г. Санкт-Петербург |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А56-90231/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Геворкян Д.С., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Хариной И.С.
при участии:
от истца: Шакирова О.В. по доверенности от 01.06.2022
от ответчика: 1) Не явился, извещен, 2) Митяшина М.В. по доверенности от 15.11.2021
от 3-го лица: Не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10711/2023) АО "Группа Ренессанс Страхование" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2023 по делу N А56-90231/2022 (судья Шелема З.А.), принятое
по иску ООО "Торговый дом "Агромаркет"
к ООО "Деловые Линии"; АО "Группа Ренессанс Страхование"
3-е лицо: ООО "ГТПК "Рубарз"; Астапенко А.А.
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АГРОМАРКЕТ" (ОГРН: 1055901814517; далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Деловые линии" (ОГРН: 1027810306259; далее - ответчик N 1) и ПАО "Группа ренессанс страхование" (ОГРН: 1187746794366; далее - ответчик N 2) с требованием о взыскании 3.265 руб. 00 коп. провозной платы; 96.800 руб. 00 коп. страхового возмещения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ГТПК "Рубарз" (адрес: Россия 658219, Алтайский край, г. Рубцовск, Кооперативный проезд, д. 1) ; Астапенко Александр Александрович.
Решением суда первой инстанции от 17.03.2023 требования Истца удовлетворены в части взыскания с ПАО "Группа ренессанс страхование" 96.800 руб. 00 коп. страхового возмещения, а также 3.871 руб. 00 коп. расходов по уплате госпошлины. В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "Деловые линии" - отказано.
В апелляционной жалобе ПАО "Группа ренессанс страхование", ссылается на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции, удовлетворяя требования Истца за счет страховщика, не учел положения Правил страхования, на основании которых был заключен договор страхования.
В судебном заседании представитель ПАО "Группа ренессанс страхование" доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель истца с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
ООО "Деловые линии", ООО "ГТПК "Рубарз", Астапенко Александр Александрович, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в обжалуемой части в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с экспедиторской распиской (приёмной накладной) N 21- 00451078504 от 01.09.2021 ответчик принял от грузоотправителя Остапенко А.А. (г. Барнаул) для организации межтерминальной перевозки в адрес получателя ООО "ТД "АГРОМАРКЕТ" (г. Пермь) сборный груз, в количестве 1 места, весом 85 кг. и объемом 0,97 м3, с объявленной стоимостью 82 800 руб.
17.09.2021 сборный груз по приемной накладной был доставлен до места получения, при выдаче по поручению получателя, был составлен коммерческий акт N Пп776, в котором было отражен факт деформации 1-го места груза.
20.09.2021 ООО "ТД "АГРОМАРКЕТ" обратилось с претензией к ответчику N 1 о возмещении ущерба в связи с повреждением груза.
Поскольку груз по накладной по поручению отправителя был застрахован, ООО "Деловые линии" в ответе 009900046953 от 27.09.2021 сообщило о передаче поступившей претензии на рассмотрение страховщику - ПАО "Группа Ренессанс Страхование".
Оставление требований претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворил требования Истца за счет страховщика, отказав в удовлетворении требований к экспедитору, указав на доказанность факта повреждения груза в процессе перевозки и наличие у страховщика обязанности по выплате страхового возмещения.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Кодексе.
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В пункте 1 статьи 1064 Гражданского кодекса предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из названных положений следует вывод о существенном различии правовой природы данных обязательств по основанию их возникновения: из договора и из деликта. В случае если вред возник в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства, нормы об ответственности за деликт не применяются, а вред возмещается в соответствии с правилами об ответственности за неисполнение договорного обязательства или согласно условиям договора, заключенного между сторонами.
Указанное, соответствует правовой позиции изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.05.2015 N 305-ЭС14-6511 по делу N А40-134251/2012 и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 1399/13.
В материалы дела представлена приемная накладная (экспедиторская расписка) N 21- 00451078504 от 01.09.2021, которая подтверждает факт заключения договора транспортной экспедиции между истцом и ответчиком по организации доставки груза на условиях, опубликованных на сайте www.dellin.ru.
В соответствии с пунктом 6.1 договора экспедитор несет ответственность за ненадлежащее исполнение договорных обязательств в соответствии с ГК Российской Федерации и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ)
В силу статьи 803 Гражданского кодекса Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) установлено, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 6.5 договора установлен размер ущерба, подлежащий возмещению экспедитором в случае повреждения груза в процессе перевозки, аналогичный размеру установленному подпунктами 3, 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", а именно за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности, либо за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
Таким образом, размер убытков, подлежащих возмещению в случае не надлежащего исполнения экспедитором принятых на себя обязательств по договору, ограничен как условиями договора, так и положениями специальной нормы.
Согласно пункту 3.1.1 типового Договора транспортной экспедиции прием груза Экспедитором от грузоотправителя производится по количеству грузовых мест, объему и весу без досмотра и проверки содержимого упаковки на предмет работоспособности, внутренней комплектации, количества, качества, наличия явных и скрытых дефектов, чувствительности к температурному и механическому воздействию.
В соответствии с приемной накладной Истец при отправке груза не указывал на его содержимое и специальные условия упаковки и перевозки, проверка внутреннего содержимого грузомест не осуществлялась.
Таким образом поскольку в данном случае Ответчиком был принят сборный груз сборный груз, в количестве 1 места, весом 85 кг. и объемом 0,97 м3, с объявленной стоимостью 82 800 руб., ответственность экспедитора ограничена размером объявленной стоимости перевозимого груза.
В соответствии с § 26 раздела 2 "Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом", утв. Минавтотранспортом РСФСР от 30.07.1971 г., грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи и повреждения при перевозке, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям, а в установленных случаях - в иной исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность. Данное условия является обязанностью грузоотправителя.
Согласно п. 3.5 "ГОСТ 26653-2015. Межгосударственный стандарт. Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования" (введен в действие Приказом Росстандарта от 17.05.2016 N 325-ст) транспортная тара: изделие (емкость), в котором непосредственно размещена продукция, предназначенное для хранения и транспортирования и образующее самостоятельную грузовую единицу. Упаковка (packaging): средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту тары с продукцией в процессе ее обращения. Под процессом обращения понимают транспортирование, хранение и реализацию продукции (п. 3.6). Транспортная упаковка (transport packaging): изделие, предназначенное для защиты тары с продукцией в процессе ее хранения и транспортирования, образующее самостоятельную грузовую единицу (п. 3.7).
Согласно п. 4.4. "ГОСТ 26653-2015. Межгосударственный стандарт. Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования" Транспортная тара и упаковка груза, предъявляемого к перевозке, должны соответствовать требованиям стандартов, технических условий и рабочей документации на продукцию, обеспечивать в необходимых случаях возможность применения и/или иметь в наличии и целостности пломбы, запорно-пломбировочные устройства, замки, контрольные ленты и специальные устройства для крепления на транспортном средстве; быть приспособленными для быстрой, удобной и безопасной строповки груза при перемещении его средствами перегрузочной техники. Транспортные тара и упаковка груза должны обеспечивать его сохранность и безопасность проведения грузовых операций с использованием грузозахватных приспособлений (п. 4.6).
На основании § 28 раздела 2 "Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом" грузоотправитель отвечает за все последствия неправильной внутренней упаковки грузов (бой, поломку, деформацию, течь и т.д.), а также применение тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его весу или установленным стандартам и техническим условиям.
В соответствии с п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" следует что в силу части 2 статьи 10 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.
По общему правилу, перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем.
Из материалов дела следует, что груз был передан к перевозке без какой-либо транспортной тары, без соответствующей маркировки, манипуляционных знаков.
Согласно содержанию коммерческого акта от 17.09.2021N Пп776 сборный груз по приемной накладной был доставлен до места получения, при выдаче установлен факт деформации 1-го места груза.
Груз был застрахован ПАО "Группа Ренессанс Страхование" на основании договора страхования грузов N 002 PIC-389717/2018 от 01.02.2018 (далее - Договор страхования) на условиях страхования, определенных в тексте самого договора и в Правилах комплексного страхования грузов, утверждённых приказом генерального директора ООО "Группа Ренессанс Страхование" N 138 от 30.10.2017, являющихся неотъемлемой частью Генерального договора страхования.
Согласно п. 3.1.9. Договора страхования в редакции Дополнительного соглашения к нему N 6 от 28.12.2018 не признаются страховыми случаями и не подлежат возмещению убытки и расходы, возникшие в результате ненадлежащей упаковки или укупорки грузов, отправки грузов в поврежденном состоянии, несоответствующего размещения и/или крепления груза, если такие нарушения произошли по вине грузоотправителя, либо в результате его неумышленных действий, бездействий, в том числе, если грузоотправитель не передал экспедитору (перевозчику) достоверную информацию, документацию для осуществления перевозки без нарушения правил перевозки.
Согласно п. 3.1.8. Правил страхования грузов не признаются страховыми случаями и не подлежат возмещению убытки и расходы, возникшие в результате следующих событий: ненадлежащей упаковки или укупорки грузов, отправкой грузов в поврежденном состоянии, несоответствующего размещения и/или крепления груза, несоответствия контейнера или транспортного средства условиям перевозки.
Учитывая, что от упаковки груза грузоотправитель отказался, груз был передан к перевозке без какой-либо транспортной тары, без соответствующей маркировки, манипуляционных знаков, повреждения в виде "деформации" являются следствием отсутствие упаковки или транспортной тары, ответственность за которую лежит на грузоотправителе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания страхового возмещения, поскольку заявленное Истцом событие - повреждение груза, переданного к экспедированию без какой-либо упаковки, не является страховым.
Кроме того, в силу положений п.п. 1 и 2 ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 942 ГК РФ при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая). Пунктом 2 ст. 9 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусмотрено, что страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам. Из приведенных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что стороны договора страхования вправе по своему усмотрению определить перечень случаев, признаваемых страховыми, а также случаев, которые не могут быть признаны страховыми.
В соответствии с п. 3.1.2. Договора страхования, если груз является имуществом (товаром/сырьем), у которого от даты изготовления/выпуска до даты передачи имущества (товара/сырья) Страхователю на основании приемной накладной и/или экспедиторской расписки прошло 5 (пять) календарных лет и более (вне зависимости от наличия износа (признаков износа) или эксплуатации имущества по функциональному назначению), то такой считается застрахован на условиях: "С ответственностью за риски частной аварии", в соответствии с разделом 2.2 Правил страхования, дополнительно застрахован риск хищения груза.
Согласно п. 2.2. Правил страхования по договору страхования, заключенному на условиях "С ответственностью за риски частной аварии", возмещению подлежат убытки от утраты, гибели или повреждения всего или части застрахованного груза, происшедшие в результате:
а) пожара или взрыва;
б) посадки на мель, выброса на берег, затопления или опрокидывания судна;
в) крушения воздушного судна, опрокидывания или схода с рельсов наземного транспортного средства;
г) столкновения транспортного средства или груза на этом транспортном средстве с любым внешним объектом;
д) пропажи морского, речного или воздушного транспортного средства с грузом без вести; е) стихийных бедствий, исключая наводнение;
ж) смытия груза волной с борта судна;
з) выбрасывания груза за борт при пожертвовании грузом при общей аварии;
и) подмочки груза забортной водой;
к) падения груза во время погрузки и разгрузки, перегрузки.
В соответствии с п. 10.1. Договора страхования при наступлении события, обладающего признаками страхового случая, Страхователь (Выгодоприобретатель) обязан предоставить Страховщику все предусмотренные настоящим Договором, действующим законодательством, Правилами страхования документы, удостоверяющие причины и обстоятельства страхового случая, размер ущерба, причиненного грузу.
Согласно п. 10.7. Договора страхования выплата страхового возмещения (страховая выплата) осуществляется Страховщиком в соответствии с условиями Договора, положениями Правил страхования и действующего законодательства на основании письменного заявления Страхователя о выплате страхового возмещения и представленных Страхователем (Выгодоприобретателем) документов, удостоверяющих факт и обстоятельства наступления страхового случая, размер убытка и имущественный интерес Страхователя (Выгодоприобретателя).
В соответствии с п.п. 3.2, 3.2.2. Приложения 7 к Договору страхования, если представленные документы и информация позволяют сделать вывод, что с даты изготовления / выпуска имущества (товара / сырья) до момента его передачи Страхователю на основании приемной накладной и/или экспедиторской расписки прошло более 5 календарных лет, Страховщик вправе потребовать предоставления документов, содержащих сведения о дате изготовления / выпуска имущества (товара / сырья).
В случае непредставления Страхователем (Выгодоприобретателем) документа, содержащего сведения о дате изготовления / выпуска имущества (товара / сырья), груз считается застрахованным на условиях "С ответственностью за риски частной аварии", в соответствии с разделом 2.2. Правил страхования, дополнительно застрахован риск хищения груза.
Согласно представленным Истцом и Ответчиком документам, а именно, претензии Истца от 20.09.2021, содержание которой Истцом не оспаривалось, груз, переданный в ООО "Деловые линии", выпущен в феврале 2012 г.
Следовательно, груз был принят Страховщиком на страхование "С ответственностью за риски частной аварии" в соответствии с разделом 2.2 Правил страхования.
Между тем, доказательств того, что повреждение груза произошло в результате одного из событий, поименованных в п. 2.2. Правил страхования, Истцом в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное у суда отсутствовали правовые основания для возложения на Страховщика обязанности по выплате страхового возмещения.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2023 по делу N А56-90231/2022 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
В удовлетворении требований к ПАО "Группа Ренессанс Страхование" и ООО "Деловые линии" отказать.
Взыскать с ООО "Торговый дом "Агромаркет" в пользу ПАО "Группа Ренессанс Страхование" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-90231/2022
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "АГРОМАРКЕТ"
Ответчик: АО "ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ", ООО "ДЕЛОВЫЕ ЛИНИИ"
Третье лицо: АСТАПЕНКО АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, ООО "ГТПК "РУБАРЗ", ООО "ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРТНОЕ БЮРО "АРГУМЕНТ", ООО "ЦЕНТР НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ "АСПЕКТ", ООО "ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА"