г. Чита |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А78-15341/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 марта 2023 года по делу N А78-15341/2022 по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ОГРН 1027739456084, ИНН 7717127211) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501158541, ИНН 7536033755) о признании незаконным и отмене постановления N075/04/9.21-76/2022 о прекращении производства по делу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527),
при участии в судебном заседании:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - Тереховой Т.В. - представителя по доверенности от 02 ноября 2022 года,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю - Леонтьевой О.А. - представителя по доверенности от 09 января 2023 года,
от публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - заявитель, предприятие или ФГУП "РТРС) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее - административный орган, Забайкальское УФАС России или Управление) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 075/04/9.21-76/2022 о прекращении производства по делу о привлечении публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Россети Сибирь".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23 марта 2023 года в удовлетворении заявленного требования отказано. Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприятие обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним. По мнению предприятия, не подлежит применению статьи 2.9 КоАП РФ в отношении рассматриваемого правонарушения. Отсутствие негативных последствий и прямого ущерба охраняемым законом интересам, само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
В судебном заседании представитель ФГУП "РТРС" поддержала доводы апелляционной жалобы.
Забайкальское УФАС России и ПАО "Россети Сибирь" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представитель Забайкальского УФАС России в судебном заседании выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы. Просила обжалуемое решение оставить без изменения,
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако ПАО "Россети Сибирь" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителей предприятия и Забайкальского УФАС России, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Забайкальское УФАС России поступило заявление филиала РТРС "Забайкальский КРТПЦ", о нарушении филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Читаэнерго" правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 годаN 861 (далее - Правила N 861).
Из заявления и представленных филиалом РТРС "Забайкальский КРТПЦ" документов следует, что Филиал РТРС "Забайкальский КРТПЦ" является владельцем телекоммуникационного контейнера цифрового эфирного телерадиовещания (далее - Объект), установленного по адресу: Забайкальский край, Каларский район, с.Чара.
Энергоснабжение указанного объекта осуществляется в рамках заключенного с АО "Читаэнергосбыт" договора от 28 февраля 2011 года N 090091.
Согласно акту разграничения границ балансовой принадлежности N 6195 от 22 декабря 2016 года Объект имеет непосредственное технологическое присоединение к объектам электроэнергетики, принадлежащим филиалу ПАО "Россети Сибирь"- "Читаэнерго".
Категория надежности энергоснабжения Объекта - третья.
Руководствуясь пунктом 31(6) Правил N 861, для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Аналогичное положение предусмотрено абзацем 2 пункта 6.1.1 договора N 090091.
В нарушение вышеуказанного положения в с. Чара в период с 12 часов 59 минут 11 января 2022 года до 13 часов 51 минуты 12 января 2022 года отсутствовало энергоснабжение. При этом длительность отключения составила 24 часа 59 минут подряд.
Определением от 22 марта 2022 года Забайкальским УФАС России возбуждено административное дело и назначено проведение административного расследования.
Определением заместителя руководителя Забайкальского УФАС России Горбуновой А.В. срок административного расследования по делу N 075/04/9.21-76/2021 продлен до 20 мая 2022 года в связи с не предоставлением в полном объеме истребуемой информации от ПАО "Россети Сибирь".
Постановлением Забайкальского УФАС России N 075/04/9.21-76/2022 производство по делу прекращено.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2022 года по делу N А78-6029/2022 указанное постановление административного органа признано незаконным.
Материалы по заявлению ФГУП "РТПС" направлены в Забайкальское УФАС России на новое рассмотрение.
По результатам нового рассмотрения, 01 ноября 2022 года по факту выявленного нарушения, уполномоченным должностным лицом Забайкальского УФАС России, составлен протокол N 075/04/9.21-76/2022 об административном правонарушении, которым установлен факт правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, о месте и времени составления протокола общество уведомлено надлежащим образом.
Постановлением заместителя руководителя Забайкальского УФАС России N 075/04/9.21-76/2022 от 10 ноября 2022 года производство по делу прекращено, в связи с малозначительностью правонарушения.
Постановление вынесено при надлежащем извещении юридического лица.
Заявитель, полагая, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 указанного Кодекса. Рассматривать указанные дела об административных правонарушениях от имени названных органов вправе руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении принято должностными лицами антимонопольного органа в пределах предоставленных полномочий.
Административное правонарушение в понимании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 названной статьи установлена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектом электросетевого хозяйства.
Предметом противоправного посягательства, в числе прочих выступают правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Субъект естественной монополии в понимании статьи 3 Закона о естественных монополиях - это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Субъекты естественных монополий на основании пункта 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Таким образом, ПАО "Россети Сибирь" как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии.
Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в наличии вины.
Правоотношения в части технологического присоединения регулируются нормами Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Правилами N 861.
Пунктом 31(6) Правил N 861, для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Аналогичное положение предусмотрено абзацем 2 пункта 6.1.1 договора N 090091.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанного положения в с. Чара в период с 12 часов 59 минут 11 января 2022 года до 13 часов 51 минуты 12 января 2022 года отсутствовало энергоснабжение. То есть, длительность отключения составила 24 часа 59 минут подряд.
Забайкальское УФАС России рассмотрев материалы дела, дополнительно представленные документы, пришло к выводу, что в действиях ПАО "Россети Сибирь" содержатся признаки нарушения Правил N 861.
Ответственность за данное нарушение, предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
При этом, Забайкальским УФАС России по делу N 075/04/9.21-76/2022, действия ПАО "Россети Сибирь" квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ввиду того, что постановлением по делу N 075/04/9.21-306/2021 об административном правонарушении от 17 марта 2022 года, вступившим в законную силу, ПАО "Россети Сибирь" уже привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В связи с чем, как верно указал суд первой инстанции, действия ПАО "Россети Сибирь" в рамках административного дела N 075/04/9.21-76/2022 правомерно квалифицированы административным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Однако с учетом характера совершенного данного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям административный орган пришел к выводам о малозначительности совершенного ПАО "РТРС" правонарушения, в связи с чем на основании положений статьи 2.9 КоАП РФ прекратил производство по делу.
Суд первой инстанции, равно как суд апелляционной инстанции считает выводы Забайкальского УФАС России о наличии в деянии ПАО "Россети Сибирь" состава инкриминируемого правонарушения, как и об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о наличии оснований для признания выявленного административного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам, а также установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Вместе с тем, суд первой инстанции верно учёл, что на момент рассмотрения настоящего дела истек срок давности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для привлечения ПАО "Россети Сибирь" к административной ответственности, который составляет один год.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 марта 2023 года по делу N А78-15341/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-15341/2022
Истец: ФГУП РОССИЙСКАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ
Ответчик: Забайкальское УФАС России, ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ПАО РОССЕТИ СИБИРЬ