17 мая 2023 г. |
дело N А83-18069/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.05.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Мунтян О. И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Гутник Г.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сенюгиной Татьяны Анатольевны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.11.2022,
принятое по иску государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэкоресурсы" (ОГРН 1149102010166, ИНН 9102007587, 295001, Республика Крым, Симферополь Город, Крымская Улица, Дом 4-А)
к индивидуальному предпринимателю Сенюгиной Татьяне Анатольевне (ОГРНИП 314910236712013, ИНН 910801007513)
о взыскании долга и пени,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымэкоресурсы" (далее - ГУП РК "Крымэкоресурсы") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к индивидуальному предпринимателю Сенюгиной Татьяне Анатольевне (далее - ИП Сенюгина Т.А.) с иском о взыскании долга в размере 64791,83 руб. и пени за период с 13.01.2020 по 13.08.2021 в размере 10489,00 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.11.2022 исковые требования удовлетворены. С ИП Сенюгиной Т.А. в пользу ГУП РК "Крымэкоресурсы" взыскан долг в сумме 64791,83 руб., пеня за период с 13.01.2020 по 13.08.2021 в сумме 10489,00 руб.
Не согласившись с решением суда от 14.11.2022, ИП Сенюгина Т.А. обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Апеллянт указывает, что в договорных отношениях с ГУП РК "Крымэкоресурсы" не состоит. Договор по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), акты и счета на оплату ИП Сенюгина Т.А. не получала и не подписывала; собственником ТКО не являлась и не является. Истцом надлежащие доказательства оказания услуг не представлены. Кроме того, услуги по вывозу ТКО согласно пункту 8 части 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставляются на бесплатной основе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУП РК "Крымэкоресурсы" возразило против её удовлетворения, указало, что истец - региональный оператор - независимо от факта заключения с собственниками коммунальных отходов договора на оказание услуг по обращению с ТКО, на основании заключенного соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Крым обязан оказывать услуги. Услуги по вывозу ТКО оказаны. Предоставленные услуги приняты ответчиком без замечаний по объему и качеству. Таким образом, ИП Сенюгина Т.А. обязана оплатить услуги, объем которых исчислен по нормативу, по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, согласно приказу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 19.12.2018 N 62/6 "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами государственному унитарному предприятию "Крымэкоресурсы".
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 11.05.2023 представителей не направили.
До начала судебного заседания от ГУП РК "Крымэкоресурсы" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
К апелляционной жалобе ИП Сенюгина Т.А. приложила дополнительные доказательства: полученное ею уведомление ГУП РК "Крымэкоресурсы" от 15.11.2022 о необходимости заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО, а также претензию ИП Сенюгиной Т.А. в ответ на уведомление ГУП РК "Крымэкоресурсы".
В судебном заседании 11.05.2023 суд апелляционной инстанции, руководствуясь абзацем 2 частью 2 статьи 268 АПК РФ, с целью полноты и всесторонности рассмотрения обстоятельств спора, приобщил к материалам дела приложенные к апелляционной жалобе доказательства: уведомление ГУП РК "Крымэкоресурсы" от 15.11.2022 о необходимости заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО и претензию ИП Сенюгиной Т.А. от 22.11.2022 в ответ на уведомление ГУП РК "Крымэкоресурсы".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с соглашением, заключенным между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым и ГУП РК "Крымэкоресурсы" от 12.07.2018 "Об организации и осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории логистических зон (кластеров) Республики Крым N 1, N 3, N 4, N 5 и N 6" (далее - Соглашение), ГУП РК "Крымэкорссурсы" наделено функциями регионального оператора по обращению с ТКО на территории установленных логистических зон с 01.01.2019.
Статус регионального оператора присвоен ГУП РК "Крымэкоресурсы" на период с момента заключения данного соглашения по 30.04.2028.
В соответствии с пунктом 7.2 Соглашения региональный оператор приступил к исполнению обязательств по Соглашению в полном объеме с 01.01.2019.
ИП Сенюгина Т.А. с 23.12.2014 зарегистрирована в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является 47.11 - торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.
Согласно акту ГУП РК "Крымэкоресурсы" от 29.07.2019 ИП Сенюгина Т.А. осуществляет хозяйственную деятельность в с. Первомайское, ул. Советская, 62, - продовольственный магазин площадью 35 кв.м.
С сопроводительным письмом от 03.12.2019 N 1628 ГУП РК "Крымэкоресурсы" направило ИП Сенюгиной Т.А. два экземпляра договора от 26.11.2019 N АО17/478/ИП/19 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые получены ответчиком 06.12.2019 (РПО 29730038039196).
ИП Сенюгина Т.А. подписанный экземпляр договора от 26.11.2019 N АО17/478/ИП/19 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или протокол разногласий к нему ГУП РК "Крымэкоресурсы" не вернула.
Следовательно, в силу частей 4, 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктами 5 и 7 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами признается заключенным между ГУП РК "Крымэкоресурсы" и ИП Сенюгиной Т.А. на основе типового договора.
Так, в соответствии с пунктом 1.1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, размещение (захоронение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.01.2019 (пункт 1.4 договора).
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Согласно приказу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 19.12.2018 N 62/6 "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГУП РК "Крымэкоресурсы".
В соответствии с пунктом 2.2 договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Согласно пункту 6.1 договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 6.2 договора).
Согласно пункту 8.1 договора он заключается на срок до 31.12.2020.
Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункт 8.2 договора).
ГУП РК "Крымэкоресурсы" в период с 01.12.2019 по 30.04.2021 оказывало ИП Сенюгиной Т.А. услуги по обращению с ТКО.
ГУП РК "Крымэкоресурсы" составлены акты выполненных работ/оказанных услуг на общую сумму 64791,83 руб.: от 30.12.2019 N 00БП-103023, от 31.01.2020 N 00БП-005552, от 28.02.2020 N 00БП-022154, от 31.03.2020 N 00БП-036866, от 30.04.2020 N 00БП-047876, от 29.05.2020 N 00БП-061140, от 30.06.2020 N 00БП-080850, от 30.071.2020 N 00БП-093217, от 31.08.2020 N 00БП-107520, от 30.09.2020 N 00БП-125774, от 30.10.2020 N 00БП-136934, от 30.11.2020 N 00БП-165311, от 28.12.2020 N 00БП-179865, от 29.01.2021 N 00БП-007818, от 26.02.2021 N 00БП-026032, от 31.03.2021 N 00БП-043119, от 30.04.2021 N 00БП-062527 (т. 1, л.д. 16-24).
ГУП РК "Крымэкоресурсы" выставило ИП Сенюгиной Т.А. соответствующие счета на оплату услуг по обращению с ТКО.
ГУП РК "Крымэкоресурсы" посредством почтовой связи (РПО N 29500162010305) направило в ИП Сенюгиной Т.А. претензию с требованием оплатить задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО в размере 64791,83 руб. Указанная претензия получена адресатом 19.08.2021.
Поскольку требования, изложенные в претензии, не исполнены, ГУП РК "Крымэкоресурсы" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 12, 309, 310, 330, 421, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), учитывая, что истец обязательства по договору выполнил в полном объеме, установив факт наличия задолженности ИП Сенюгиной Т.А. по Договору, пришел к выводу о правомерности заявленных исковых требований о взыскании задолженности по Договору и пени за просрочку её оплаты.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, судебная коллегия апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, учитывая следующее.
Правоотношения сторон по делу регулируются положениями главы 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг) и специальными нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") далее - Правила N 1156.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов. Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Статус регионального оператора присвоен ГУП РК "Крымэкоресурсы" на период с 01.01.2019 по 30.04.2028.
Следовательно, с 01.01.2019 потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать отходы не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно пунктам 6, 7 Правил N 1156 региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям но адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора. В случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - Соглашение) в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга но обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.
Публичный договор может быть заключен с применением публичной оферты, то есть содержащего все условия договора предложения, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (часть 22 статьи 437 ГК РФ).
Согласно пункту 8.17 Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89- ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
ГУП РК "Крымэкоресурсы" опубликовало на официальном сайте организации в разделе документы публичную оферту для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО для юридических и физических лиц.
Кроме того, 14.08.2018 на сайте Правительства Республики Крым опубликована информация для граждан и юридических лиц о необходимости с 01.01.2019 заключить с региональным оператором договор на вывоз ТКО. В Уведомлении указана вся необходимая информация для заключения договора на вывоз ТКО.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) -8 (7) Правил N 1156.
В соответствии с абзацем 4 пункта 8(17) Правил N 1156, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 148(2) Правил N 1156 установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 10 пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее: фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
На основании пункта 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае отсутствия между сторонами правоотношения по обращению с ТКО договора региональный оператор обязан оказывать услугу по обращению с ТКО, а потребитель обязан указанную услугу оплачивать.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Правилами N 1156.
В соответствии с Правилами N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Таким образом, региональный оператор, независимо от факта заключения с собственниками коммунальных отходов индивидуального договора на оказание услуг по обращению с ТКО, обязан оказывать услуги как региональный оператор на основании заключенного Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами па территории Республики Крым, а юридическое лицо, осуществляющее деятельность на территории Республики Крым, обязано оплачивать услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами независимо от факта заключения им индивидуального договора с региональным оператором на условиях типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
С учетом изложенного, обязанность по оплате оказываемых региональным оператором услуг по обращению с ТКО у ИП Сенюгиной Т.А. возникла с 01.01.2019.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с нормами части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение оказания услуг в спорный период ГУП РК "Крымэкоресурсы" представило в материалы дела акты выполненных работ/оказанных услуг на общую сумму 64791,83 руб.: от 30.12.2019 N 00БП-103023, от 31.01.2020 N 00БП-005552, от 28.02.2020 N 00БП-022154, от 31.03.2020 N 00БП-036866, от 30.04.2020 N 00БП-047876, от 29.05.2020 N 00БП-061140, от 30.06.2020 N 00БП-080850, от 30.071.2020 N 00БП-093217, от 31.08.2020 N 00БП-107520, от 30.09.2020 N 00БП-125774, от 30.10.2020 N 00БП-136934, от 30.11.2020 N 00БП- 165311, от 28.12.2020 N 00БП-179865, от 29.01.2021 N 00БП-007818, от 26.02.2021 N 00БП-026032, от 31.03.2021 N 00БП-043119, от 30.04.2021 N 00БП-062527 (т.1, л.д. 16-24).
Представленные в материалы дела акты содержат реквизиты исполнителя и заказчика и позволяют установить содержание конкретной хозяйственной операции, дату ее совершения, факт оказания услуг, условия о наименовании и стоимости оказанной услуги.
Раздел 5 Договора на оказание услуг по обращению с ТКО регулирует порядок фиксации нарушений.
Так, в соответствии с пунктом 5.1 Договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем двух незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видео фиксации и в течение 3-х (трех) рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3-х (трех) рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта Региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3-х (трех) рабочих дней со дня получения акта. В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
Акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору ИП Сенюгина Т.А. в материалы дела не представила.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей предметом деятельности ИП Сенюгиной Т.А. (Код и наименование вида деятельности) является 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах. Дополнительный вид деятельности 47.59 Торговля розничная мебелью, осветительными приборами и прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах.
Нормы накопления ТКО определены региональным оператором по нормативу, по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, согласно приказу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 19.12.2018 N 62/6 "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Государственному унитарному предприятию "Крымэкоресурсы".
Расчет стоимости оказанных услуг за 2019 год проведен по тарифу в соответствии с приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым N 62/6 от 19.12.2018 "Об установлении предельных единиц тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГУП РК "Крымэкоресурсы" на 2019 год" (с учетом приказа N 13/2 от 28.03.2019 г. "О внесении изменений в некоторые приказы Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым").
Расчет стоимости оказанных услуг за 2020 год произведен по тарифу в соответствии с приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым N 61/6 от 19.12.2019 "Об установлении предельных единиц тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГУП РК "Крымэкоресурсы" на 2020-2022 годы".
Ответчик доказательства оплаты оказанных услуг по вывозу ТКО в сумме 64791,83 руб. не представил.
Довод апеллянта, что услуги по вывозу ТКО согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставляются бесплатно, основан на неверном толковании ответчиком норм материального права.
Довод апеллянта о необходимости вызова в судебное заседание свидетеля Мартынова Дмитрия Анатольевича, которым составлялись акты выполненных работ за оказанные услуги, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, ему дана надлежащая оценка.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск ГУП РК "Крымэкоресурсы" о взыскании с ИП Сенюгиной Т.А. задолженности за период с 01.12.2019 по 30.04.2021 в сумме 64791,83 руб.
Поскольку ИП Сенюгина Т.А. не оплачивала своевременно оказанные ей региональным оператором услуги по вывозу ТКО, ГУП РК "Крымэкоресурсы" вправе начислить неустойку (пеню).
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 6.1. Договора предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6.2. Договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Данный пункт соответствует типовому договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Истец просил взыскать неустойку за период с 13.01.2020 по 13.08.2021 по периодам действия ставки в размере 10489,83 руб.
Судом первой инстанции проверен расчет пени, и в нём обнаружены неточности в части применения значения ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Однако, поскольку истцом ко взысканию заявлена сумма пени в меньшем размере, чем могло быть заявлено при правильном её исчислении, что является правом истца и не нарушает прав и законных интересов ответчика, суд первой инстанции правомерно признал требование истца о взыскании пени за период с 13.01.2020 по 13.08.2021 в размере 10489,83 руб. подлежащим удовлетворению.
Ответчик в своей жалобе утверждает, что в соответствии постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов" взыскание пени за просрочку оплаты за услугу по вывозу ТБО не предусмотрено.
Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утв. постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155), на которые ссылается ответчик, к случаям осуществления предпринимателями хозяйственной деятельности не применяются, поскольку они приняты в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу жидких бытовых отходов.
Кроме того, указанные Правила постановлением Правительства России от 11.07.2020 N 1036 признаны утратившим силу с 01.01.2021.
Представленные апеллянтом уведомление ГУП РК "Крымэкоресурсы" от 15.11.2022 о необходимости заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО и претензия ИП Сенюгиной Т.А. от 22.11.2022 в ответ на уведомление ГУП РК "Крымэкоресурсы" к спорному периоду не относятся, следовательно, в силу статьи 67 АПК РФ не признаются доказательствами по настоящему делу.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.11.2022 по делу N А83-18069/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сенюгиной Татьяны Анатольевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-18069/2021
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМЭКОРЕСУРСЫ"
Ответчик: Сенюгина Татьяна Анатольевна