г. Москва |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А40-240881/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2023 по делу N А40-240881/22,
по заявлению ПАО "Сбербанк России" (ОГРН: 1027700132195, Дата присвоения ОГРН: 16.08.2002, ИНН: 7707083893, КПП: 773601001) в лице филиала - Московского банка ПАО Сбербанк
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН: 1097746680822, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: 7726639745, КПП: 772601001)
об признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 08.08.2022 N КУВД-001/2022-17222887/5 об отказе государственного кадастрового учета,
третье лицо: АО Почта России (ОГРН: 1197746000000, Дата присвоения ОГРН: 01.10.2019, ИНН: 7724490000),
при участии:
от заявителя: |
Сибрикова А.А. по дов. от 22.03.2022; |
от ответчика |
Ноберцева Л.В. по дов. от 24.01.2023; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Сбербанк России" лице филиала - Московского банка ПАО Сбербанк обралось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве, изложенного в уведомлении от 08.08.2022 N КУВД-001/2022-17222887/5 об отказе государственного кадастрового учета.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества поддержал решение суда первой инстанции.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов ПАО Сбербанк (далее - Заявитель, Банк) является собственником нежилого помещения с кадастровым номером: 77:08:0002014:2070, площадью 194.9 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пятницкое ш. д. 43 корп. 2 (далее - нежилое помещение, объект недвижимости), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии АА N 008360 от 06.08.1999 выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве (запись регистрации N 77-01/00-01/1999-22225); выпиской из ЕГРН от 20.09.2022 N 99/2022/495026071 о характеристиках объекта недвижимости.
Площадь нежилого помещения была увеличена на 3.8 кв. м (с 194,9 кв. м до 198,7 кв. м) за счет демонтажа ненесущих перегородок, который был проведен с целью изменения конфигурации помещения для удобства его эксплуатации.
25.04.2022 Банк обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением N КУВД-001/2022-17222887 о государственном учете, внесению изменений площади и внесением изменений в планировку объекта недвижимости.
05.05.2022 Уведомлением N КУВД-001/2022-17222882 действия по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости были приостановлены до 05.08.2022.
Основанием для приостановления действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости явилось следующее: "Представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений.".
Регистрирующий орган указал, что при проведении правовой экспертизы представленных документов выявлено, что в отношении помещения проведены работы, не предусмотренные Постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-1111 "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" (например, демонтаж вент шахты в ком 2 на 1 этаже).
Для устранения причин приостановления государственного кадастрового учета недвижимого имущества Регистрирующий орган рекомендовал представить технический план, в котором в составе приложения к техническому плану, включить документы, предусмотренные градостроительным законодательством.
30.06.2022 во исполнение Уведомления Банком были представлены дополнительные документы, в частности, измененный и дополненный Технический план помещения от 10.06.2022, пояснительная записка кадастрового инженера.
09.08.2022 Банком было получено Уведомление об отказе государственного кадастрового учета N КУВД-001/2022-17222887/5 от 08.08.2022. Регистрирующий орган отказал Банку в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (далее - Решение) на основании ст. 27 Закона о государственной регистрации недвижимости.
В обоснование отказа Регистрирующий орган указал, что представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", а также на то, что при проведении правовой экспертизы представленных документов выявлено, что в отношении помещения проведены работы, не предусмотренные Постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-1111 "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" (например, демонтаж вент шахты в ком 2 на 1 этаже).
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона
В обоснование отказа регистрирующий орган указал, что причины, препятствующие осуществлению действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении объекта недвижимого имущества, не были устранены с установленный срок.
Представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", а также на то, что при проведении правовой экспертизы представленных документов выявлено, что в отношении помещения проведены работы, не предусмотренные Постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-1111 "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" (например, демонтаж вент шахты в ком 2 на 1 этаже).
Вместе с тем, вопреки позиции государственного регистратора, отнесение видов строительных работ к новому строительству, реконструкции или перепланировке определяется соответствующим проектом, подготовленным, согласованным и утвержденным в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и других нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность.
Проект перепланировки выполнен в соответствии с Постановлением N 432-1111 от 27.08.2012 "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", пунктом 2.8 Приложения 2 которого установлено, что разрешение на строительство не требуется при демонтаже (в том числе частичной разборке) перегородок и ненесущих стен, устройстве новых перегородок и ненесущих стен, устройстве проемов в перегородках, ненесущих и несущих стенах и перекрытиях, в том числе с устройством внутренних лестниц без установки оборудования лифтов, эскалаторов, травалаторов и т.п. (кроме устройства проемов, вырубки ниш, пробивки отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами), без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их приложения, нарушения прочности, устойчивости несущих конструкций объекта капитального строительства, при которых может произойти их разрушение, и нарушения других характеристик их надежности и безопасности
Переустройство и перепланировка помещений состояла из следующих мероприятийй: демонтаж ненесущих перегородок, в том числе с дверными проемами; устройство ненесущих перегородок, в том числе с дверными проемами, монтаж стеклянных перегородок, в том числе с дверными проемами.
Изменения и перепланировка в данном проекте не предусматривают изменение конструктивной схемы здания, не затрагивают стояки холодной воды, канализации, короба вентиляции.
В пояснительной записке N 11 от 02.08.2022, представленной в регистрирующий орган кадастровый инженер указывает, что по результатам анализа технической документации вент шахта в комнате 2 на первом этаже отсутствовала как до перепланировки, так и после.
Суд учитывает, что как видно из поэтажного плана БТИ за 2005 года, вент.шахта в комнате 2 отсутствует.
В экспликации БТИ за 2005 г. нет указания на вент.шахту. В поэтажном плане БТИ за 2013 год нет указания на вент. Шахту. В экспликации БТИ на 2013 г. нет указания на вент.шахту.
Таким образом, исходя из технической документации, вент шахта в комнате 2 на 1-ом на первом этаже отсутствовала как до перепланировки, так и после.
Регистрирующим органом не обоснован и не доказан факт нарушения Банком ст. 26 Закона о государственной регистрации недвижимости в части несоответствия Технического плана помещения требованиям действующего российского законодательства, регламентирующего организацию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п. 7.3 ч. 2 ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план.
Технический план представляется в орган регистрации прав в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера (ч. 4 ст. 21 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 18 и ч. 5 ст. 18 Закона о государственной регистрации недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета предусмотрены в ст. 26 и 27 Закона о государственной регистрации недвижимости соответственно.
Оснований для приостановления и отказа в совершении действий по государственному кадастровому учету изменений площади и планировки Нежилого помещения отсутствовали.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Москве не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя и третьих лиц.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
восстановить срок подачи апелляционной жалобы Управлению Росреестра по Москве.
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.02.2023 по делу N А40-240881/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-240881/2022
Истец: ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "ПОЧТА РОССИИ"