г. Пермь |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А60-68129/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шаламовой Ю.В.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица, общества с ограниченной ответственностью "Зеленый лес",
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое в порядке упрощенного производства.
от 28 февраля 2023 года
по делу N А60-68129/2022
по заявлению Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457)
к обществу с ограниченной ответственностью "Зеленый лес" (ИНН 6685138270, ОГРН 1176658079498)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Зеленый лес" (далее - общество, ООО "Зеленый лес") к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 февраля 2023 года (резолютивная часть от 17 февраля 2023 года) заявленные требования удовлетворены. ООО "Зеленый лес" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Доводы жалобы, сводятся к недоказанности состава вменного административного правонарушения. Обращает внимание на то, что само по себе отсутствие на 24.11.2022 оборудования Заинтересованного лица по адресу, указанному в лицензии ООО "Зеленый лес", состава административного правонарушения не образует, о событии такого нарушения не свидетельствует. Считает, что в нарушение положений названной статьи и статей 168, 170 АПК РФ суд первой инстанции должным образом не исследовал и не оценивал доказательства, на которые ссылалось Общество "Зеленый лес" в подтверждение своих доводов. Полагает, что использованные Управлением доказательства (ТУ 39.00.11-001-2019, ТР 39.0. 11-001-2019) которые положены в обоснование вывода о вине ООО "Зеленый лес" достоверными не являются. Обращает внимание на то, что отсутствие у Заинтересованного лица собственного санитарно - эпидемиологического заключения на площадку не образует состава по вменяемой Обществу статье и не является нарушением обязательных требований. Проведение работ по утилизации отходов на площадке МУП "Водоканал" по адресу: Екатеринбург, ул. Косарева, 24 не нарушает обязательных требований. Любой подрядчик МУП "Водоканал", отвечающий требованиям конкурсной документации, может проводить работы по утилизации отходов на рассматриваемой площадке. Выводы протокола об административном правонарушении и суда первой инстанции о возможности утилизировать отходы исключительно установкой Фортан и невозможности использования оборудования ВК-300 объективно ничем не подтверждены. Настаивает на том, что ООО "Зеленый лес" ни на дату оформления акта проверки, ни на дату составления протокола об административном правонарушении, ни на дату вынесение оспариваемого судебного решения от 28.02.2023 не ознакомлено с материалами проверки в полном объеме. Не опровергнут Заявителем довод Заинтересованного лица о том, что должностное лицо, составившее и подписавшее протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Зеленый лес" не уполномочено на составление протоколов по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Кроме того считает, что на дату вынесения оспариваемого решения срок давности привлечения ООО "Зеленый лес" к административной ответственности истек.
Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В представленных возражениях, общество указывает также на существенные нарушения процедуры привлечения к ответственности, настаивает на отсутствии события правонарушения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, 09 декабря 2022 года старшим государственным инспектором Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по результатам внеплановой выездной проверки, установлено, что ООО "Зеленый лес" осуществляет лицензируемые виды деятельности с нарушением лицензионных требований, предусмотренных пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, что явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении по делу об административном правонарушении N 03-01-18/108-2022 от 09.12.2022 по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, а именно осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Поскольку в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, вышеназванный протокол об административном правонарушении вместе с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, направлены в Арбитражный суд Свердловской области.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с Законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3).
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п.1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно абзацам а, в, г, д Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" лицензионными требованиями предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а так же к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами являются:
а) для работ по сбору отходов I - IV классов опасности:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
в) для работ по обработке отходов I - IV классов опасности:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
г) для работ по утилизации отходов I - IV классов опасности:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ в области обращения с отходами I - IV классов опасности оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе"), а также использование лицензиатом объекта утилизации отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
д) для работ по обезвреживанию отходов I - IV классов опасности:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статей 11 и 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе"), за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также использование лицензиатом объекта обезвреживания отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, 06.12.2022 по итогам внеплановой выездной проверки, проведенной на основании решения заместителя руководителя Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 21.11.2022 N 1283-РШ в отношении ООО "Зеленый лес" установлено, что ООО "Зеленый лес" допустило нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования по адресу: 620010, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Косарева, д. 24, выразившееся в осуществлении лицензируемого вида деятельности с нарушением лицензионных требований, а именно: общество имеет действующую лицензию в области обращения с отходами N (66)-660026-СОУБ от 10.11.2020 в части сбора, обработки, утилизации, обезвреживания-отходов III-IV класса опасности (далее - Лицензия).
Согласно лицензии, место осуществления лицензируемого вида деятельности: 623317, Свердловская обл. Красноуфимский район, село Чувашково (база минеральных удобрений).
Согласно договору аренды недвижимого имущества N 28/2020 от 20.03.2020 ПАО "Красноуфимскаргохимсервис" передает Обществу следующее недвижимое имущество:
- часть помещений общей площадью 250,0 (двести пятьдесят) кв.м., расположенного в складском комплексе;
- производственную площадку, 350,0 (триста пятьдесят) кв.м., расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером (далее - ЗУ с КН) 66:14:0101017:308 по адресу: 623317, Свердловская обл. Красноуфимский район, село Чувашково (база минеральных удобрений). Общая площадь земельного участка 59 538 кв.м.
В адрес Общества от АО "Красноуфимскаргохимсервис" направлено Уведомление о расторжении договора аренды в одностороннем порядке от 22.05.2020.
Таким образом, в результате проведения контрольно-надзорного мероприятия установлен факт представления Обществом недостоверных сведений, на основании которых лицензирующим органом принято решение о предоставлении лицензии ООО "Зеленый лес".
Кроме того, в представленном пакете документов на предоставление лицензии в части сбора, обработки, утилизации, обезвреживания отходов III-IV класса опасности, Обществом предоставлен договор аренды с ООО "ЭКОС" N 16-12/а движимого имущества (оборудования) от 16.12.2019 - Установка Фортан, акт приема-передачи от 16.12.2019.
Однако, в ходе проведения настоящей проверки установлено, что Общество передало ООО "ЭКОС" оборудование (Установка Фортан), что подтверждается актом возврата от 11.12.2020, спустя месяц со дня получения лицензии.
Сотрудниками Управления 24.11.2022 осуществлен выезд на территорию производственной площадки по адресу: Свердловская обл. Красноуфимский район, село Чувашково (база минеральных удобрений) ЗУ с КН 66:14:0101017:308.
В ходе осмотра производственной площадки, установлено, что лицензируемый вид деятельности, согласно лицензии N (66)-660026-СОУБ от 10.11.2020, в части сбора, обработки, утилизации, обезвреживания отходов III-IV класса опасности, не осуществляется Обществом на территории АО "Красноуфимскагрохимсервис", в соответствии с договором аренды недвижимого имущества N 28/20 от 20.03.2020. Оборудование для осуществления деятельности в части обработки, утилизации, обезвреживания на ЗУ с КН 66:14:0101017:308 отсутствует.
По результатам выезда составлен протокол осмотра N 1 от 24.11.2022 и протокол опроса N 1 от 24.11.2022 представителя АО "Красноуфимскагрохимсервис" заместителя генерального директора Швецова Николая Ивановича.
Протоколом опроса N 1 от 24.11.2022 установлено, что ввоза оборудования для осуществления лицензируемой деятельности на территорию ЗУ с КН 66:14:0101017:308 не происходило, никто из сотрудников Общества в период с 2020 по 2022 не посещал территорию базы.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290, у Общества на момент проведения проверки отсутствуют здания, строения, сооружения и помещения для осуществления деятельности в части сбора, обработки, утилизации и обезвреживания отходов I - IV классов опасности.
При этом, судом апелляционной инстанции отклоняются ссылки руководителя на акт лицензионной проверки от 06.11.2020 N 485-л, поскольку акт проверки составлен при получении лицензии. При проведении настоящей проверки установлены иные обстоятельства, которые не могут быть опровергнуты актом проверки от 06.11.2020.
Вместе с тем, в 2021-2022 годы ООО "Зеленый лес" осуществляло деятельность по утилизации отходов на производственной площадке МУП "Водоканал" по адресу 620010, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Косарева, д. 24.
ООО "Зеленый лес" заключило лицензионный договор N 26/01-ЭТГ-2021, согласно которому утилизация отходов должна осуществляться с применением TP 39.00.11-001-2019 от 20.03.2019 "Технологический регламент комплексной утилизации отходов с получением полезной продукции" получившей положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации, утвержденным приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 30.04.2019 N 81-Э.
С учетом полученной лицензии, Общество может осуществлять утилизацию с помощью установки Фортан, но данное оборудование, как указано выше, передано арендатору - ООО "ЭКОС". Использование оборудования для утилизации отходов очистки сточных вод - Ворошитель компоста прицепной ВК-300 с производительностью 800-1400 м3/ч. не соответствует требованиям действующей лицензии, в связи с отсутствием оборудования в представленном пакете документов на предоставление лицензии в части сбора, обработки утилизации, обезвреживания отходов III-IV класса опасности.
Согласно п. 2.2.1 Технологического регламента комплексной утилизации отходов с получением полезной продукции TP 39.00.11-001-2019 от 20.03.2019 производственная площадка для проведения работ по утилизации отходов должна быть обустроена в соответствие с требованиями СанПиН 02.1.7.1322 "Гигиеничекие требования к размещению к обезвреживанию отходов производства и потребления".
Согласно реестру санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, у Общества имеются санитарно-эпидемиологические заключения:
- 66.01.31.000.М.001422.06.20 от 01.06.2020, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемые для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности (сбор, транспортирование, утилизация, обезвреживание отходов II-IV класса опасности, обработка отходов III-IV класса опасности). Производственная площадка, Свердловская область, Красноуфимский район, село Чувашково (база минеральных удобрений). Соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления.";
66.01.31.000.М.002528.11.22 от 18.11.2022, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемые ООО "Зелёный лес" для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности (сбор, утилизация отходов II-IV класса опасности). Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Косарева, дом 26 А. Соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Доказательств наличия у общества санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для осуществления деятельности, в части утилизации по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Косарева, д. 24 материалы дела не содержат.
Между МУП "Водоканал" и Обществом заключены договоры на оказание услуг N 579-ЗК (ЭЛ)/2021 от 02.02.2022, N 140-К(ЭЛ)/2022 от 24.05.2022, N 208-ЗК/2021 от 18.06.2021, N 414-ЗК(ЭЛ)-2021 от 26.10.2021 по приему (сбору) на утилизацию отходов очистки сточных вод с территории структурного подразделения МУП "Водоканал".
Согласно п.3.1 технического задания договору оказания услуг N 579-ЗК (ЭЛ)/2021, Общество принимает для утилизации следующие отходы:
- Смесь осадков при физико-химической очистке хозяйственно-бытовых сточных вод (ФКК0 7 22 151 11 33 4);
- Ил избыточный биологически очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (ФККО 7 22 201 11 39 4).
За 2021 год ООО "Зеленый лес" утилизировало 36360,099 т отходов - Ил избыточный биологически очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (ФККО 7 22 201 11 39 4), за истекший период 2022 год по данным учета, утилизировано 38404,1 т. Данный факт подтверждается таблицами данных учета в области обращения с отходами в соответствии с приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении Порядке учета в области обращения с отходами" за 2021 год и I, II, III квартал 2022 года, а так же, актами утилизации отходов N1 от 27.10.2021, N1 от 27.12.2021, N2 от 22.4.2022, N3 от 27.05.2022, N1 от 17.11.2022.
Таким образом, ООО "Зеленый лес" осуществляет лицензируемые виды деятельности с нарушением лицензионных требований, предусмотренных п. 3, пп. а) в) г) Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Ссылка общества на экологическую экспертизу проекта технической документации "Комплексная технология утилизации отходов с получением полезной продукции" не свидетельствует о получении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для осуществления деятельности, в части утилизации по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Косарева, д. 24.
Указанные выше нарушения, нашедшие подтверждение материалами дела, свидетельствуют о наличии события вменяемого административного правонарушения, ответственность за совершение которых установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, установление вины как одного из необходимых элементов состава правонарушения является обязательным, при этом вина подлежит установлению при рассмотрении вопроса о привлечении общества к административной ответственности и должна быть доказана административным органом.
Вина ООО "Зеленый лес", установленная административным органом, выразилась в том, что у юридического лица, допустившего правонарушение, имелась возможность соблюдения условий лицензии, но им не приняты все зависящие от него меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; не обеспечен контроль за соблюдением требований законодательства о лицензировании.
Рассматривая вопрос о виновности общества, суд первой инстанции признал доказанным наличие вины общества, связанным с нарушением лицензионных требований, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Выводы суда являются верными. Основания для иных суждений в данной части апелляционный суд не усматривает.
Вопреки доводам заявителя жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не пропущен.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российско Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекс. Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).
В силу пункта 19 указанного постановления при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 24.03.2005 N 5 "С некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует с том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В рассматриваемом случае совершенные Обществом правонарушения, выразившиеся в осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных условий, являются длящимися правонарушением.
С учетом длящегося характера административного правонарушения срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять со дня его выявления уполномоченным лицом, то есть с составления протокола осмотра, акта от 24.11.2022.
Таким образом, на момент принятия судом первой инстанции резолютивной части решения срок давности привлечения Общества к административной ответственности не истек.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Доводы о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 2 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье.
В части 3 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что помимо указанных случаев протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2, 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Руководствуясь положениями части 3 статьи 28.3 КоАП РФ, пункта 2 положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290, пунктов 1, 4 положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, пунктом 2 перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Росприроднадзора от 19.03.2015 N 224, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - заместитель начальника отдела государственного, экологического надзора, земельного надзора и надзора в области обращения с отходами по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, было наделено соответствующими полномочиями.
Вопреки позиции заинтересованного лица о том, что общество не было ознакомлено с материалами проверки, судом отклонен, так как из материалов дела следует, что заинтересованное лицо участвовало при составлении протокола, ознакомлено с актом.
С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Исключительность ситуации, в которой было совершено правонарушение, из материалов дела не усматривается.
Назначенное судом административное наказание в виде предупреждения соответствует минимальной санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 февраля 2023 года (резолютивная часть от 17 февраля 2023 года) по делу N А60-68129/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-68129/2022
Истец: УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОСПРИРОДНАДЗОРА
Ответчик: ООО "ЗЕЛЕНЫЙ ЛЕС"