г. Москва |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А40-135854/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Проценко А.И.,
судей: Елоева А.М. Лялиной Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Косяченко Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.2023 г. по делу N А40-135854/22 по иску ООО "Занарье - ЖКХ" (ИНН 5043023153, ОГРН 1035008754813) к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) третьи лица ФГАУ "Росжилкомплекс", ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по коммунальным услугам,
при участии в судебном заседании:
от истца: Балахчи А.Л. по доверенности от 25.11.2021,
от ответчика: Харькин А.В. по доверенности от 26.12.2022, Уткин В.В. по доверенности от 11.10.2022
от третьих лиц: Харькин А.В. по доверенности от 14.02.2023,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Занарье - ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по оплате за содержание жилого помещения в сумме 138 182, 30 руб. (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 февраля 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, при принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель ответчика и третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, отзыв на жалобу не направил.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 22 февраля 2023 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Занарье - ЖКХ" с 2007 года по настоящее время выполняет обязанности управляющей организации в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Красный текстильщика, д. 20 и Октябрьская, д. 1Г (соответственно) на основании договоров управления, а также согласно выписки из реестра лицензии с официального сайта Главного управления "Государственная жилищная инспекция Московской области". Портал Дома Подмосковья. (http://portal.ezhi.niosreg.ru/reestr/uo/perechen domov.php).
Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, в период с 2005 года по настоящее время, является собственником ряда жилых помещений в указанных МКД.
Как усматривается из материалов дела, истец оказал ответчику услуги по содержанию и ремонту общего имущества и предоставлял коммунальные услуги, между тем, ответчиком не исполнено обязательство по оплате оказанных услуг.
В связи с чем, на стороне ответчика образовалась задолженность в сумме 144 734, 56 руб. за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 (освобожденный жилой фонд).
Также, истец указал, что задолженность за период до 31.12.2020 по вышеуказанным МКД истец взыскал в судебном порядке по решению Арбитражного суда г. Москвы от 06.08.2021 по делу N А40-9153/21.
Основываясь на положениях статей 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 8, 9, 10, 14, 15, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, разъяснениях, приведенных в пункте 9 раздела VI Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 24.12.2014 управляющая организация является получателем коммунальных услуг.
Стоимость тарифов коммунальных ресурсов и нормативы их потребления на территории Московской области устанавливаются на законодательном уровне уполномоченными органами Московской области (сведения о причине действующих в конкретный период времени тарифов и нормативно-правовом акте, которым они утверждены указаны в приложении).
По смыслу положений статей 210,249 ГК РФ, статей 36, 39, 154,158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Данная обязанность возникает в силу закона и не обусловлена наличием договорных отношений с управляющей компанией.
Такой вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 28.06.2017, согласно которому в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей компании обязательными в силу закона, в связи с чем, она не могла отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного (муниципального) контракта.
Отсутствие со стороны собственника помещения в многоквартирном доме действий по заключению контракта в целях исполнения своей обязанности по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме не является основанием для освобождения от внесения соответствующей платы.
Таким образом, поскольку направленная в адрес ответчика претензия оставлена последним без ответа и удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Во исполнение обязанностей управляющей компании по обслуживанию многоквартирного дома истцом производились расчеты с контрагентами за поставленные коммунальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги по техническому обслуживанию жилых домов.
Согласно п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне", имущество Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами, а также функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно п. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 3 ст. 123.21, п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, в структуру которого входят службы, центральные органы военного управления и иные подразделения.
Согласно пп. 45, пп. 48 и пп. 56 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 финансовое обеспечение Вооруженных сил, размещение и оплату заказов на покупку имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных сил, обеспечение в Вооруженных силах хранения и расходования материальных ресурсов и финансовых средств осуществляет Министерство обороны РФ.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
Как разъяснено в п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.05.2019 N 13 при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российское Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 1 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт I статьи 242.5 БК РФ).
Согласно п.п. 2 п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федеральной: бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципальной образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъект.
Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчике по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
В соответствии с пп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российское Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 Министерстве обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федеральной бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ и реализации возложенных на него полномочий.
В соответствии с п. п. 9, 10 Положения о Министерстве обороны РФ, Министерство обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны и реализацию возложенных на него полномочий.
Согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения является соответствующее публично-правовое образование и, следовательно, взыскание задолженности в порядке субсидиарной ответственности должно производиться за счет казны соответствующего публично-правового образования по долгам федерального учреждения.
Согласно ст. 399 Гражданского кодекса РФ, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск, - привлечь основного должника к участию в деле.
Во исполнение требований ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ "Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений" взыскание средств производится в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам с главного распорядителя средств федерального бюджета, т.е. Министерства обороны РФ, которое несет субсидиарную ответственность по долгам подведомственного учреждения - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России".
На основании ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона (статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации) обязан нести расходы на содержание общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Таким образом, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что, поскольку факт наличия и размер просроченной задолженности подтверждены материалами дела, доказательств своевременного погашения долга не представлено, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Доводы заявителей жалобы относительно отсутствия доказательств направления платежных документов, также отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку исходя из буквального толкования п. 2 ст. 155 ЖК РФ, не следует, что обязанность по своевременному внесению платы за коммунальные услуги, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома ставится в зависимость от получения должником платежных документов; основанием возникновения обязанности по оплате в силу норм жилищного законодательства является факт владения помещением в многоквартирном доме и оказания соответствующих услуг, но не выставленный на оплату документ.
Отсутствие выставленных счетов в рассматриваемом случае не может свидетельствовать об отсутствии обязанности по оплате.
Обязанность истца по направлению в адрес ответчика счетов на оплату, не является встречной по отношению к обязанности ответчика по оплате таких услуг.
То есть даже в случае если истцом в адрес ответчика документы, на основании которых должна производиться оплата, не направлены, счета не выставлены, указанное обстоятельство само по себе не является свидетельством освобождения заказчика от оплаты фактически оказанных исполнителем услуг.
Довод заявителя жалобы о том, что истцом неверно произведен расчет задолженности, также отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку истцом в материалы дела представлена информация о количестве дней заселения, произвел подробный расчет по одной из квартир по своей услуге (содержание и ремонт), и по коммунальной ОДН.
Тариф согласно постановлению Главы городского округа Московской области от 1 ноября 2018 года N 2650: по МКД N 20 по ул. Красный Текстильщик: 25,09 руб. (без лифта и мусоропровода).
Тариф по МКД N 1 Г ул. Октябрьская: 27,91 руб. (тариф согласно ОСС).
Тарифы по коммунальным услугам ОДН, утверждены соответствующим распоряжением комитета по ценам и тарифам Московской области.
При этом, судебная коллегия обращает внимание на то, что, ответчиком услуги (содержание и ремонт) были получены, каких-либо претензий с его стороны на качество или количество не поступало, доказательств иного, а также доказательств, что спорные объекты не принадлежат ответчику и не являются пустующим фондом, ответчик не представил.
Доводы заявителя жалобы о том, что истцом не доказано, что спорные объекты закреплены за ответчиком, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Действительно, приказом Директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 18.03.2022 N 1627 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на жилые помещения (квартиры), заявленные истцом в исковых требованиях.
Однако, как следует из искового заявления, истцом заявлены требования о взыскании задолженности за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, когда приказ был издан лишь 18.03.2022.
Согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ субъект, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В силу ч. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Таким образом, поскольку ответчик в спорный период обладал правом оперативного управления на указанные нежилые помещения, именно он в соответствии с положениями ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации несет обязанность по оплате оказанных услуг.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (п. 1 ст. 39 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение для собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме включает плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, _ потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (ст. 154 ЖК РФ).
Так, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора (п. 3 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.2023 г. по делу N А40-135854/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-135854/2022
Истец: ООО "ЗАНАРЬЕ - ЖКХ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18562/2023
07.02.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-90021/2023
21.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18562/2023
18.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19570/2023
22.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-135854/2022