнения договора от 12.10.2016 N 301 на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного с предпринимателем Цепковым В.Н. незаконными;
- о признании недействительным уведомления Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска от 05.10.2020 N 16793-13 об одностороннем отказе от исполнения договора от 12.10.2016 N 301 на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного с предпринимателем Цепковым В.Н.;
- о признании договора от 12.10.2016 N 301 на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного Управлением имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска с предпринимателем Цепковым В.Н. действующим.
В указанном решении верно отмечено, что предприниматель Старков Е.В. участия в деле N А72-197/2021 не принимал, о причинах неучастия пояснений не дал, из материалов указанного дела не усматривается, что судом было отклонено ходатайство предпринимателя Старкова Е.В. либо предпринимателя Цепкова В. Н. о привлечении предпринимателя Старкова Е.В. к участию в деле.
Определением суда от 15.10.2021 производство по делу N А72-197/2021 прекращено в связи с отказом истца от исковых требований.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы предпринимателя Старкова Е.В. о незаконности расторжения указанного договора от 12.10.2016 N 301 на размещение нестационарного торгового объекта направлены на переоценку судебного акта, что в принципе недопустимо в рамках настоящего дела.
При этом доводы Администрации и УМС о том, что они не располагали сведениями о том, что НТО принадлежит предпринимателю Старкову Е.В. на законных основаниях (по имеющимся документам деятельность осуществлял предприниматель Цепков В.Н.), заявителем надлежащими доказательствами не опровергнуты, доказательств направления заявителем в адрес Администрации соответствующих заявлений об изменении владельца НТО с подтверждающими документами суду представлено не было.
Бездействия со стороны Администрации либо УМС, выразившегося в нерассмотрении заявлений предпринимателя Старкова Е.В. судом первой инстанции не установлено, поскольку ответы на эти заявления были заявителем получены.
При этом суд первой инстанции верно принял во внимание, что в заявлениях от 20.12.2021, 28.04.2022 заявитель одновременно просил: не исключать из схемы НТО существующий участок 28,6 кв. м (включить с расширением), включить в новую схему НТО участок площадью 50 кв. м. Более того, в период рассмотрения настоящего спора заявителем были поданы новые заявления по вопросам включения изменений в схему НТО, согласно которым одновременно заявитель просил включить в схему НТО место рядом с домом N 26 по бульвару Фестивальный и земельным участком с кадастровым номером 73:24:021010:55 (ориентир: напротив дома N 26 по бульвару Фестивальный), внести в схему НТО участок площадью 22 кв. м, внести изменения в пункт 322 схемы НТО в части уменьшения площади до 25 кв. м.
Из пояснений Администрации и УМС следует, что заявления предпринимателя Старкова Е.В. рассмотрены на заседании Рабочей группы, приняты решения отказать во включении в схему нового места - участка площадью 22 кв. м, во внесении изменений в пункт 322 схемы, уменьшив площадь под место размещения НТО с 28,6 кв. м на 25 кв. м, исключить из схемы места под размещение киоска по адресу: бульвар Фестивальный (рядом с домом N 26) - пункт 322.
Суд первой инстанции верно указал на то, что оценка законности и обоснованности принятых на заседании 19.01.2023 решений рабочей группы находится за пределами рассматриваемых требований, об изменении которых заявлено не было.
Доводы заявителя о незаконности постановления N 487 от 14.04.2022 Администрации о демонтаже самовольно установленного киоска судом первой инстанции также правомерно были отклонены.
Согласно п. 1.2 Положения о демонтаже самовольно установленных объектов движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного постановлением Администрации г. Ульяновска от 31.03.2016 N 1044, самовольно установленными объектами движимого имущества для целей настоящего Положения (далее - самовольные объекты) признаются не являющиеся объектами капитального строительства сараи, металлические гаражи, контейнеры, ограждения, торговые павильоны, киоски, торговые автоматы, платежные терминалы, летние кафе, конструкции, механизмы, строительные материалы и иные объекты, не относящиеся к недвижимости в соответствии с федеральным законом, установленные в отсутствие у собственника (владельца) самовольного объекта права на размещение такого объекта, в том числе оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации правоустанавливающих документов на земельный участок, договора, дающего право на размещение самовольного объекта и т.д., а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования, в том числе, в связи с прекращением действия договора на их размещение.
Пунктом 2.6 указанного Положения предусмотрено, что если самовольный объект не демонтирован добровольно в срок, определенный в соответствии с пунктами 2.3, 2.5 настоящего Положения, Администрация города Ульяновска принимает постановление о демонтаже самовольного объекта.
Как уже было отмечено, судом установлено отсутствие законных оснований размещения спорного НТО в связи с отсутствием оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации правоустанавливающих документов на земельный участок, договора, дающего право на размещение самовольного объекта.
В обжалуемом решении верно отмечено, что в материалы дела представлены доказательства официального опубликования в газете "Ульяновск сегодня" N 16 от 26.02.2021 информационного сообщения о необходимости демонтажа выявленного самовольно установленного киоска.
Доводы заявителя о том, что Администрация не определила, какой киоск установлен незаконно, верно были отклонены судом первой инстанции как опровергающиеся материалами дела, доказательств законности размещения спорного НТО не имеется.
Судом первой инстанции правильно учтено, что согласно представленным в материалы дела сведениям Единого государственного реестра недвижимости сведений об обременении земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:021010:10, 73:24:021010:55 не имеется. Доказательств заключения с заявителем договора на размещение НТО нет.
При этом довод заявителя, что таких киосков два, суд также верно отклонил, поскольку правового значения данное обстоятельство не имеет. Кроме того, из представленных суду первой инстанции доказательств, в том числе фотоматериала и видеозаписи не усматривается наличие двух самостоятельных киосков, поскольку вход в НТО один, внутри между помещениями имеется дверной проем, а согласно "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст) киоск -нестационарный торговый объект, представляющий собой сооружение без торгового зала с замкнутым пространством, внутри которого оборудовано одно рабочее место продавца и осуществляется хранение товарного запаса.
Статьей 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Предпринимательская деятельность, в том числе торговая, должна осуществляться только на законных основаниях. Установленному Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ обеспечению соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, корреспондирует обязанность этих лиц вести эту деятельность с соблюдением установленных законом требований.
В рассматриваемом деле заявитель подтвердил, что договоров с Администрацией на право размещения НТО (в том числе действующих договоров аренды) у него не имеется, плату за размещение объекта он не вносил.
При таких обстоятельствах, основанных на доказательствах, оцененных судом в совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны доводам, которые были исследованы судом первой инстанции, и которым была дана надлежащая правовая оценка, следовательно, они не могут повлиять на законность и обоснованность выводов, сделанных судом в обжалуемом решении.
Таким образом, суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения верно установил все значимые обстоятельства по делу и правильно применил нормы законодательства, подлежащие применению в спорных правоотношениях сторон.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 января 2023 года по делу N А72-7969/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7969/2022
Истец: Старков Евгений Владимирович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Третье лицо: Цепков Владимир Николаевич