г. Челябинск |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А47-7702/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.02.2023 по делу N А47-7702/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей.
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - истец, Министерство, ОГРН 6510958014264) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Оренбургская торгово-строительная компания" (далее - ответчик, ООО "ОТСК", ОГРН 1115658021962) о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка от 30.10.2018 N 25/18 за 2019-2021 гг. в сумме 49 786 руб. 31 коп.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.02.2023 (резолютивная часть от 21.02.2023) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное исследование доказательств по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и неправильно применены нормы материального (и процессуального) права.
Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что произведенное арендодателем одностороннее доначисление арендной платы ни законом, ни договором аренды не предусмотрено, по его мнению, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ); ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", таким образом, минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ относится к категории регулируемых цен; поскольку часть арендной платы, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, представляет собой минимальный размер арендной платы (статья 73 ЛК РФ, пункт 1 статьи 51 БК РФ), то есть определяется по правилам о регулируемой арендной плате, исходя из положений пункта 19 Постановления N 73, арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
От ООО "ОТСК" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании протокола о результатах аукциона N 3 от 10.09.2018 и протокола N 1 заседания комиссии по проведению аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, либо договоров купли-продажи лесных насаждений от 24.10.2018, между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (арендодатель) (правопреемник Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области) и ООО "ОТСК" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 30.10.2018 N 25/18 (далее - договор, л.д. 13-24) с кадастровым номером 56:47:0101080:285, площадью 15300 кв.м (1,53 га), местоположением: Оренбургская область, Соль-Илецкий городской округ, Соль-Илецкое лесничество, Соль-Илецкое участковое лесничество, Соль-Илецкое мастерский участок, квартал 2, части выделов 21, 28 (пункт 1.2 договора).
В соответствии с пунктом 1.4 договора границы лесного участка указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренной приложением N 1 к настоящему договору. Характеристика лесного участка на день заключения настоящего договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в приложении N 2 к настоящему договору.
Согласно пункту 2.1 договора арендная плата по договору составила 121 041 руб. 75 коп. в год.
Как следует из пункта 2.2 договора размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленной постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу платы лесного участка, находящегося в федеральной собственности" для соответствующего года.
Начисление осуществляется со дня государственной регистрации (пункт 2.3 договора).
В силу пункта 2.4 договора арендатор вносит арендную плату в сроки, предусмотренные приложением N 4 к настоящему договору.
На основании пункта 5.1 договора все изменения к настоящему договору оформляются в письменной: подписываются сторонами.
Внесение изменений в договор, заключенный по результатам аукциона, на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использований (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (пункт 5.2 договора).
Согласно пункту 5.5 договора арендодатель вправе отказаться от исполнения настоящего договора в одностороннем порядке в случае невнесения арендатором арендной платы 2 и более раз подряд по истечении установленного настоящим договором срока платежа, уведомив при этом арендатора в письменной форме за 30 дней до даты расторжения договора.
В соответствии с пунктом 5.6 настоящий договор прекращает свое действие с даты, указанной в письменном уведомлении. В случае одностороннего отказа арендодателя от исполнения настоящего договора он считается расторгнутым.
Срок действия настоящего договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка, передаваемого в соответствии с настоящим договором и составляет 20 (двадцать) лет (пункт 6.1 договора).
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области 08.11.2018.
По акту приема-передачи лесного участка в аренду от 30.10.2018 лесной участок был передан в аренду ООО "ОТСК" (л.д. 21 оборот 22).
Согласно представленному истцом акту от 08.10.2021 N 34/2021 плановой выездной проверки исполнения органом государственной власти Оренбургской области и переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенции из федерального бюджета на основание указанных полномочий, была проведена плановая выездная проверка Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, в ходе которой выявлено, что при расчете арендной платы не применен повышающий коэффициент в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах, предусмотренный примечанием к таблице 11 постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (л.д. 36-39).
Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) 01.12.2021 выдано предписание N 34/2021 об устранении выявленных нарушений при исполнении министерством переданных полномочий РФ в области лесных отношений от 01.12.2021, согласно пункту 4 которого на министерство возложена обязанность произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений, принять меры по возмещению недополученного дохода в федеральный бюджет (л.д. 26-29).
Истцом в адрес ответчика направлено письмо об уточнении арендной платы от 01.09.2022 N ВГ-12-19/4897 с просьбой погасить доначисленную сумму аренды в размере 49 786 руб. 31 коп. за период 2019-2021 гг. с приложенным расчетом суммы задолженности, ответа на которую от ответчика не последовало (л.д. 42-44).
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств арендатора по внесению арендной платы по договору аренды лесного участка от 30.10.2018 N 25/18, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для применения в расчете арендной платы коэффициента 2, стороны в договоре аренды, заключенном по результатам аукциона, согласовали характеристики арендуемого лесного участка.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (части 1, 3 статьи 71 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
На основании части 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что между сторонами подписан договор аренды лесного участка.
Признаков незаключенности или недействительности (ничтожности) названного договора суд апелляционной инстанции не усматривает.
Содержание договора соответствует положениям главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), главы 6 ЛК РФ, требование о государственной регистрации договора сторонами соблюдено (пункт 2 статьи 8, пункт 2 статьи 609 ГК РФ, пункт 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статья 93 ЛК РФ).
В силу статьи 1 ЛК РФ использование лесов является платным.
Согласно статье 94 ЛК РФ за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии со статьей 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 611 ГК РФ установлено, арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. В свою очередь, арендатор в силу пункта 1 статьи 614 ГК РФ обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно пункту 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы.
На основании части 1 статьи 73 ЛК РФ закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 22.05.2007 N 310, которым утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - постановление N 310), в соответствии с которым к утвержденной по Челябинской области ставке платы 6 270 руб. в год за гектар и выделенного для рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, применяются коэффициенты, указанные в пунктах "а" "б" примечаний к таблице N 11 указанного Постановления.
В примечании к таблице N 11 постановления N 310 указано, что при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, к ставкам применяются следующие коэффициенты:
а) коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов;
б) коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние;
в) коэффициент, учитывающий площадь лесного участка; г) коэффициент, учитывающий предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, договор аренды лесного участка от 30.10.2018 N 25/18 заключен сторонами по результатам аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, либо договоров купли-продажи лесных насаждений от 24.10.2018, в соответствии с протоколами N 3 от 10.09.2018 и протокола N 1 о результатах аукциона.
Существенные условия, предъявляемые к договору аренды, в том числе и о размере арендной платы сторонами согласованы.
Истец просит взыскать задолженность по договору аренды лесного участка за 2019-2021 гг. в размере 49 786 руб. 31 коп.
В пункте "а" примечания к таблице N 11 постановления N 310 установлены коэффициенты, учитывающие категории защитных лесов и целевое назначение лесов:
- в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах - 2;
- в отношении особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах - 1,5;
- в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарковых зон) - 1,5;
- в отношении зеленых зон, лесопарковых зон - 1.
В соответствии со статьями 23, 81 ЛК РФ, пунктами 5.4.4, 5.5 Положения о Рослесхозе, приказом Рослесхоза от 28.06.2019 N 825 установлены границы, в том числе, Оренбургского лесничества, осуществлено отнесение лесов на территории лесничества к защитным и установлены их границы, выделены особо защитные участки лесов на территории лесничества и установлены их границы.
Министерство полагает, что коэффициент, включенный в договор, не учитывает отнесение земельного участка к категории особо защитных участков леса.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях для расчетов между сторонами за оказанные услуги применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Частью 1 статьи 74.1 ЛК РФ установлено общее правило, в силу которого изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Гражданским, Земельным и Лесным кодексами Российской Федерации.
Ограничения во внесение изменений в договор аренды лесного участка установлены частями 2 и 3 статьи 74.1 ЛК РФ и касаются договоров аренды, заключенных по результатам торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Размер арендной платы определен арендодателем в пункте 2.1 договора аренды и составил 121 041 руб. 75 коп. в год с учетом всех коэффициентов.
Договор подписан арендодателем без замечаний и возражений, в отсутствие разногласий относительно применения тех или иных значений корректировочных коэффициентов.
Возможность изменения в одностороннем порядке условия договора аренды, заключенного по результатам аукциона, о размере арендной платы не предусмотрена, в том числе и самим договором (пункты 5.1, 5.2 договора).
Истцом в материалы дела не представлены доказательства изменения формулы расчета арендной платы (то есть порядка определения размера арендной платы), и доказательства изменения размера арендной платы путем подписания дополнительного соглашения к договору аренды.
Согласованная сторонами формула расчета арендной платы стала существенным условием договора о размере арендной платы, поэтому изменение данной формулы возможно только в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 452 ГК РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что произведенное арендодателем одностороннее доначисление арендной платы ни законом, ни договором аренды не предусмотрено, следовательно, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
По приведенным в постановлении мотивам основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по изложенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 АПК РФ. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.02.2023 по делу N А47-7702/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-7702/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЭКОЛОГИИ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Оренбургская торгово-строительная комапания", ООО "ОТСК"
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд