г. Киров |
|
16 мая 2023 г. |
Дело N А82-3965/2023 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бычихиной С.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области на определение Арбитражного суда Ярославской области от 20.03.2023 по делу N А82-3965/2023
по заявлению Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области (ИНН 7606008723, ОГРН 1027600843808)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управление производственно-технологической комплектации" (ИНН 7613003250, ОГРН 1027601275525)
о выдаче судебного приказа,
УСТАНОВИЛ:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области (далее - взыскатель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управление производственно-технологической комплектации" (далее - должник) о выдаче судебного приказа на взыскание 7500,00 руб. штрафных санкций.
Определением от 20.03.2023 суд первой инстанции отказал в принятии заявления о выдачи судебного приказа, в связи с пропуском срока на подачу заявления по одному из требований.
Взыскатель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По его мнению, взыскание должно производиться по правила части 18, 19 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). В то время, как суд первой инстанции неверно применил часть 20 статьи 17 указанного закона.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 229.1 АПК РФ судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм по требованиям взыскателя, предусмотренным статьей 229.2 АПК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 229.2 АПК РФ судебный приказ выдается, в том числе по делам, в которых заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей.
Из смысла данной статьи следует, что для выдачи судебного приказа по указанному основанию требуется наличие одновременно следующих условий: требование должно быть подтверждено письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений, должно быть признано должником, то есть носить бесспорный характер, и не превышать установленный законодателем предельный размер взыскиваемых требований. Если какая то из заявленных сумм вызывает сомнение, приказ не может быть выдан.
В силу абзаца 3 части 2 статьи 229.5 АПК РФ суд исследует изложенные в направленном взыскателем заявлении о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документах сведения в обоснование позиции данного лица и выносит судебный приказ на основании представленных документов.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены Законом N27-ФЗ), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные данным пунктом.
Как следует из материалов заявления, в соответствии с нормами законодательства сведения СЗВ-СТАЖ за 2018 год должны были представляться не позднее 01.03.2019. Фактически указанные сведения на 1 застрахованное лицо представлены страхователем 06.03.2019.
Однако представленные должником сведения СЗВ-М за июнь 2018 года содержали сведения о работе этого застрахованного липа в июне 2018 года, указанный период отсутствовал в СЗВ-СТАЖ за 2018 год.
Данное нарушение было обнаружено в ходе камеральной проверки, по результатам которой составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательною пенсионного страхования от 22.04.2019 N 086S18190005898.
По результатам рассмотрения акта в отсутствие страхователя вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.06.2019 N 086S19190007421.
По выявленному неисполнению обязанности по уплате финансовых санкций страхователю направлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 08.07.2019 N 086S01190009532, в котором указано на необходимость их уплаты в срок до 26.07.2019.
Статья 17 Закона N 27-ФЗ указывает, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Фонда при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Фонда обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, при исчислении срока на обращении в суд, взыскателю необходимо учитывать не только сумму финансовых санкций, но и трехлетний срок, установленный законодателем.
При ином толковании закона ожидание того, когда общая сумма санкций превысит 3 000 руб. могло бы быть бесконечным во времени, что не соответствует целям правового регулирования. Именно поэтому в ч.20 ст.17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено исключение, согласно которому территориальный орган Фонда обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций.
Из заявления взыскателя следует, что по требованию об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 08.07.2019 N 086S01190009532 необходимо уплатить штрафную санкцию в размере 500 рублей в срок до 26.07.2019.
Трехлетний срок по данному требованию истек 26.07.2022, и к этой дате сумма штрафных санкций не превысила 3 000 рублей.
В связи с изложенным, срок на обращение в суд с заявлением на основании требования от 08.07.2019 N 086S01190009532 об уплате штрафа в сумме 500 руб. истек 26.01.2023 (26.07.2022 + 6 месяцев).
Поскольку заявление о выдаче судебного приказа подано в суд 10.03.2023 посредством ИС "Мой Арбитр", суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в его принятии, т.к. вынесение судебного приказа о взыскании части заявленной к взысканию денежной суммы действующим процессуальным законодательством не предусмотрено.
На основании изложенного, апелляционная жалоба взыскателя удовлетворению не подлежит.
Право взыскателя на судебную защиту не нарушено (препятствий к доступу на судебную защиту не имеется), поскольку он может обратиться с соответствующим заявлением в порядке искового производства, либо устранить допущенные нарушения при подаче заявления о выдаче судебного приказа (исключить требование с истекшим сроком) и обратиться с соответствующим заявлением.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по данной категории апелляционных жалоб уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ярославской области от 20.03.2023 по делу N А82-3965/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-3965/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ"