г. Москва |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А41-103484/22 |
Судья Десятого арбитражного апелляционного суда Марченкова Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу АО "Национальная транспортная компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 02 марта 2023 года по делу N А41-103484/22, по иску ОАО "Российские железные дороги" к АО "Национальная транспортная компания" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские Железные Дороги" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к АО "НТК" с требованием о взыскании суммы провозных платежей в размере 41366 руб. 40 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 марта 2023 года по делу N А41-103484/22 с АО "НТК" в пользу ОАО "Российские Железные Дороги" взыскана сумма провозных платежей в размере 41366 руб. 40 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. 00 коп.
Не согласившись с данным судебным актом, Домодедовская таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении жалобы в порядке упрощённого производства извещены арбитражным судом надлежащим образом в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле, после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва и иных документов по делу.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
АО "Национальная транспортная компания" (далее также - грузоотправитель) отправило со станции Петрозаводск Октябрьской железной дороги груз - порожний вагон N 50037399 до станции назначения - Терентьевская ЗападноСибирской железной дороги по железнодорожной накладной N ЭК241317 от 02.01.2022.
При проверке 09.01.2022 - 10.01.2022 сведений о массе груза в вагоне N 50037399 работниками ОАО "РЖД" на ст. Лянгасово Горьковской железной дороги посредством вагонных весов было установлено несоответствие фактического веса брутто вагона сведениям, указанным в перевозочном документе в отношении названного вагона.
Так, вес брутто вагона в действительности составил 32 200 кг против 23 600 кг, заявленных грузоотправителем.
Данное обстоятельство обусловлено нахождением в вагоне груза массой 8600 кг., не указанного в транспортной накладной.
Таким образом, грузоотправителем было допущено указание недостоверных сведений о массе груза в вагоне.
По данному факту составлен коммерческий акт от 10.01.2022 N ГОР2200256/2.
При заключении договора перевозки по железнодорожной накладной N ЭК241317 от 02.01.2022 ответчиком была указана и внесена провозная плата в сумме 36 649 руб. (без НДС).
При этом, исходя из фактической массы груза, перевезенного по накладной N ЭК241317, плата за перевозку составляет 71121,00 руб. (без НДС).
Недобор провозной платы по данной накладной составил: 71 121,00 - 36 649,00 = 34 472 руб. (без НДС), 41 366,4 руб. (с НДС).
Претензию, связанную с уплатой указанного выше недобора провозной платы ответчик оставил без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции праовмерно исходил из следующего.
Согласно ст. 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик (далее также - перевозчик, ОАО "РЖД") обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза железнодорожной накладной.
Из пункта 1 статьи 793 ГК РФ следует, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) при предъявлении груза к перевозке грузоотправитель должен предоставить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
Согласно ст. 26 Устава железнодорожного транспорта РФ, при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест.
В соответствии со ст. 27 Устава железнодорожного транспорта РФ, перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку фузобагажа).
В соответствии со ст. 30 Устава плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон.
Окончательные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, грузобагажа, производятся грузополучателем (получателем) по прибытии грузов, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов, грузобагажа.
Истцом представлен коммерческий акт от 10.01.2022 N ГОР2200256/2, согласно которому превышение массы по спорному вагону составила 8600 кг.
Как указывалось ранее, в результате искажения грузоотправителем сведений о весе перевозимого груза в вагоне произошло занижение стоимости перевозки.
Стоимость перевозки фактического груза составляет - 36649 руб., при этом недобор тарифа составил 41366, 40 руб. с НДС.
В соответствии со ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно п. 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 N 43, начисление суммы штрафов за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузах производится на основании составленных перевозчиком актов общей формы и коммерческих актов.
Таким образом, доказательствами допущенного нарушения в данном споре, с точки зрения их относимости, наряду с железнодорожной накладной, в которой указаны неверные сведения, являются коммерческий акт и акт общей формы.
Так, в материалах дела имеется железнодорожная накладная N ЭК241317 от 02.01.2022, свидетельствующая о заключении между перевозчиком и АО "НТК" договора перевозки. Имеется расписка ответчика в верности этих сведений.
Кроме того, решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41- 94273/2022 от 09.02.2023 удовлетворен иск ОАО "РЖД" о взыскании с АО "НТК" штрафа, предусмотренного ст. 98 Устава железнодорожного транспорта РФ N 18-ФЗ от 10.01.2003 за искажение сведений о массе груза в железнодорожной накладной N ЭК241317 от 02.01.2022.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы, что суд первой инстанции ошибочно применил правила ст. 98 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), так как объектом перевозки по железнодорожной накладной N ЭК241317 от 02.01.2022 года является порожний вагон, подлежит отклонению, как основанная на неверном толковании норм права, ст. 98 Устава железнодорожного транспорта РФ N 18-ФЗ от 10.01.2003 г. прямо предусматривает, что убытки перевозчика взыскиваются независимо от взыскания штрафа за допущенное нарушение, выраженное, в частности, в неуказании груза и его массы.
Телеграмма от 30.09.2010 г. на которую ссылается заявитель апелляционной жалобы, не может быть принята в качестве доказательств, поскольку заявитель не обосновал невозможность представления данной телеграммы в суд первой инстанции на основании ст. 268 ГК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 марта 2023 года по делу N А41-103484/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в установленном порядке.
Судья |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-103484/2022
Истец: ОАО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
Ответчик: АО НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ