г. Москва |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А40-259854/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2023 по делу N А40-259854/22,
по заявлению ООО "Энка ТЦ" (ОГРН: 1027739529399, Дата присвоения ОГРН: 11.11.2002, ИНН: 7702190316) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: 7726639745) о признании незаконным решение, оформленное уведомлением от 13.01.2022 N КУВД001/2022-28621922/8; о возложении обязанности,
при участии:
от заявителя: |
Иноземцева А.В. по дов. от 09.01.2023; Алферов И.А. по дов. от 09.01.2023; |
от ответчика |
Ноберцева Л.В. по дов. от 24.01.2023; |
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Энка ТЦ" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, ответчик) от 13.10.2022 N КУВД-001/2022-28621922/8, об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменения сведений о здании с кадастровым номером: 77:05:0011004:13322 на основании Технического плана от 19.09.2022, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о здании с кадастровым номером: 77:05:0011004:13322, о возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании с кадастровым номером 77:05:0011004:13322 на основании заявления Общества с ограниченной ответственностью "ЭНКА ТЦ" от 07.07.2022 N КУВД-001/2022-28621922 в соответствии с Техническим планом от 19.09.2022, подготовленным в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о здании с кадастровым номером: 77:05:0011004:13322, дополнительно представленным Обществом с ограниченной ответственностью "ЭНКА ТЦ" с заявлением от 26.09.2022 NКУВД001/2022-42286567.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Росреестра в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества поддержал решение суда первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела Общество с ограниченной ответственностью "ЭНКА ТЦ" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0011004:13322, расположенного по адресу: г. Москва, Каширское ш., д. 61Г (далее - "Здание").
Право собственности Заявителя на Здание зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - "ЕГРН") 21.06.2018, за номером 77:05:0011004:13322-77/011/2018-1.
Заявитель обратился в Управление с Заявлением о государственном кадастровом учете от 07.07.2022 N КУВД-001/2022- 28621922 (далее - "Заявление о кадастровом учете") на основании Технического плана от 30.06.2022, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о здании с кадастровым номером: 77:05:0011004:13322 (Здание).
По итогам рассмотрения Заявления о кадастровом учете Управлением Росреестра по Москве было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении Здания до 13.10.2022, оформленное Уведомлением от 13.07.2022 N КУВД-001/2022-28621922/1 (далее - "Уведомление о приостановлении") в связи с имевшимися несоответствиями представленного Заявителем Технического плана нормам Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (далее - "Закон о государственной регистрации недвижимости") и Требованиям к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
Указанные несоответствия, по мнению Управления Росреестра по Москве, выразились в проведении в Здании работ, не предусмотренных Постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" (далее - "Постановление N 432- ПП"), а именно - "переустройства вентиляционных шахт рядом с ком. 02083 и в ком. 02210, -2 этаж".
В целях устранения причин приостановления государственного кадастрового учета Заявителем с Заявлением от 26.09.2022 был представлен Технический план от 19.09.2022, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о здании с кадастровым номером: 77:05:0011004:13322 (Здание) (далее-"Технический план"), в котором раздел "Заключение кадастрового инженера" был дополнен пояснениями относительно вышеуказанного обстоятельства, которое, по мнению Управления Росреестра по Москве, препятствовало осуществлению государственного кадастрового учета. Иных изменений в Технический план, изначально представленный Заявителем, не вносилось.
Управлением Росреестра по Москве было принято решение об отказе в государственном кадастровом учете, оформленное Уведомлением от 13.10.2022 N КУВД-001/2022-28621922/8 (далее-"Решение об отказе").
Заявитель с указанным решением об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации не согласился, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пп.3 п.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной 4 регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд. Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N218-ФЗ.
Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В обоснование решения об отказе регистрационный орган указал, имеется место проведение в Здании работ по "переустройству вентиляционных шахт в ком. 02210, -2 этаж", не относящихся, по мнению Управления Росреестра по Москве, к видам работ, при которых в соответствии с Постановлением N 432-ПП не требуется получение разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ("ГрК РФ") выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Из пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ следует, что выдача разрешения на строительство не требуется также в иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Применительно к субъекту Российской Федерации городу Москве перечень случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется, установлен Постановлением N 432-ПП.
В соответствии с п.2.2. Постановления N 432-ПП выполнение предусмотренных им работ "осуществляется при наличии положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленного проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ".
Заявление о кадастровом учете подано Заявителем в связи с изменением части Здания, а именно - изменением планировки части помещений Здания (далее- "Перепланировка"), осуществленным в соответствии с включенным в состав Технического плана Проектом изменения объекта капитального строительства в части нежилого здания на этажах с минус второго этажа на отм. -12.150 по четвертый этаж на отм. +18.000, расположенных в многофункциональном торговом центре по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 61 Г, подготовленным ООО "Недвига.Про" в 2022 году на основании Договора N 0235/10/2019-НП от 22.10.2019 (далее - "Проект").
Изменения Здания, предусмотренные Проектом, не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности Здания и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, на что прямо указано в Проекте (листы 3 и 4) и что также подтверждается включенным в состав Технического плана Техническим заключением по результатам технического обследования строительных конструкций здания, о допустимости и безопасности изменения объекта капитального строительства в части нежилого здания на этажах с минус второго этажа на отм. -12.150 по четвертый этаж на отм. +18.000, расположенных в многофункциональном торговом центре по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 61 Г, подготовленного ООО "Недвига.Про" в 2022 году на основании Договора N 0235/10/2019-НП от 22.10.2019 по заказу Заявителя в целях выполнения требований п.2.2. Постановления N 432-ПП (далее - "ТЗК"). Как указано в Пояснительной записке к Проекту (лист 5), предусмотренные им изменения части Здания обусловлены проведением работ, предусмотренных пунктами 3.1, 3.8, 3.11 Приложения 2 к Постановлению N 432-ПП, в частности: -замены инженерных систем Здания без увеличения допустимых нагрузок и воздействий и изменения характера их приложения; -демонтажа (в том числе частичной разборки) перегородок и ненесущих стен, устройства новых перегородок и ненесущих стен (блочных и из гипсокартонного листа на металлическом каркасе); устройства проемов в перегородках, ненесущих и несущих стенах и перекрытиях, кроме устройства проемов, пробивки отверстий в стенахпилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке), без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их приложения, нарушения прочности, устойчивости несущих конструкций объекта капитального строительства, при которых может произойти их разрушение, и нарушения других характеристик их надежности и безопасности; -заделка проемов в несущих и ненесущих стенах, перегородках и перекрытиях (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке).
В Пояснительной записке к Проекту указано, что предусмотренные им работы не затрагивают конструкции коммуникационных шахт (к которым относятся вентиляционные шахты) Здания (лист 6 Проекта). Аналогичные выводы содержатся в ТЗК (страницы 4-7 и 12).
В частности, в разделе "Общие выводы" ТЗК указано, что изменения объекта недвижимости не являются его реконструкцией, так как не затрагивают конструктивные характеристики его надежности и безопасности и в соответствии с Постановлением N 432-ПП не требуют оформления разрешения на строительство.
В разделе "Заключение кадастрового инженера" Технического плана кадастровый инженер также указал, что проведенные в Здании работы в соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 ГрКРФ и пунктами 3.1, 3.8 и 3.11 Приложения 2 к Постановлению N 432-ПП не связаны с реконструкцией Здания и не требуют получения разрешения на строительство.
О том, что работы, осуществленные в Здании в соответствии с Проектом, не являются, например, реконструкцией, требующей получения разрешения на строительство, свидетельствует то обстоятельство, что в результате осуществления указанных работ не произошло изменений каких-либо характеристик Здания (в частности, его площади и количества этажей) и Технический план был подготовлен исключительно с целью отражения в ЕГРН поэтажных планов Здания, изменившихся в связи с проведенной в нем Перепланировкой.
Таким образом, все вышеуказанные документы, подтверждающие отсутствие необходимости в получении разрешения на строительство для производства работ, в связи с которыми Заявителем было подано Заявление о кадастровом учете, были представлены Заявителем в Управление Росреестра по Москве в составе приложения к Техническому плану.
Вопреки доводам Росреестра в комнате N 02210 на минус втором этаже Здания не проводились какие-либо работы по "переустройству" шахт.
Как следует из Проекта, в комнате N 02210 на минус втором этаже Здания в соответствии с Проектом были осуществлены работы по устройству дополнительной декоративной наружной обшивки ограждающих стен коммуникационной шахты с сохранением местоположения указанной шахты и местоположения ее наружных ограждающих стен, что подтверждается графическими материалами, включенными в состав Технического плана (см. план минус второго этажа Здания на странице 13 Технического плана, а также листы 12, 24 и 30 Проекта).
На листе 12 Проекта комната N 02210 на минус втором этаже Здания изображена в состоянии до проведения работ, предусмотренных Проектом. На листе 24 зеленым цветом обозначены предусмотренные Проектом работы по устройству дополнительной декоративной наружной обшивки ограждающих стен коммуникационной шахты. На листе 30 показан план комнаты N 02210 после производства работ.
Таким образом, из указанных выше документов следует, что в результате производства работ в комнате N 02210 не произошло каких-либо изменений местоположения коммуникационной шахты, а также местоположения технологических отверстий и каналов шахты. При этом, в решении об отказе не указано, какие именно работы, не предусмотренные Постановлением N 432-ПП, по мнению Управления Росреестра по Москве, были осуществлены в Здании, в частности, в чем конкретно заключаются осуществленные в комнате N 02210 на минус втором этаже работы по "переустройству" шахт. На то, что при осуществлении работ в комнате N 02210 не произошло какихлибо изменений шахты, мотивированно указано в разделе "Заключение кадастрового инженера" Технического плана. Исходя из изложенного, работы, проведенные в комнате N 02210, не являются работами по "переустройству" вентиляционных шахт, в связи с чем замечание, указанное в Решении об отказе, не соответствует фактическим обстоятельствам.
Осуществленные в комнате N 02210 на минус втором этаже Здания работы по устройству дополнительной декоративной наружной обшивки ограждающих стен вентиляционной шахты относятся к работам, предусмотренным Постановлением N 432-ПП.
Указанные работы в любом случае относятся к видам работ, предусмотренным пунктами 3.1, 3.8 и 3.11 Приложения 2 к Постановлению N 432-ПП, в соответствии с которыми без получения разрешения на строительство допускаются переустройство инженерных систем (для работы которых предназначены коммуникационные шахты), а также устройство новых перегородок и ненесущих стен и заделка проемов в несущих и ненесущих стенах, перегородках и перекрытиях (к каковым относится декоративная наружная обшивка ограждающих стен шахты).
Соответственно, в силу положений пунктов 4 и 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ и Постановления N 432-ПП для осуществления работ, в связи с проведением которых Заявителем было подано Заявление о кадастровом учете (в том числе, работ по устройству дополнительной декоративной наружной обшивки ограждающих стен вентиляционной шахты в комнате N 02210 на минус втором этаже Здания), не требовалось получения разрешения на строительство и, следовательно, разрешения на ввод в эксплуатацию.
Исходя из изложенного, Обществом с Заявлением о кадастровом учете были представлены документы, полностью соответствующие по составу и содержанию требованиям действующего законодательства, в частности, части 10 статьи 24 Закона о государственной регистрации недвижимости и Постановления N 432-ПП, на нарушение которых указано в Решении об отказе, в связи с чем правовые основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении Здания отсутствовали.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.02.2023 по делу N А40-259854/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-259854/2022
Истец: ООО "ЭНКА ТЦ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ