г. Санкт-Петербург |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А26-1765/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Радченко А.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: Васильевой Я.А.
при участии: согласно протоколу судебного заседания Васильевой Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3776/2022) общества с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.12.2021 по делу N А26-1765/2021 (судья Ильющенко О.В), принятое по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к обществу с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" о взыскании, и по встречному иску о признании недействительным расчета арендной платы,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" о взыскании 1 443 367 руб. 83 коп., в том числе 1.442.528 руб. задолженности по арендной плате, 839 руб. 83 коп. пеней.
Общество обратилось со встречным иском о признании недействительным расчета арендной платы, изложенного в уведомлении от 24.12.2020 N 4741.
Решением от 27.12.2021 иск удовлетворен; в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене. Доводы Общества сводятся к несогласию с увеличением арендной платы на основании уведомления от 24.12.2020 N 4741.
Определением от 29.03.2023 апелляционный суд приостановил производство по делу N А26-1765/2021 до принятия Арбитражным судом Северо-Западного округа судебного акта по делу А26- 11102/2019.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.04.2022 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по делу N А26-11102/2019 в обжалуемой части оставлено без изменения, а кассационная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" - без удовлетворения.
Министерство направилj в апелляционный суд ходатайство о возобновлении производства по делу.
Определением от 23.03.2023 апелляционный суд назначил судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" на 10 мая 2023 года в 14 час. 10 мин.
В судебном заседании 10.05.2023 произведена замена состава суда в порядке ч. 3 ст. 18 АПК РФ; протокольным определением производство по делу возобновлено.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (правопредшественником Министерства, арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью "Грин Лайн" (арендатором) 24.12.2014 заключен договор N 163-з (далее - договор), в соответствии с пунктами 1.1 - 1.5 которого арендодатель на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 09.12.2014 N 2 передал, а арендатор принял во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 49 330 га, с кадастровым номером 10:21:0000000:86, расположенный на территории Пряжинского лесничества в кварталах 66-69, 75-83, 93-103, 107-118, 125-126 Святозерского участкового лесничества, кварталах 12-80, 83-87, 89-101 Кинелахтинского участкового лесничества, кварталах 9-13, 15-22, 24-72 Паннильского участкового лесничества, для использования в целях заготовки древесины; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 79-2014-10 (1020); схема расположения лесного участка, его границы и характеристика представлены в приложениях N 1 и 2 к договору; ежегодный объем использования лесов приведен в приложении N 3 к договору. Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 20.02.2015.
Согласно пункту 7.1 срок действия договора установлен с 01.01.2015 и составляет 25 лет.
В соответствии с пунктом 2.1 договора размер арендной платы определен путем произведения установленного настоящим договором ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом коэффициента, установленного для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 9,25 (подпункт 2.1.1).
Арендатор обязан вносить арендную плату в следующих размерах и в следующие сроки: с 15 января по 15 декабря - по 8 % ежемесячно (подпункт 2.1.2); арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление (извещение) о начислении арендной платы на текущий год по форме, указанной в приложении N 4 к договору, не требующей подписания со стороны арендатора (подпункт 2.1.3).
В случае изменения ежегодного объема использования лесов, действующих ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением об этом арендатора (подпункт 2.1.4).
Пунктом 4.3.2 договора арендатору предоставлено право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), с указанием в Проекте освоения лесов, лесной декларации и других необходимых документах сведений о территориальном размещении проектируемых объектов.
В связи с передачей прав и обязанностей по договору на основании договора переуступки права аренды от 23.03.2018, заключенного между ООО "Грин Лайн" и Обществом, Министерством и Обществом 18.04.2018 подписано дополнительное соглашение к договору, которым произведена замена арендатора по договору на Общество, остальные условия договора оставлены неизменными, стороны подтвердили по ним свои обязательства в полном объеме (пункт 3). Дополнительное соглашение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.04.2018.
Уведомлением от 24.12.2020 N 4741 министерство сообщило ООО "КарлисВяртсиля" об обязанности в срок до 31.12.2020 внести арендную плату за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры, заявленный в лесных декларациях N 133 от 26.11.2020 и N 135 от 15.12.2020, в размере 112 041 руб. 36 коп. в части минимального размера платы в федеральный бюджет, 1 442 528 руб. - в части превышающей минимальный размер платы в бюджет Республики Карелия.
ООО "Карлис-Вяртсиля" платежным поручением N 1140 от 15.12.2020 внесло 672.598 руб. арендной платы по сроку на 15.12.2020, из которой 112.041 руб. министерство засчитало в счет оплаты по уведомлению от 24.12.2020 N 4741 в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.
Претензией от 19.01.2021 N 123 министерство потребовало погасить задолженность по арендной плате в сумме 1.442.528 руб., а также уплатить пени на основании пункта 5.3 договора N 163-з.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом обязательства по договору и оставление претензии без удовлетворения, министерство обратилось в арбитражный суд с иском.
Уточнив исковые требования министерство просит взыскать 1 442 528 руб. задолженности по арендной плате и 839 руб. 83 коп. пеней, начисленных за период с 15.01.2021 по 19.01.2021.
Общество обратилось со встречным иском о признании недействительным расчета арендной платы на сумму 1 554 569 руб., доведенного до арендатора уведомлением N 4741 от 24.12.2020.
В обоснование встречного иска и несогласия с первоначальным иском истец указал, что уведомление N 4741 от 24.12.2020 в силу статей 153-154 ГК РФ является односторонней сделкой, поскольку изменяет установленный договором N163-з размер арендной платы, подлежащий исчислению только исходя из ежегодного объема использования лесов равного 75000 куб.м.; начисление платы сверх указанного объема (в данном случае за древесину, полученную при создании объектов лесной инфраструктуры) не соответствует условиям договора аренды.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование либо во временное пользование.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
Пунктом 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Из приведенных нормативных положений следует, что минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ по договору аренды государственного или муниципального имущества размер арендной платы, определяемый по результатам проведения торгов, не является регулируемым.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Как следует из материалов дела, спорный договор заключен в соответствии с условиями проведенного аукциона, при этом согласно пункту 9 протокола об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 09.12.2014 N 2 была сформирована итоговая цена договора - 56 818 133 руб. Цена включает себя минимальный размер арендной платы, определенный в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а также сумму, превышающую минимальный размер, подлежащую уплате в бюджет Республики Карелия.
Общество принимало участие в аукционе и заключило спорный договор, реализуя преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок; документация об аукционе включала проект договора, пункт 2.1.1 которого содержал порядок расчета размера арендной платы, и в нем имелось указание на то, что размер арендной платы устанавливается с учетом двух коэффициентов, отсутствовало лишь само значение коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона; условия аукциона в установленном законом порядке не оспаривались.
В пункте 10 указанного протокола указано, что размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены аукциона в результате его проведения в размере 9,25.
Данный пункт протокола (в том числе, указанные в нем коэффициенты) воспроизведен в пункте 2.1.1 договора.
Согласно протоколу о результатах аукциона от 09.12.2014 была зафиксирована итоговая цена предмета аукциона - 56 818 133 руб., а также определен порядок исчисления арендной платы.
В указанном протоколе, как и в самом договоре, не предусмотрен порядок расчета арендной платы, ее индексации, исходя из составляющих частей начальной цены аукциона.
По своей юридической природе начальная цена аукциона теряет данный статус с момента окончания торгов и определения победителя, и соответственно, указанные в договоре коэффициенты подлежат применению к определенной по итогам торгов окончательной цене.
При этом пунктом 2.1.4 договора предусмотрено, что в случае изменения ежегодного объёма использования лесов, действующих ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с лесным законодательством, бюджетным и иным законодательством, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке, с уведомлением об этом арендатора.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Как разъяснено в п.43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ).
Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств. Учитывая указанные разъяснения, п.2.1.4 договора об изменении порядка исчисления арендной платы не может быть истолкован отдельно от п.2.1.1 Договора, определяющего порядок исчисления арендной платы.
При толковании условий договора апелляционный суд приходит к выводу, что указанный Договор содержит условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы.
При этом отсутствие в п.2.1.4 договора слова "пропорционально" не свидетельствует об ином смысловом значении указанного пункта.
Указанные выводы изложены в судебных актах по делу N А26-11102/2019 и соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 по делу N А303-ЭС15-19719.
Кроме того, правильность такого подхода к расчету арендной платы по заключенному сторонами договору подтверждена судебными актами по делу N А26-6769/2019.
Пунктом 4.3.2 договора арендатору предоставлено право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), с указанием в Проекте освоения лесов, лесной декларации и других необходимых документах сведений о территориальном размещении проектируемых объектов.
Виды использования лесов, к числу которых отнесена и заготовка древесины, перечислены в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов и в соответствии с пунктом 1 статьи 13 ЛК РФ допускается в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Создание на лесном участке лесной инфраструктуры является правом, а не обязанностью арендатора. Это означает, что в случае необходимости арендатор, в целях создания лесной инфраструктуры, вправе изъять лесной ресурс в объёме, установленном Проектом освоения лесов.
Таким образом, право на использование лесного участка для создания объектов лесной инфраструктуры вытекает исключительно из договора аренды и должно полностью ему соответствовать. Договором аренды лесного участка установлен вид использования лесов "заготовка древесины", который предполагает осуществление арендатором ряда мероприятий, которые самостоятельно определяются и фиксируются Обществом в Проекте освоения лесов.
Арендатор лесного участка определяет объем использования лесов, в том числе для создания объектов лесной инфраструктуры, проектируя данные мероприятия к ежегодному исполнению самостоятельно, но в пределах установленного ежегодного объема использования лесов.
Общим принципом арендных отношений является внесение арендной платы за пользование имуществом.
Одним из основных принципов лесного законодательства является платность использования лесов (пункт 11 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации).
ООО "Карлис-Вяртсиля" подало лесные декларации N 133 от 26.11.2020 и N 135 от 15.12.2020, в которых заявило о рубке древесины в общем объеме 854 куб.м. при создании лесной инфраструктуры (создание лесных дорог, лесопогрузочных пунктов).
Стоимость древесины согласно ведомостям материально-денежной оценки лесосек составила 112 041 рубль, из них:
- лесная декларация от 26 ноября 2020 года N 133 - 43 306 руб. 03 коп.(292 куб.м.)
- лесная декларация от 15 декабря 2020 года N 135-68 735 руб. 33 коп.(562 куб.м.)
112 041 руб. - стоимость древесины согласно ведомостям материально-денежной оценки лесосек;
1,5 - коэффициент, предусмотренный Договором аренды лесного участка; 9,25 - коэффициент, предусмотренный Договором аренды лесного участка.
112 041 X 1,5 X 9,25 = 1 554 569 руб. - сумма арендной платы, подлежащая уплате по сроку на 31.12.2020 года.
112 041 руб. - арендная плата в части минимальных ставок, подлежащая уплате в федеральный бюджет;
-) 1 554 569 - 112 041 = 1 442 528 руб. - арендная плата в части превышающей минимальные ставки, подлежащая уплате в республиканский бюджет.
Расчет министерства, выполненный на основании статьи 73 ЛК РФ, пункта 2.1.1 договора N 163-з, суд признал обоснованным.
Согласно изменениям в проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины ООО "Карлис-Вяртсиля" в Пряжинском лесничестве Республики Карелия 2019-2021, получившим положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов (утверждено приказом министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия N 2312 от 19.12.2019), ООО "Карлис-Вяртсиля" в период с 2019 года по 2021 год вправе произвести рубку лесных насаждений на лесном участке при создании объектов лесной инфраструктуры в общем объеме 57.88 тыс. м. куб.
В отзыве на встречный иск министерство указывает, что предоставляя арендатору право создавать лесную инфраструктуру, арендодатель согласовал Проект освоения лесов с учетом объемов использования лесов, необходимых для создания таких объектов сверх расчетной лесосеки.
Согласно п.2.1.4 договора в случае изменения ежегодного объема использования лесов размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением арендатора.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют, что ООО "Карлис-Вяртсиля" осуществляло заготовку древесины при создании объектов лесной инфраструктуры в соответствии с проектом освоения лесов, представило в министерство лесные декларации об использовании лесов с указанной целью.
В соответствии с частью 2 статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
При таких обстоятельствах, поскольку по условиям договора N 163-з размер арендной платы зависит от объема использования лесов, арендатор, вырубивший лесные насаждения в целях создания объектов лесной инфраструктуры, обязан внести плату за фактически вырубленную древесину.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно взыскано с Общества в республиканский бюджет 1.442.528 руб. задолженности по срокам оплаты на 31.12.2020, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы Общества отсутствуют.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.12.2021 по делу N А26-1765/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
А.В. Радченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1765/2021
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Карлис-Вяртсиля"