г. Хабаровск |
|
18 мая 2023 г. |
А73-1684/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Региональный технический центр": Якунин Д.В., представитель по доверенности от 05.07.2022 N 2;
от Хабаровской таможни: Харанена П.В., представитель по доверенности от 17.05.2022 N 05-53/135;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.03.2023
по делу N А73-1684/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональный технический центр" (ОГРН 1092724002876, ИНН 2724129789)
к Хабаровской таможне (ОГРН 1022701131826, ИНН 2722009856)
о признании незаконным решения от 29.12.2022 N 15 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Региональный технический центр" (далее - ООО "РТЦ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Хабаровской таможни (далее - таможня) от 29.12.2022 N 15 об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, об обязании возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор в размере 655 500 рублей.
Решением суда от 09.03.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов таможенный орган указывал на неверное толкование судом положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС). Товар классифицирован в соответствии с позицией 8709 ТН ВЭД ЕАЭС, за который предусмотрено взимание утилизационного сбора с учетом раздела XIV Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81.
ООО "РТЦ" выражало в отзыве на апелляционную жалобу несогласие с доводами таможенного органа, просило оставить в силе судебный акт.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддерживали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела установлено следующее.
ООО "РТЦ" осуществило ввоз на территорию Российской Федерации по декларации на товары N 10009100/180822/3094379 (далее - ДТ N 3094379) самоходной машины - аэродромный тягач WGQY45 (изготовитель Weihai Cuangtai Airport Equipment Co. Ltd, Китай, модель WGQY45) в количестве 1 шт.
В графе 31 ДТ N 3094379 указаны следующие сведения о товаре: аэродромный тягач WGQY45 в полной комплектации в частично разобранном виде для удобства транспортировки. Предназначен для буксировки воздушных судов по территории аэродрома и не предназначен для дорог общего пользования. Поставляется с ЗИП комплектом.
В отношении декларируемого товара заявлен классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 8709 19 900 0 и уплачен утилизационный сбор в размере 655 500 рублей согласно коэффициенту, установленному Перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81.
Уплата утилизационного сбора подтверждена таможенным приходным ордером от 19.08.2022 N 10000100/190822/1000077582.
Полагая, что утилизационный сбор в отношении ввезенной самоходной машины не уплачивается, так как аэродромные тягачи не входят в вышеуказанный Перечень, общество 30.11.2022 направило в адрес таможни заявление (вх. 14005 от 09.12.2022) о возврате излишне уплаченного (взысканного), утилизационного сбора по установленной форме и с необходимым комплектом приложений.
Решением от 29.12.2022 N 15 таможенный орган отказал в возврате утилизационного сбора, указав, что техника по коду ТН ВЭД включена в раздел Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор
Несогласие общества с решением послужило основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утвержден Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
В Перечне определены виды и категории самоходных машин и прицепов к ним, а также коэффициенты расчета размера утилизационного сбора.
Разделом XIV Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор установлено, что к такой категории самоходным машин отнесены - Тракторы колесные (классифицируемые по коду 8701 91, 8701 92, 8701 93, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 94 900 0, 8701 95 100 9, 8701 95 500 0, 8701 95 900 0, 8701 21 109 0, 8701 21 909 0, 8701 22 109 0, 8701 22 909 0, 8701 23 109 0, 8701 23 909 0, 8701 24 109 0, 8701 24 909 0, 8701 29 109 0, 8701 29 909 0, 8709) <6>.
В примечании <6> указано: Код классификации приведен в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, исходя из буквального толкования Перечня, утилизационный сбор подлежит уплате в отношении конкретного вида самоходных машин - тракторов колесных, классифицируемых по указанным выше кодам.
Согласно подпункту 3 пункта 5 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100, вид самоходной машины определяется исходя из конструктивных признаков, характерных для той или иной самоходной машины, и ее назначения.
Исходя из технических характеристик ввезенного аэродромного тягача на колесном ходу марки WGQY45, фотоизображений товара, он является машиной специального назначения, спроектированной и используемой только на территории аэродромов, исключительно для буксировки аэродромного наземного обслуживания, а также воздушных судов массой до 450 тонн; не может быть использован для каких-либо иных целей, равно как не может перемещаться по дорогам общего пользования, по грунтовому покрытию или где бы то ни было еще за пределами закрытой территории аэропорта.
Доказательств, что аэродромный тягач вследствие его конструктивных особенностей и функционального назначения относится к группе товаров "Тракторы колесные", таможенный орган не представил.
Поскольку Раздел XIV Перечня видов и категорий самоходных машин устанавливает плату утилизационного сбора по коду 8709 ТН ВЭД ЕАЭС исключительно для объектов обложения "Тракторы колесные", аэродромный тягач, классифицируемый по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8709 19 900 0, в Перечень не включен.
Материалами дела подтвержден факт уплаты утилизационного сбора, а также полнота комплекта представленных декларантом документов для возврата излишне уплаченного утилизационного сбора.
При указанных обстоятельствах следует признать верным вывод суда первой инстанции об отсутствии у декларанта законных оснований для уплаты утилизационного сбора, а у таможенного органа оснований для отказа в возврате уплаченного утилизационного сбора.
Довод о том, что код ТН ВЭД ЕАЭС является основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора и влияет на идентификацию самоходной машины при обложении утилизационным сбором, подлежит отклонению.
Вопреки доводу таможни, само по себе отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД ЕАЭС не является основанием для взимания утилизационного сбора, не является критерием, определяющим конкретные позиции в Перечне видов и категорий самоходных машин, поскольку данный сбор не является таможенным платежом. Основания его взимания не определяются таможенным законодательством. Приведенные в Перечне коды ТН ВЭД ЕАЭС являются определяющими лишь для коэффициента расчета размера утилизационного сбора, но не самого сбора в целом.
Распространение обязанности по уплате утилизационного сбора на все самоходные машины, классифицируемые по товарной позиции 8709 ТН ВЭД ЕАЭС, образует недопустимое расширение видов (категорий) самоходных машин, облагаемых утилизационным сбором, вопреки принципу формальной определенности фискальных сборов и пункту 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах и в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ требования заявителя правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.03.2023 по делу N А73-1684/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1684/2023
Истец: ООО "Региональный технический центр", ООО Якунин Д.В. предтавитель "Региональный технический центр"
Ответчик: ХАБАРОВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2024 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6408/2023
15.11.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5335/2023
08.08.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3544/2023
18.05.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2025/2023
09.03.2023 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-1684/2023