г. Москва |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А40-194114/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Гармаева Б.П.,
Судей: Гончарова В.Я., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУП "ЭКОТЕХПРОМ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2023 по делу N А40-194114/22 по иску ГУП "ЭКОТЕХПРОМ" к АО УК "ПРОДВИЖЕНИЕ" о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Манжула В.П. по доверенности от 03.04.2023,
от ответчика: Самошкина А.Е. по доверенности от 07.11.2022,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании задолженности в размере 1 688 257,68 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2023 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 880 436,18 руб., и расходы по госпошлине в размере 15 584,15 руб. В удовлетворении остальной части исковый требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как указывает истец в обоснование требований, между истцом и ответчиком заключен договор N 5-3-616 от 07.12.2021 г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно которому региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Истец обязательства по договору за период с 01.01.2022 г. по 30.06.2022 г. исполнил в полном объеме. Ответчик услуги не оплатил, в результате чего образовалась задолженность аз период с 01.01.2022 г. по 30.06.2022 г. в размере 1 688 257,68 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допустим.
Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в отсутствие доказательств оплаты ответчиком услуг, суд первой инстанции обоснованно частично удовлетворил иск в сумме 880 436,18 руб., признав обоснованным контррасчет ответчика, произведенный, исходя из фактического количества контейнеров, сидения о которых содержатся в ЭМ ТСОО г. Москвы.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает, что ежемесячный объем вывозимого со стороны Истца объема ТКО, предусмотренный Приложением N 1 к Договору в отношении каждого многоквартирного дома, находящегося в управлении Ответчика (далее по тексту Отзыва - МКД) определен исходя из норматива накопления ТКО, утвержденного Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы N 01-01-14-513/19 от 27.11.2019 г. "Об утверждении нормативов накопления ТКО". Расчет стоимости оказанных услуг Истец ежемесячно осуществлял именно исходя из норматива накопления ТКО, согласованного в приложении N 1 к Договору, что фиксировал в своих расчётно-платежных документах (счетах, актах, счетах-фактурах).
При этом, пункт 8.1. Договора устанавливает следующее условие применения, согласованного между Истцом и Ответчиком в Приложении N 1 к Договору норматива накопления ТКО: в случае заключения настоящего Договора после 01.01.2022 г. стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" до даты фактического заключения договора исходя из норматива накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
В соответствии с условиями, установленными пунктами 7 и 34 Договора, Договор заключен 01.01.2022.
Приложение "Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов" к Форме Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, предусматривает согласование в заключаемом договоре объема принимаемых твердых коммунальных отходов.
То есть в силу Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО Истец и Ответчик обязаны были согласовать нормативный объем накопления ТКО;
При этом согласно п. 8 Договора с даты заключения Договора Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, следующим способом: количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
То есть, при условии соблюдения Истцом условий процитированного выше пункта 8 Договора N N 5-3-616 от 07.12.2021 г., объем вывозимого ТКО должен определяться исходя из количества вывезенных контейнеров в месяц, что подразумевает фактическое количество вывезенного мусора за расчетный период. Необходимость фактического учета, вывезенного ТКО за месяц, также следует из пункта 10 Договора, который гласит, что оплата услуг по Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора, исходя из фактически оказанных услуг за отчетный период.
Пункт 2 Порядка расчета платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в городе Москве, утвержденных Постановлением правительства г. Москвы N 1812-ПП от 27.10.2020 г. ссылаясь на положения подпункта а) пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 505 от 03.06.2016 г. устанавливает, что начисление платы за оказание услуги по обращению с ТКО за расчетный период (месяц) осуществляется одним из двух способов, а именно:
1) исходя из фактического суммарного объема ТКО, накопленных за расчетный период;
2) исходя из 1/12 норматива накопления ТКО в период с января по декабрь отчетного года.
При заключении договора Истец и Ответчик согласовали предусмотренный законом способ начисления платы именно исходя из фактического суммарного объема ТКО, накопленных за расчетный период.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства г. Москвы от 18.06.2019 г. N 734-ПП "О реализации мероприятий по раздельному сбору (накоплению) твердых коммунальных отходов городе Москве" следует, что вводится первый этап реализации мероприятий по обеспечению раздельного сбора (накопления) твердых коммунальных отходов в городе Москве с 1 января 2020 г.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505.
Поскольку коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО либо из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, и при этом действующим законодательством в сфере обращения с ТКО не предусмотрена обязанность регионального оператора и собственника ТКО производить учет объема и (или) массы ТКО только способом исходя из нормативов накопления ТКО, то региональный оператор и собственник ТКО вправе выбрать любой способ коммерческого учета подпункта "а" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505.
Таким образом, в случае отсутствия раздельного накопления ТКО на территории регионального оператора в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из фактического количества и объема контейнеров для накопления ТКО либо в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
В случае раздельного накопления ТКО в силу императивного правила п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, т.е. с учетом количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Иных ограничений на применение одного из способов коммерческого учета подпункта "а" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 указанные правила не содержат.
Истец указывает, что сведения из АИС ЭТ ТСОО не являются допустимыми доказательствами по делу, поскольку сторонами в Договоре согласован порядок фиксации нарушений по Договору.
Вместе с тем, сведения АИС ЭМ ТСОО вносятся самим Истцом, который отвечает за их достоверность в силу прямого указания закона.
В соответствии с пунктом 1.2. Постановления Правительства от 10.06.2019 г. N 665-ПП "Об автоматизированной информационной системе "Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами"" следует, что АИС ЭМ ТСОО представляет собой государственную информационную систему города Москвы, предназначенную для автоматизации процессов планирования, мониторинга и контроля за осуществлением деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов производства и потребления (далее - отходы) на территории города Москвы, а также реализации функций органов исполнительной власти города Москвы в области обращения с отходами.
В соответствии с пантами 2.2., 2.3. и 2.4. Постановления Правительства от 10.06.2019 г. N 665-ПП участниками АИС ЭМ ТСОО являются следующие лица с определенными функциями: уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий координацию информационного наполнения АИС ЭМ ТСОО - ДЖКХиБ г. Москвы; поставщики информации в АИС ЭМ ТСОО - региональный оператор, органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные им организации, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами в городе Москве, иные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, расположенными на территории города Москвы;
Пользователи информации АИС ЭМ ТСОО - органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в области обращения с отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами и иные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве и организации, использующие информацию, содержащуюся в АИС ЭМ ТСОО в установленной сфере деятельности (далее - Пользователи информации).
В соответствии с пунктом 3.3. Положения об автоматизированной информационной системе "Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2019 г. N 665-ПП "Об автоматизированной информационной системе "Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами"" следует, что:
"3.3. Поставщик информации:
3.3.1. Осуществляет передачу информации Уполномоченному органу для ее размещения в
АИС ЭМ ТСОО или осуществляет непосредственно размещение информации и АИС ЭМ ТСОО в соответствии с требованиями Регламента.
3.3.2. Обеспечивает достоверность, полноту и своевременность предоставления информации Уполномоченному органу либо непосредственное размещение ее в АИС ЭМ ТСОО".
В соответствии с пунктом 3.7. Положения об автоматизированной информационной системе "Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2019 г. N 665-ПП "Об автоматизированной информационной системе "Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами"" следует, что поставщики информации несут ответственность за достоверность и полноту информации, предоставляемой или непосредственно размещаемой в АИС ЭМ ТСОО.
Как верно отметил ответчик, все стационарные контейнерные площадки и все мусорокамеры нанесены на ТСОО г. Москвы и каждому из них присвоен свой индивидуальный ID номер. АИС ЭМ ТСОО г. Москвы содержит сведения относительно всех возможных стационарных контейнерных площадках и мусорокамерах, а также сведения о количестве установленных со стороны Истца на них контейнеров, их объемах.
Ответчик предоставил суду и учел в контррасчете информацию относительно MHO, являющихся по своему типу мусорокамерами. Сведения о количестве контейнеров на каждом из MHO предоставлены из официального источника, а именно информационного портала в сети, интернет ЭМ ТСОО г. Москвы - tsoo.mos.ru, ответственность за размещение информации на котором в силу Положения об автоматизированной информационной системе "Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2019 г. N 665-ПП "Об автоматизированной информационной системе "Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами"" лежит на истце.
При таких обстоятельствах, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции. Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2023 по делу N А40-194114/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.П. Гармаев |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-194114/2022
Истец: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЭКОТЕХПРОМ"
Ответчик: АО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПРОДВИЖЕНИЕ"