г. Москва |
|
16 мая 2023 г. |
Дело N А40-266774/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ "Следственный изолятор N 6 УФСИН по г. Москве" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2023 по делу N А40-266774/22
по заявлению: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
к ФКУ "Следственный изолятор N 6 УФСИН по г. Москве"
о взыскании штрафа за несвоевременное представление
при участии от заявителя: не явился, извещен; от заинтересованного лица: Агибалова С.Н. по доверенности от 15.11.2021;
УСТАНОВИЛ:
ГУ-ГУ ПФ РФ N 3 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФКУ "Следственный изолятор N 6 УФСИН по г. Москве" о взыскании штрафа за несвоевременное представление (непредставление) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в размере 47000 рублей.
Определением суда от 17.01.2023 судом в порядке ст. 48 АПК РФ произведена замена истца по делу А40-266774/22-154-3608 с ГУ-ГУ ПФ РФ N 3 по г. Москве и Московской области на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2023 требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области удовлетворены частично; с ФКУ "Следственный изолятор N 6 УФСИН по г. Москве" в доход бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сумму финансовых санкций (штрафа) в размере 10.000 руб.; в удовлетворении остальной части требований - отказано.
ФКУ, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители таможенных органов и общества, в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Учреждение зарегистрировано в ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области за регистрационным номером 087-505-027713 в качестве страхователя.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в соответствующий территориальный орган ПФР сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Сведения представляются в территориальный орган ПФР в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями. Согласно абзацу 3 статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Законом N 27-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как указал заявитель, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 ответчиком направлены в Фонд 01.03.2018 по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде, что подтверждается извещением о доставке удостоверяющего центра.
По результатам проверки Фондом выявлены расхождения в количестве застрахованных лиц указанных в расчете по страховым взносам представленных в налоговый орган и сведениями представленными в территориальный орган ПФР по форме СЗВ-СТАЖ (СЗВ-М) за периоды 2017 г.
Уведомление о необходимости представления сведений с приложением поименного списка в отношении застрахованных лиц на которых сведения не представлены, направлено Фондом 30.07.2020 г. в адрес ответчика по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде, получено 30.07.2020 г., что подтверждается извещением о доставке удостоверяющего центра.
Сведений по форме СЗВ-СТАЖ тип "корректирующая" за 2017 г. до настоящего время не представлены.
В связи с вышеуказанным нарушением Фондом в отношении Учреждения составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.10.2020 г. N 505/1020.
На основании вышеуказанного акта заместителем начальника ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области вынесено решение о привлечении заявителя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.12.2020 г. N 505/1020, которым заявитель привлечен в ответственности предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 47.000 руб. На основании вышеуказанного решения ответчиком заявителю выставлено требование от 18.01.2021 N 505/1020 на сумму 47.000 руб.
Ввиду неоплаты ответчиком указанной Фонд обратился в суд с заявлением о взыскании с ответчика штрафа в указанном размере.
Как установлено судом, Фондом соблюден срок обращения в суд с настоящим заявлением, исходя из следующего.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно абзацу 17 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из абзаца 18 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3.000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи. Согласно абзацу 19 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3.000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3.000 рублей.
При этом абзацем 20 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как следует из материалов дела, срок исполнения требования от 18.01.2021 N 505/1020 об уплате штрафных санкций установлен до 18.10.2021.
В то же время исковое заявление направлено Фондом в суд 30.11.2022, что подтверждается штампом организации почтовой связи на почтовом конверте.
Между тем, как следует из материалов дела, Фонд изначально обратился в Арбитражный суд г. Москвы 13.04.2022 с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика суммы финансовой санкции за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 в размере 47.000 руб.
По результатам его рассмотрения 15 апреля 2022 в рамках дела N А40-77938/2022 судом вынесен судебный приказ о взыскании с должника суммы финансовой санкции в размере 47.000 руб.
Однако впоследствии определением суда 04.05.2022 судебный приказ от 15.04.2022 по делу N А40-77938/2022-3-561 отменен в порядке ч. 4 ст. 229.5 АПК РФ в связи с поступлением от должника возражений относительно исполнения судебного приказа.
Статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит положения Закона N 27- ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и в качестве общего правила устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 46 Налогового кодекса РФ, устанавливающая порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств с организаций и индивидуальный предпринимателей, не содержит правил исчисления срока взыскания задолженности в случае отмены судебного приказа.
Между тем, для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц, в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ указано, что такие требования могут быть предъявлены не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации), а также универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм задолженности после отмены судебного приказа, следует признать допустимым применение пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса по аналогии закона.
Сходная правовая позиция по вопросу исчисления сроков обращения в суд по правилам статьи 48 Налогового кодекса РФ при отсутствии должной законодательной регламентации в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ранее уже высказывалась в пункте 12 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Правовая позиция о допустимости применения положений статьи 48 Налогового кодекса РФ при взыскании страховых взносов с иных субъектов, не являющихся физическими лицами, также изложена в пункте 14 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Таким образом, на основании статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и применительно к пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса по требованиям органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, заявление о взыскании спорной суммы может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа. Однако с учетом того, что определение об отмене судебного приказа по делу N А40-77938/2022-3-561 вынесено 04.05.2022, а настоящее исковое заявление было направлено в суд 30.11.2022, указанный выше шестимесячный срок на обращение в суд с настоящим заявлением Фондом пропущен.
В то же время Фондом заявлено ходатайство о восстановлении указанного срока со ссылкой на большую загруженность заявителя.
Согласно чч. 1 и 2 ст. 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
В то же время, учитывая незначительность пропуска истцом срока исковой давности на обращение в суд с настоящим заявлением, а также принимая во внимание принятые меры для взыскания, а именно обращение в установленный законом срок с заявлением о выдаче судебного приказа, суд первой инстанции правомерно счел его подлежащим восстановлению.
Удовлетворяя заявленные Фондом требования о взыскании с ответчика штрафа частично, суд руководствовался следующим.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22, пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1, 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2, 3).
При этом Конституционным Судом Российской Федерации указано на то, что данный вывод не означает восстановление действия положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы. Конституционным Судом Российской Федерации указано, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций допускается только в судебном порядке: если санкция применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 15.07.1999 N 11-П, от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П и от 30.07.2001 N 13-П) санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости, соразмерности, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
В то же время судом установлено, что назначенный Учреждению штраф за нарушение установленного законом порядка представления сведений по форме СЗВСТАЖ за 2017 год размере 47.000 руб. несоразмерен правонарушению.
При этом суд исходил из наличия смягчающих обстоятельств совершения правонарушения, к которым, относятся тот факт, что согласно материалам дела заявитель впервые привлекается к ответственности, доказательств наличия у заявителя умысла на совершение правонарушения, а также нанесенного вследствие правонарушения ущерба бюджету фонда заявителем не представлено.
Доказательств, опровергающих вышеуказанные доводы ответчика, Фондом в материалы настоящего дела не представлены.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о несоразмерности размера назначенного ответчику штрафа за нарушение порядка представления им в орган ПФР сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно счел, что привлечение ответчика к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа размере 47.000 руб. не будет отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, в связи с чем, размер назначенного ему штрафа за несвоевременное представление им в орган ПФР сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год подлежал снижению, так как назначенное Инспекции за несвоевременную сдачу отчетности наказание в виде штрафа в размере 47.000 руб. не отвечает вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости, соразмерности, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств совершенного нарушения с учетом того, что допущенное ответчиком нарушение не привело к занижению подлежащей оплате суммы страховых взносов, а также не повлекло за собой причинения бюджету ПФР.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно счел, что требование Фонда о взыскании с ответчика финансовых санкций за нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит удовлетворению в части взыскания суммы в размере 10.000 руб.; а в остальной части удовлетворению не подлежит, учитывая размер и характер причиненного правонарушением ущерба.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.01.2023 по делу N А40-266774/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-266774/2022
Истец: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N3 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР N 6 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО Г. МОСКВЕ"