18 мая 2023 г. |
А43-6689/2022 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,
судей Насоновой Н.А., Назаровой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптима" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.01.2023 по делу N А43-6689/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Оптима" (ОГРН 1085260017721, ИНН 5260241328) к Новикову Сергею Владимировичу (ИНН 525614980981) об обязании передать документы, в отсутствие сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "Оптима" (далее - истец, ООО "Оптима") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Новикову Сергею Владимировичу (далее - ответчик) об обязании передать документы.
Исковые требования основаны на статьях 44, 50 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - закон об обществах с ограниченной ответственностью, закон N 14-ФЗ, закон об ООО), статьях 7, 9, 10, 19, 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - закон о бухгалтерском учете) и мотивированы неисполнением обязанности ответчиком (бывшим директором общества) по передаче новому директору общества документов финансово-хозяйственной деятельности общества.
Решением от 26.01.2023 суд первой инстанции в удовлетворении иска ООО "Оптима" отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Оптима" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого по делу судебного акта, заявитель указывает следующее: оснований для отказа в удовлетворении иска не имелось, поскольку наличие документов бухгалтерского учета и (или) отчетности у руководителя должника предполагается и является обязательным требованием закона; вывод суда о том, что хранение документов осуществлялось по месту нахождения общества, ошибочен; суд не принял во внимание информацию истца о том, что проверить фактическое нахождение общества по адресу: г. Н.Новгород, ул. М.Горького, д.77, кв.57, не представилось возможным; суд не выяснил место хранения документов; проведение новым генеральным директором инвентаризации имущества и финансовых обязательств в силу фактического отсутствия общества по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не представляется возможным; доказательств утраты, уничтожения, передачи на хранение либо выбытия документов общества из владения помимо воли ответчика не представлено; суд неправильно распределил бремя доказывания; вопреки выводам суда меры по восстановлению документов принимались.
Стороны явку представителей в суд не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Оптима" зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г.Нижнего Новгорода 27.11.2008 ОГРН 1085260017721.
Новиков С.В. в период с августа 2020 года по 25.11.2021 осуществлял полномочия генерального директора общества.
Кислюнина Ирина Владиславовна является единственным участником ООО "Оптима" с долей в размере 100% уставного капитала.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2019 по делу N А43-41549/2018 Кислюнина И.В. признана несостоятельной (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев, финансовым управляющим утвержден Зыков А.В.
Финансовый управляющий Зыков А.В., осуществляющий на основании ст. 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" права участника ООО "Оптима", принадлежащие Кислюниной И.В., 25.11.2021 принял решение о прекращении полномочий генерального директора общества- Новикова СВ. (ИНН 525614980981) и об избрании Бахарева И.А. (ИНН 526213008065) генеральным директором общества с 26.11.2021, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении юридического лица ООО "Оптима" внесена запись (ГРН 2215200912650 от 06.12.2021) об изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в части сведений о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Бахарев И.А. направил Новикову С.В. требование от 08.12.2021 о передаче документов, касающихся деятельности общества, вновь избранному руководителю в течение 5 рабочих дней с момента получения.
Ссылаясь на необоснованное уклонение Новикова С.В. от предоставления запрашиваемых обществом документов, истец обратился в суд с иском о предоставлении документов.
Разрешая настоящий спор, суд исходил из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 32 и статье 40 Закона об ООО руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. В целях осуществления своих полномочий директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган, отвечает за сохранность документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона об ООО единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона об ООО общество обязано хранить следующие документы: договор об учреждении общества,
за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, а также внесенные в устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, и зарегистрированные в установленном порядке изменения; протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества; документ, подтверждающий государственную регистрацию общества; документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества; положения о филиалах и представительствах общества; документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества; протоколы общих собраний участников общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, коллегиального исполнительного органа общества и ревизионной комиссии общества; списки аффилированных лиц общества; заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля; иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
В силу пункта 2 статьи 50 Закона об ООО общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.
В силу части 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете ведение бухгалтерского учета, и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Положениями статьи 9 Закона о бухгалтерском учете предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Частью 4 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете предусмотрено, что при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
В соответствии со сведениями ЕГРЮЛ с конца августа 2020 года адресом местонахождения единоличного исполнительного органа является: 603000, Нижегородская обл., город Нижний Новгород, улица Максима Горького, д. 77, кв. 57.
Следовательно, начиная с даты смены юридического адреса, документы финансово-хозяйственной деятельности хранились по вышеуказанному адресу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Пунктом 3 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете регламентировано, что экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
Согласно статье 7 Закона о бухгалтерском учете ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Таким образом, непосредственно документацию руководитель организации не хранит.
В силу пункта 4 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144, следует, что при отсутствии по
каким-либо причинам документов, которые должны храниться обществом, последнее обязано их восстановить.
Порядок хранения первичных документов и учетных регистров установлен в разделе 6 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 N 105. В соответствии с пунктами 6.2, 6.6 Положения первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером, сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия.
В соответствии с пунктом 6.8 Положения в случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели. Созданная комиссия должна не только выявить, но и документально подтвердить причину утраты документов. В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.
Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем общества. После завершения мероприятий по фиксированию факта утраты (гибели) документов проводится работа, направленная на восстановление документов. Для восстановления документации должно быть назначено ответственное лицо, которое может получить дубликаты (копии) документов от клиентов, контрагентов, обслуживающего банка, налоговой инспекции. Если восстановить все документы не представляется возможным, ответственное лицо составляет соответствующий акт, в котором излагаются причины невозможности либо нецелесообразности продолжать дальнейшие действия по восстановлению документов. Вся документация по восстановлению (запросы, переписка, справки из банка, восстановленные копии первичных документов) подшивается и хранится на предприятии.
Руководитель организации должен уведомить налоговую инспекцию об утрате бухгалтерских документов и о невозможности их полного восстановления, приложив к уведомлению акт комиссии, установившей факт утраты (гибели) документов, а также акт о прекращении работ по восстановлению утраченных документов. На основе восстановленной документации организация должна заново сформировать регистры бухгалтерского учета и финансовую отчетность.
Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации" установлено, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (пункт 26). Проведение инвентаризации обязательно, в том числе, при смене материально ответственных лиц (пункт 27).
В соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания), до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Согласно пункту 2.8 Методических указаний проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Доказательств создания комиссии по расследованию причин пропажи, гибели, то есть отсутствия документации, а также наличие соответствующего акта с указанием причин их отсутствия, равно как и доказательств, подтверждающих факт проведения соответствующей инвентаризации, вопреки положениям статьи 65 АПК РФ, истцом не представлено.
Истцом не представлены доказательства существования заявленных к истребованию документов, их издания, составления, ведения, хранения и нахождения у ответчика, а также доказательства, что документы отсутствуют в обществе.
При этом судом установлено, что на дату подачи искового заявления, ООО "Оптима" не предпринимало самостоятельных попыток к восстановлению документов.
Также истец не указал, какие именно документы из всего перечня документов, перечисленных истцом в иске, фактически составлялись и велись в обществе (кем велись), а также в каком порядке хранились спорные документы и в каком порядке эти документы должны были передаваться на случай смены участником общества руководителя.
Поскольку доказательств нахождения документов у ответчика истцом не представлено, недобросовестности в действиях Новикова С.В. при рассмотрении дела не установлено, принимая во внимание, что судебный акт, обязывающий передать документы, отсутствующие у лица, не обладает признаками исполнимости, суд в удовлетворении иска отказал.
Повторно оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приведенные доводы, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
Суд первой инстанции правомерно счел, что истцом не представлены доказательства наличия заявленных к истребованию документов, их издания, составления, ведения, хранения и нахождения у ответчика, а также доказательства, что документы в обществе отсутствуют.
Как указывалось выше, доказательств, подтверждающих факт проведения соответствующей инвентаризации, не представлено, акт об отсутствии документов отсутствует.
Приведенные апеллянтом доводы том, что представители не смогли попасть по месту нахождения юридического лица, не опровергают вышеизложенное и не могут быть приняты во внимание в качестве доказательств того, что документы имеют место быть, и находятся у ответчика.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.01.2023 по делу N А43-6689/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптима" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Оптима" (ОГРН 1085260017721, ИНН 5260241328) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.И. Тарасова |
Судьи |
Н.А. Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-6689/2022
Истец: ООО "Оптима"
Ответчик: Новиков Сергей Владимирович