г. Москва |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А40-281526/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Кузнецовой Е.Е.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.03.2023
по делу N А40-281526/22 принятое в порядке упрощенного производства
по иску Управления делами Президента Российской Федерации (ОГРН: 1027739643997) к ООО "ПРОЕКТНО-ИНЖИНИРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН: 1177847358644) о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Управление делами Президента Российской Федерации (истец, заказчик) предъявило ООО "ПРОЕКТНО-ИНЖИНИРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ" (ответчик, подрядчик) иск о взыскании 521 468,02 руб. (с учетом принятых изменений в порядке ст. 49 АПК РФ) пени за нарушение сроков выполнения работ по I этапу государственного контракта от 26.07.2021 N 1060-07/21/ПИР.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, без вызова сторон на основании статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Установлено, что между Управлением делами Президента Российской Федерации (Государственный заказчик, Истец) и ООО "Проектно-Инжиниринговая Компания" (Подрядчик, Ответчик) был заключен государственный контракт от 26.07.2021 N 1060-07/21/ПИР на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту капитального строительства "Федеральное государственное бюджетное учреждение "Объединенная больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации. Реконструкция эстакады главного корпуса по адресу: г. Москва, просп. Мичуринский, д. 6, стр. 1" (далее - Контракт) согласно которому Подрядчик обязуется выполнить проектно-изыскательские работы включая необходимые изыскания, обследования, подготовку исходных данных, оформление исходно-разрешительной документации, подготовку проектной документации, разработку рабочей документации на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), а также по согласованию проектно-сметной документации совместно с Государственным заказчиком в надзорных, экспертных и других организациях в соответствии с действующими требованиями и сдать их Заказчику в установленные Контрактом сроки.
Пунктом 3.2 Контракта установлено, что сдача-приемка выполненных работ производится по этапам, установленным Графиком выполнения работ (приложение N 2 к Контракту).
В соответствии с п. 3.1 Контракта общий срок завершения выполнения работ I этапа: не позднее 385 календарных дней с даты заключения Контракта (т.е. до 15.08.2022) в том числе:
- Сбор и получение исходно-разрешительной документации, технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, выполнение инженерных изысканий, включая обследование состояния зеленых насаждений - 60 календарных дней с даты подписания Контракта (до 24.10.2021);
- Разработка проектной документации. Получение заключения государственной экологической экспертизы (при необходимости). Получение заключения историко-культурной экспертизы (при необходимости) - 295 календарных дней с даты подписания Контракта (до 17.05.2022);
- Получение положительного заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России" по инженерным изысканиям, проектной документации и достоверности определения сметной стоимости. Передача Государственному заказчику окончательного комплекта документации, откорректированной в соответствии с положительным заключением ФАУ "Главгосэкспертиза России" - 90 календарных дней с даты разработки проектной документации (до 15.08.2022).
Однако Ответчиком не был представлен результат выполненных работ в срок, установленный Контрактом.
Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), п. 1 ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 11.1 контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту по причине неисполнения ООО "ПиК" принятых на себя обязательств.
Решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту вступило в законную силу, контракт считается расторгнутым с 18.10.2022.
Пунктами 5.8, 5.8.1 Контракта предусмотрена ответственность Подрядчика за нарушение сроков выполнения работ в виде пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения обязательства в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных обязательств.
В соответствии с условиями Контракта срок выполнения указанных работ установлен 60 календарных дней с даты подписания Контракта, т.е. до 24.09.2021.
Согласно уточненному расчету истца размер пени за нарушение срока выполнения работ по I этапу контракта составляет 521 468,02 руб.
1. Сбор исходных данных:
Цена - 2 100 000,00 руб.
Стоимость фактически выполненных в срок работ - 0 руб.
Период просрочки-25.09.2021 по 18.10.2022 = 389 дней
2 100 000,00 х 389 х 1/300 х 7,5% = 204 225,00 руб.
2. Проектная документация:
Цена 8 240 078,46 руб.
Стоимость фактически выполненных в срок работ - 0 руб.
Период просрочки - 18.05.2022 по 18.10.2022 = 154 дня
8 240 078,46 х 154 х 1/300 х 7.5% = 317 243,02 руб.
Таким образом, по расчету истца, размер пени за нарушение сроков выполнения работ по I этапу контракта составляет 204 225,00+317 243,02 = 521 468,02 руб.
Сложившиеся между сторонами гражданско-правовые отношения подлежат регулированию нормами раздела 3 части 1 ГК РФ (общие положения об обязательствах), главы 37 ГК РФ (подряд), а также условиями заключенного контракта.
В соответствии со статьей 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Проектные изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы (часть 1 статьи 708 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 329, пункту 1 статьи 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Штрафы начисляются за неисполнение и ненадлежащие исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
На основании части 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Данные законоположения корреспондируют статье 401 ГК РФ, в которой сформулированы общие основания для ответственности за нарушение обязательств, к каковым отнесены неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, а также наличие вины у лица, его не исполнившего. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, акая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть выполнено вследствие просрочки кредитора.
Из части 1 статьи 406 ГК РФ следует, что кредитор считается просрочившим, если он, в том числе, не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
В п.23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса РФ об обязательствах и их исполнении" разъяснено, что по смыслу п. 1 ст. 314 ГК РФ, ст. 327.1 ГК РФ срок исполнения обязательства может исчисляться, в том числе с момента исполнения обязанностей другой стороной, совершения ею определенных действий или с момента наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором. Если действия кредитора, совершением которых обусловлено исполнение обязательства должником, не могут быть выполнены в установленные законом, иными правовыми актами или договором срок, а при отсутствии такого срока - в разумный срок, кредитор считается просрочившим (ст. 328 или 406 ГК РФ).
В силу положений статьи 718 ГК РФ на заказчика возложена обязанность по оказанию подрядчику содействия в выполнении работ.
По смыслу статьи 747 ГК РФ заказчик обязан обеспечить своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение.
Как разъяснено в пункте 17 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", неисполнение стороной по договору строительного подряда обязанности по сотрудничеству может учитываться при применении меры ответственности за неисполнение договорного обязательства.
Подрядчик принял на себя обязательства в соответствии с заданием Заказчика и в сроки, установленные Контрактом, выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства (реконструкции) объекта капитального строительства "Федеральное государственное бюджетное учреждение "Объединенная больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации. Реконструкция эстакады главного корпуса по адресу: г. Москва, просп. Мичуринский, д. 6, строен. 1" (далее - Объект), включая необходимые изыскания, обследования, подготовку исходных данных, оформление исходно-разрешительной документации, подготовку проектной документации, разработку рабочей документации на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), а также по согласованию проектной документации совместно с заказчиком в надзорных, экспертных и других организациях.
Согласно п. 2.1. контракта, цена контракта составляет 26 782 882 руб. 55 копеек.
Цена работ согласована на всю сумму контракта без выделения на временные этапы работ.
В силу п. 2.4. контракта, авансовые платежи по контракту не предусмотрены. Оплата выполненных работ по контракту производится Государственным заказчиком не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания Государственным заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ.
Согласно п. 3.1. контракта, датой начала выполнения работ по Контракту считается дата его подписания.
Общий срок выполнения работ по контракту: с даты подписания контракта в течение 565 календарных дней (то есть до 11.02.2023 г.).
Сроки выполнения Работ по Контракту определяются Графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту) и составляют:
I этап: Сбор исходных данных, обследования, инженерные изыскания, разработка и согласование проектной документации, получение положительного заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России", сдача-приемка проектной документации.
Общий срок завершения выполнения работ I этапа: не позднее 385 календарных дней с даты заключения Контракта (то есть до 15.08.2022 г.), в том числе:
1)Сбор и получение исходно-разрешительной документации, технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, выполнение инженерных изысканий, включая обследование состояния зеленых насаждений дата подписания Контракта 60 календарных дней (то есть до 24.10.2021 г.);
2)Разработка проектной документации: 295 календарных дней с даты заключения Контракта (то есть до 17.05.2022 г.);
3)Получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.
II этап: Подготовка и передача заказчику рабочей документации: 180 календарных дней с даты получения положительного заключения государственной экспертизы. Досрочное выполнение Работ допускается по согласованию с заказчиком.
По смыслу статьи 747 ГК РФ заказчик обязан обеспечить своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение.
Статьей 759 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность заказчика проектных работ передать подрядчику задание на проектирование и исходные данные, необходимые для составления технической документации; аналогичная обязанность установлена пунктом 3.1.1. и пунктом 3.1.2 контракта.
Пунктом 2 статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
В соответствии с п. 4.1.2., п. 4.1.5., п. 4.1.7. контракта, Государственный заказчик обязан:
- оказывать необходимое содействие Подрядчику при получении исходных данных для проектирования и изысканий и оформления исходно-разрешительной документации;
- оказывать содействия Подрядчику в подготовке необходимой для выполнения работ исходно-разрешительной и иной документации;
- согласовывать документы, представленные Подрядчиком, в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты их получения.
В соответствии с частью 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик обязан предоставить такому лицу:
1)градостроительный план земельного участка;
2)результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
3)технические условия подключения (технологического присоединения), предусмотренные статьей 52.1 настоящего Кодекса (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Подрядчик вправе запрашивать у Государственного заказчика информацию, необходимую для исполнения настоящего Договора.
17.08.2021 г. за исх. N 639/1 Ответчик ООО "ПиК" направил запрос Государственному заказчику о предоставлении правоустанавливающих документов, технической документации и исходных данных для производства работ.
Истец ФГБУ "УЗС" письмом за исх. N 4672 от 08.10.2020 г. направил исходную документацию в производство работ по договору.
Таким образом, Государственный заказчик предоставил исходную документацию по прошествии 74 дней с даты заключения государственного контракта.
Письмом за исх. N 1175 от 24.03.2022 г. Истец ФГБУ "УЗС" предоставил актуализированный Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) от 09.03.2022 г.
Таким образом, Государственный заказчик предоставил градостроительный план земельного участка по прошествии 241 дня с даты заключения государственного контракта.
Исходя из Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года), при не совершении Заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, Исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки Заказчика (п. 10.)
Поскольку Истец в нарушение принятых на себя обязательств несвоевременно передал исходные данные, усматривается, что обязательства Подрядчика (Ответчика ООО "ПиК") также подлежали соразмерному продлению, следовательно, общий срок выполнения работ продлевался с 11.02.2023 г. до 10.10.2023 г.
Работы по I этапу продлевались с 15.08.2022 г. по 13.04.2022 г., в т.ч.
- по сбору исходных данных - с 24.10.2021 г. по 22.06.2022 г.
- по разработке проектной документации с 17.05.2022 г. по 13.01.2023 г.
Помимо этого, в процессе выполнения проектных и изыскательских работ по объекту капитального строительства были выполнены инженерные изыскания в объемах, определенных техническим заданием к государственному контракту и комплексное обследование части конструкций эстакады, примыкающих зданий и сооружений, которое выявили значительное несоответствие необходимых объемов комплексных обследований с объемами, указанными в техническом задании к государственному контракту (опирание эстакады не ограничивалось только конструкциями здания больницы как было указано в Техническом задании контракта).
О выявленном факте, а также о необходимости проведения дополнительных инженерных изысканий, не предусмотренных договором, Ответчик ООО "ПиК" уведомил Истца письмом от 26.11.2021 от 992/1.
По результатам проведенного 18.01.2022 совещания в Главном управлении капитального строительства Управления делами Президента Российской Федерации, для подтверждения необходимого объема дополнительных работ по комплексному обследованию, было принято решение по определения типов узлов опираний и выявления уровня их влияния на конструкции примыкающих зданий.
Письмом от 19.01.2022 г. за исх. N 59 Ответчик ООО "ПиК" уведомил Истца о том, что для выполнения перечисленных работ потребуется изучение имеющихся архивных материалов проектной и исполнительной документации, а также выполнение инструментального обследования узлов опирания не предусмотренных действующим договором.
Указанным письмом ООО "ПиК" приостанавливал исполнение договора N 1060- 07/21/ПИР от 26.07.2021 до момента подготовки отчета о дополнительном обследовании и принятии решения об объемах необходимого комплексного обследования примыкающих зданий.
Письмом от 22.03.2022 г. за исх. за 342 Ответчик ООО "ПиК" уведомил Истца о результатах обследования эстакады, которая находится в ограничено работоспособном состоянии с наличием большого количество конструкций, находящихся в аварийном состоянии, направил технический отчет, просил внести изменения в техническое задание к договору N 1060-07/21/ПИР от 26.07.2021 г. в котором дополнительно предусмотреть для проектирования:
- комплексное обследование зданий водолечебницы и детского отделения:
- демонтаж аварийных конструкций эстакады;
- вынос энергетических систем и установок, находящихся в помещениях под эстакадой на время строительства с получением соответствующих технических условий;
- определить минимально-необходимую нагрузочную способность эстакады.
Письмом от 05.04.2022 г. за исх. N 401/1 Ответчик ООО "ПиК" в дополнение к ранее направленному отчету, направил Истцу на рассмотрение смету на проектно-изыскательские работы, которая включала изменения и дополнения.
В связи с тем, что указанные изменения технического задания влекли за собой существенное изменение условий контракта было предложено внести в контракт соответствующие корректировки на основании положений части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе, которой установлено, что по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Положения части 65.1 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ позволяют внести в контракт, заключенный до 1 января 2023 года, любые изменения, путем заключения дополнительного соглашения к контракту.
Внесение указанных изменений в техническое задание контракта было необходимо для успешного прохождения завершающего этапа работ, а именно государственной экспертизы, поскольку, результатом выполненной работы по Контракту являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, по которым получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также разработанная на основе такой проектной документации рабочая документация.
Несоответствие фактического объема проектной документации и фактического объема результатов инженерных изысканий с объемами технического задания по Контракту исключает возможность получения положительного заключения государственной экспертизы, что является предметом Контракта.
Как правило заинтересованный в исполнении Контракта Государственный заказчик на основании обращения поставщика (подрядчика, исполнителя) формирует и направляет уведомление главному распорядителю бюджетных средств, решение о необходимости заключения дополнительного соглашения к контракту или принимает решение об отказе в заключении дополнительного соглашения к контракту, о чем уведомляет в письменной форме поставщика (подрядчика, исполнителя), направившего предложение об изменении существенных условий контракта.
Однако какого-либо ответа со стороны Государственного заказчика (Истца) на все вышеперечисленные письма от Ответчика, также, как и содействия - не последовало, дополнительное соглашение подписано не было.
Несмотря на то, что Ответчик ООО "ПиК" выражал свою готовность продолжить работы по контракту при внесении в него соответствующих изменений без которых не представлялось возможным надлежащим образом исполнить взятые обязательства, Истец повел себя недобросовестно, направил решение от 07.10.2022 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта и обратился в суд с требованием о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ.
Кроме того, начисление Истцом штрафных санкций за нарушение сроков выполнения работ при приостановленном контракте противоречит нормам действующего законодательства.
Ответчик ООО "ПиК" в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 716 ГК РФ, своевременно предупредил Истца об обстоятельствах, препятствующих завершению работы в установленный срок, и приостановил выполнение соответствующих работ в порядке статьи 719 ГК РФ. Ответчик не может быть привлечен к ответственности, поскольку просрочка со стороны Ответчика была обусловлена действиями (бездействием) Истца.
Указанное обстоятельство о приостановлении действия контракта (письмом от 19.01.2022 г. за исх. N 59), свидетельствует о неприменении к Ответчику ООО "ПиК" штрафных санкций, а именно начисление пени за несвоевременное выполнение работ.
Следовательно, требование Истца о взыскании с Ответчика пени за нарушение срока выполнения работ по I этапу контракта является неправомерным.
Кроме того, решением от 28.10.2022 г. по делу N 22/44/104/401 Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок было отказано Истцу во включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении Ответчика ООО "ПиК".
ФАС России было установлено, что Подрядчик ООО "ПиК" (Ответчик) принимал все необходимые меры, направленные на исполнение условий контракта. Не установлены факты, ненадлежащего исполнения и/или неисполнения обязательств, предусмотренных контрактом, со стороны ООО "ПиК".
Учитывая вышеизложенное, истцом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Ответчиком нарушены сроки выполнения работ в заявленный период просрочки.
Так, начисление штрафных санкций за нарушение промежуточных сроков выполнения работ от этапа исполнения контракта контрактом не предусмотрено.
Согласно п. 2.1. контракта, цена контракта составляет 26 782 882 руб. 55 копеек.
Цена работ согласована на всю сумму контракта без выделения на временные этапы работ.
В силу п. 2.4. контракта, авансовые платежи по контракту не предусмотрены. Оплата выполненных работ по контракту производится Государственным заказчиком не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания Государственным заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ.
Из сопоставления положений статьи 753 и статьи 311 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что о согласовании условия о принятии исполнения обязательства по частям свидетельствует согласование сторонами в договоре подряда именно этапов работ, которые могут быть индивидуализированы и приняты заказчиком с перенесением рисков случайной гибели или случайного повреждения объекта.
Таким образом, при выполнении работ на поэтапной основе в тексте договора должны быть закреплены следующие условия:
- в договоре должно быть указано на поэтапное выполнение работ,
- в договоре должны быть выделены этапы с перечнем конкретных видов работ, их стоимостью и сроков их выполнения.
Истолковав по правилам статью 431 Гражданского кодекса Российской следует прийти к выводу о невозможности установить согласование сторонами применения положений статьи 311 Гражданского кодекса Российской Федерации о принятии исполнения обязательства по частям.
Условиями государственного контракта ответственность за нарушение срока выполнения работ по отдельному этапу не предусмотрена.
В графике выполнения работ (Приложение N 2 к государственному контракту) не индивидуализировано работы с указанием стоимости каждого вида работ в пределах одного наименования. Цена работ согласована на всю сумму контракта без выделения на временные этапы работ.
Таким образом, истцом не доказано согласование исполнения обязательств по контракту по частям в соответствии с положениями статьи 311 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу чего истец вменяет подрядчику пеню за нарушение обязанности, которая не установлена контрактом.
Учитывая изложенное, поскольку промежуточные этапы работ в контракте отсутствуют и начисление неустойки за их нарушение не может быть произведено, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 229, п. 1 ст. 269, ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2023 по делу N А40-281526/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-281526/2022
Истец: Управление делами президента РФ
Ответчик: ООО "ПРОЕКТНО-ИНЖИНИРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ" УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-27591/2023
13.09.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-57127/2023
17.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-22533/2023
10.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-281526/2022