город Самара |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А55-3430/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Деминой Е.Г., Морозова В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Якушовой Н.С., с участием: от истца: представитель Адонина Е.К. (доверенность от 24.11.2022), от ответчика: представитель Кордюшов А.С. (доверенность от 12.07.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Московское шоссе 298А" на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2023 (судья Михайлова М.В.) по делу N А55-3430/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" к товариществу собственников недвижимости "Московское шоссе 298А" о взыскании долга и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - ООО "ЭкоСтройРесурс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к товариществу собственников недвижимости "Московское шоссе 298А" (далее - ТСЖ "Московское шоссе 298А", ответчик) о взыскании 459 079 руб. 14 коп. долга, 114 634 руб. 14 коп. неустойки (уточненные исковые требования).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2023 иск удовлетворен.
Ответчик обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе ответчик просит решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2023 отменить, принять новый судебный акт, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил апелляционную жалобу удовлетворить, а представитель истца возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции отказал в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к апелляционной жалобе, в связи с отсутствием предусмотренных частями 2, 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для принятия судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств, поскольку представившее дополнительные доказательства лицо не обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 1 января 2019 года деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее -ТКО) на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" (далее - Региональный оператор) по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Между ООО "ЭкоСтройРесурс" (далее - Истец, Региональный оператор) и ТСЖ "Московское шоссе 298 А" (далее - Потребитель, Ответчик) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 481/УО от 01.04.2020 (далее - Договор), согласно которому Региональный оператор принимает на себя обязательство оказывать услуги по погрузке твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов (далее - ТКО), от источников образования и мест накопления ТКО, а также их транспортированию и передаче в места размещения ТКО.
При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО применяются Правила обращения с ТКО, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В силу ст. 425 ГК РФ условия заключенного Договора применяются к отношениям, возникшим до даты заключения типового Договора, то есть распространяют свое действие с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Управляющей организации, а именно с 01.01.2019.
Договор о предоставлении услуг по обращению с ТКО является договором возмездного оказания услуг.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги, а Заказчик оплатить эти услуги.
В силу ст. 781 ГК РФ Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 2 Договора Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте (площадке) накопления ТКО, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя, в числе прочего, плату за обращение с ТКО.
Согласно п. 6 Договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в установленном законом порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. Единый тариф на услугу регионального оператора доступен на официальном сайте регионального оператора и уполномоченного органа исполнительной власти.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 846 от 18.12.2018, а также Приказами департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 95 от 28.03.2019, N 781 от 19.12.2019, N 830 от 18.12.2020 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО для населения в размере - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС) (далее - тариф).
В соответствии с п. 18 Стороны согласились производить учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с п. 7 Договора расчет стоимости оказываемых Региональным оператором услуг произведен согласно Правилам предоставления коммунальных услуг Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Формулой 9(2) Приложения N 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в нежилом помещении в многоквартирном доме определяется на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов по формуле:
Pi = Si * 1/12 * Nj° * Totx,
где:
Pi - размер платы за услугу по обращению с ТКО;
Si - общая площадь жилого помещения (указывается в Приложении N 1 к Договору);
Nj - норматив накопления ТКО, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области (указывается в Приложении N 1 к Договору);
Тотх - цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО;
"12" - количество месяцев в году.
Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО по Договору согласно указанной выше формуле:
8 882,7 кв.м. х (0,091 куб.м./месяц на 1 кв.м./12) х 598,16 руб./куб.м. = 40 292,34 руб./мес. где:
8 882,7 кв.м. - количество расчетных единиц; 0,091 куб.м./год на 1 кв.м. - норматив; 598,16 руб./куб.м. - тариф; 12 - количество месяцев;
40 292,34 руб./мес. - размер ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 7 Договора Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В рамках заключенного Договора Потребитель действовал в качестве управляющей организации, исполнителя коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов в соответствии со ст. 161 ЖК РФ.
Согласно п. 6.2. ст. 155 ЖК РФ Потребитель, который получает плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляет расчеты за оказанную услугу с Региональным оператором по обращению с ТКО, с которым такой Управляющей организацией заключен Договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Потребитель является лицом, осуществляющим управление многоквартирными домами.
С 01.01.2019 Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО с места (площадки) накопления ТКО (КГО), расположенных по адресу согласно Приложению N 1 к Договору - в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Самарской области.
Услуги по обращению с ТКО были оказаны Региональным оператором надлежащим образом, в адрес Потребителя были выставлены универсальные передаточные документы (УПД) на оплату услуг по обращению с ТКО за период с 01.10.2020 по 30.11.2020.
Расчет задолженности Потребителя по Договору: 40 292,34 руб./мес. х 14 мес. = 564 092,76 руб.
где:
40 292,34 руб./мес. - размер ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО; 14 мес. - период задолженности с 01.10.2020 по 30.11.2021;
564 092,76 руб. - начисленная сумма к оплате по Договору за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.10.2020 - 30.11.2021.
Сумма частичной оплаты потребителем по Договору за оказанные с 01.10.2020 по 30.11.2021 услуги по обращению с ТКО составляет 105 013,62 руб.
Услуги по обращению с ТКО оказаны Региональным оператором надлежащим образом, в адрес Потребителя выставлены универсальные передаточные акты (УПД) на оплату услуг по обращению с ТКО на сумму 459 079 руб. 14 коп.
Однако, услуги по обращению с ТКО Ответчиком не оплачены.
Истцом в адрес Ответчика направлена претензия с требованием оплатить задолженность. Однако, требования Ответчиком не удовлетворены, задолженность не оплачена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском к ответчику.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик представил отзыв, в котором ссылался на то, что коммерческий учет ТКО на КП ТСН должен осуществляться расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Данные доводы ответчика суд первой инстанции отклонил, поскольку указанные доводы ответчика ранее были предметом рассмотрения Арбитражного суда Самарской области, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, Арбитражного суда Поволжского округа в рамках дела N А55-1592/2021.
Во вступивших в законную силу судебных актах по делу N А55-1592/2021 всем доводам ТСН "Московское шоссе 298 А", аналогичным доводам ответчика по настоящему делу, дана надлежащая оценка и доводы ответчика были признаны необоснованными. В рамках судебного дела N А55-1592/2021 были признаны законными и удовлетворены в полном объеме требования Регионального оператора о взыскании с Ответчика задолженности по оплате оказанных услуг по обращению с ТКО по договору на оказание услуг по обращению с ТКО N 481/УО от 01.04.2020 за период 01.04.2020 по 30.09.2020 (аналогичные требования заявлены по настоящему делу за период 01.10.2020 - 30.11.2021).
Начиная с 01.04.2020 по настоящее время Договор N 481/УО заключен на условиях типового договора, который не предполагает согласование конкретного места накопления ТКО.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) (далее - Потребитель) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Договор) с Региональным оператором.
Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - постановление Правительства РФ N 1156).
В силу положений абз. 1, 2 п. 8(17) постановления Правительства РФ N 1156 Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения Соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 (далее - Соглашение) извещает потенциальных Потребителей о необходимости заключения Договора всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия Соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное Потребителям предложение о заключении Договора и текст типового договора.
Частью 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846 "Об установлении единого предельного тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ООО "ЭкоСтройРесурс" утвержден единый предельный тариф на услугу Регионального оператора.
Во исполнение абз. 1, 2 п. 8 (17) постановления Правительства РФ N 1156 Региональным оператором опубликовано предложение о заключении и типовой Договор для потребителей на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.12.2018, а также посредством публикации в газете "Волжская коммуна" N 343 (30578) от 25.12.2018. Региональный оператор путем размещения предложения о заключении Договора и текста типового договора в газете "Волжская коммуна" и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" исполнил обязанность, предусмотренную федеральным законодательством РФ, по направлению всем Потребителям Самарской области предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проекта такого договора.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) постановления Правительства РФ N 1156 Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения Региональным оператором предложения о заключении Договора направляет региональному оператору заявку и документы в соответствии с п. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) постановления Правительства РФ N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п. 8(12) постановления Правительства РФ N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с п. 8(10) настоящих Правил.
В соответствии с п. 8 (15) постановления Правительства РФ N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Согласно п. 8 (18) постановления Правительства РФ N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор N 481/УО между Региональным оператором и ТСЖ "Московское шоссе 298А" в соответствии с п. 8 (15) постановления Правительства РФ N 1156 считается заключенным на условиях типового договора по цене, предложенной Региональным оператором.
Таким образом, в период 01.10.2020 - 30.11.2021 между Истцом и Ответчиком услуги по обращению с ТКО оказывались на основании Договора N 481/УО, действующего по типовой форме договора, утвержденной постановлением Правительства РФ N 1156.
В спорный период размер ежемесячной платы по Договору N 481/УО в силу положений постановления Правительства РФ N 1156 - цена, которую предложил Региональный оператор в проекте Договора N 481/УО (40 292,34 руб. в месяц с учетом утвержденного тарифа на услугу Регионального оператора). Место накопления ТКО в спорный период - в соответствии с Территориальной схемой Самарской области (то есть любая контейнерная площадка, включенная в Территориальную схему).
Исходя из норм действующего законодательства в сфере оказания услуг по обращению с ТКО следует, что в случае недостижения сторонами согласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО, права и интересы потребителя будут гарантированы нормами типового договора, который независимо от разногласий обязателен к исполнению сторонами.
Доводы Ответчика о несогласии с действующей в спорный период редакцией Договора N 481/УО признаны судом первой инстанции несостоятельными и не подтвержденными относимыми и допустимыми доказательствами, а также противоречащими вступившим в законную силу судебным актам по делу N А55-1592/2021.
В случае осуществления коммерческого учета объема и массы ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа на бумажном носителе не препятствует Региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или Соглашением, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, п. 5 Постановления Правительства РФ N 1156.
Согласно Договору N 481/УО место складирования ТКО Ответчика - согласно территориальной схеме, то есть Ответчик имел право на складирование ТКО в любой контейнерной площадке, из включенных в территориальную схему.
При этом, именно Истец, являющийся региональным оператором по обращению с ТКО, обеспечивает вывоз и утилизацию ТКО с каждой контейнерной площадки, включенной в территориальную схему.
Ответчик также указал, что истец применил неверный расчет объема оказанных услуг по обращению с ТКО. По мнению Ответчика, Истец должен был рассчитывать объем услуги исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, а не норматива накопления твердых коммунальных отходов. В обоснование данного довода ответчик указывает, что он организовал и осуществляет раздельный учет накопления ТКО.
Суд первой инстанции признал данный довод ответчика необоснованным.
Согласно пп. "а" п. 5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505), собственниками ТКО могут осуществлять коммерческий учет расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Способ коммерческого учета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров может осуществлять только при одновременном соблюдение следующих условий:
- осуществление потребителем раздельного накопления ТКО;
- включение контейнерной площадки в территориальную схему обращения с отходами, в том числе и контейнеров для раздельного накопления ТКО; - отсутствие доступа третьих лиц к контейнерной площадке;
- утверждение нормативов накопления ТКО с учетом раздельного накопления ТКО;
- утверждение тарифа на услугу с учетом раздельного накопления ТКО;
- утверждение раздельного накопления ТКО и его фактическая реализация;
- создание инфраструктурного комплекса на территории субъекта Российской Федерации, обеспечивающего реализацию всего цикла раздельного накопления ТКО, в том числе утилизацию отдельных фракций;
- утверждение периодичности вывоза ТКО при раздельном накоплении ТКО.
Согласно п. 148(30) Правил N 354, в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, а в случае введения раздельного накопления сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Порядок накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 N 471 (далее - постановление Правительства Самарской области N 471).
В соответствии с положениями постановления Правительства Самарской области N 471 раздельное накопление ТКО осуществляется потребителями путем разделения ТКО по отдельным видам отходов и их последующего складирования в специально маркированные контейнеры.
Организация раздельного накопления ТКО на территории Самарской области должна осуществляться с применением двухконтейнерной системы раздельного накопления ТКО, в том числе отходов электронного оборудования: - отходов, содержащих полимерные материалы, бумагу, картон, стекло, металл, отходы электронного оборудования (далее - сухие перерабатываемые отходы); - прочих отходов.
На местах (площадках) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО размещаются контейнер (контейнеры) для сухих перерабатываемых отходов и отдельно контейнер (контейнеры) для прочих отходов. Таким образом, в контейнере для сухих отходов должны находиться сухие отходы, подлежащие утилизации, а именно: бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло, годные к вторичной переработке, не загрязненные пищевыми отходами, а в контейнере для смешанных отходов, наоборот, не должно содержаться сухих отходов, подлежащих утилизации.
Представленными Ответчиком сведениями и документами не подтверждено осуществление Ответчиком раздельного накопления ТКО в соответствии с установленными нормами и правилами.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО, а также утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пп. 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно п. 16 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области N 471 от 07.07.2020 (далее - Порядок N 471), организация раздельного накопления ТКО на территории Самарской области обеспечивается потребителями, органами местного самоуправления, Региональным оператором, операторами по транспортированию ТКО, министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, а также иными заинтересованными субъектами.
Согласно абз. 6 стр. 3 решения Верховного суда РФ от 17.02.2021 по делу N АКПИ20-956, "раздельное накопление ТКО считается организованным, когда отрасль обращения с отходами имеет замкнутый цикл (обустроены площадки для раздельного накопления ТКО, имеются объекты обработки (сортировки) ТКО и соответствующие маршруты включены в территориальную схему обращения с отходами).".
Следовательно, в условиях отсутствия реализации раздельного накопления ТКО на территории субъекта РФ для собственников и пользователей жилых помещений, вести учет ТКО, исходя из объемов и количества контейнеров, в настоящее время, не представляется возможным на территории всей Самарской области, вне зависимости от того сортируют ли жильцы ТКО или не сортируют.
На данный момент Территориальная схема обращения с отходами Самарской области не содержит сформированную схему транспортирования ТКО с учетом раздельного накопления ТКО.
При этом, сбор и передача Потребителем третьим лицам иных отходов (бумага, пластик и др.) не является раздельным накоплением ТКО в понятии, установленном Правилами N 1156, Порядком N 471.
В ст. 1 Закона N 89-ФЗ определено, что "твердые коммунальные отходы" - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Твердые коммунальные отходы являются одним из видов отходов, который представляет собой совокупность отходов, имеющих общие признаки в соответствии с системой классификации отходов, и к ним могут быть отнесены отходы, образованные как физическими лицами в пределах жилых помещений, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе их деятельности.
Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обусловливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования.
Условия образования ТКО обусловливают также особенность их удаления, которое осуществляется в основном путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой. Виды отходов, отнесенные к ТКО, относятся к IV или V классу опасности.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (далее - ФККО), к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к твердым коммунальным отходам. Указанное разъяснение содержится в письме Росприроднадзора от 06.12.2017 N АА-10-04-36/26733.
ТКО Истца являются многокомпонентными, накапливаются в местах, не организованных как места раздельного накопления ТКО: согласно представленным Ответчиком документам различные фракции отходов накапливаются в один контейнер, тогда как действующим на территории Самарской области Порядком N 471 предусмотрено при раздельном накоплении ТКО двухконтейнерная система раздельного накопления ТКО: 1.сухие перерабатываемые отходы; 2.прочие отходы, которые подлежат передаче только Региональному оператору.
Исходя из представленных Ответчиком документов Потребитель не осуществляет раздельный сбор и накопление ТКО, а сортирует часть отходов по фракциям, в результате чего такие отсортированные отходы не имеют признаков ТКО (такие отходы Ответчик передает за плату иным перевозчикам).
Региональному оператору Ответчик передает лишь смешанные, несортированные ТКО, что опровергает довод Ответчика об осуществлении им раздельного накопления ТКО.
В соответствии с п. 15 Порядка N 471 раздельное накопление ТКО на территории Самарской области внедряется поэтапно с обеспечением следующих условий:
- п. 15.1. Порядка N 471: определение органами местного самоуправления мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО, схемы их размещения на соответствующей территории, проведение мероприятий по обустройству (установке) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе размещение контейнеров для раздельного накопления ТКО и включение в реестр мест (площадок) накопления ТКО, ведение которого осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039). В настоящее время ни одно из указанных мероприятий не реализовано на территории Самарской области.
- п. 15.2. Порядка N 471: включение уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО в территориальную схему в соответствии с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130, осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в два года. Информация о включении мест (площадок) раздельного накопления ТКО в территориальную схему Самарской области до настоящего времени отсутствует.
После реализации условий, установленных пунктами 15.1 и 15.2. Порядка N 471, осуществляется транспортирование ТКО с учетом раздельного накопления ТКО, а также информирование населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о введении раздельного накопления ТКО на соответствующей территории.
Условия реализации раздельного накопления ТКО, установленные пунктами 15.1 и 15.2 Порядка N 471, выполняются органами местного самоуправления и иными заинтересованными лицами с учетом плана мероприятий ("дорожной карты") по введению раздельного сбора ТКО на территории Российской Федерации, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Однако, эти условия не выполнены, поскольку на территории Самарской области не определены органами местного самоуправления места (площадки) накопления ТКО для раздельного накопления и схемы их размещения, не проведены мероприятия по обустройству указанных мест, в том числе размещение контейнеров для раздельного накопления ТКО и включение в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
На территории Самарской области не созданы условия для реализации раздельного накопления ТКО в соответствии с Порядком N 471, в том числе:
- не утвержден тариф на услуги по обращению с ТКО с учетом раздельного накопления ТКО,
- не утверждены нормативы накопления ТКО с учетом раздельного накопления ТКО,
- в территориальную схему обращения с отходами Самарской области не включены контейнерные площадки для раздельного накопления ТКО,
- отсутствует инфраструктурный комплекс, обеспечивающий реализацию всего цикла раздельного накопления ТКО,
- не реализован утвержденный порядок раздельного накопления ТКО.
Ввиду отсутствия на территории Самарской области условий для осуществления коммерческого учета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров, потребители могут осуществляться накопления отдельных фракций (картон, бумага, пластик и т.д.) исключительно по личной инициативе потребителей, занимающих активную гражданскую позицию.
Исходя из изложенного, в силу прямого указания федерального законодательства (п. 148(30) Правил N 354, п. 5, 8 Правил N 505), регламентирующего коммерческий учет ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, расчет платы в отношении потребителей, в отсутствие налаженного раздельного накопления TKО, возможен только исходя из утвержденных на территории Самарской области нормативов накопления ТКО.
Указанная позиция подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делу N А55-1592/2021.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расчет Ответчика по количеству контейнеров для накопления ТКО для нужд собственников помещений, расположенных по адресу: г. Самара, Московское шоссе, 298А, произведенный ТСН "Московское шоссе 298 А", не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно п. 1 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 2.2.3 действовавших в момент направления Региональным оператором оферты Договора N 481/УО санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4960-88), размер площадок для установки контейнеров должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Пункт 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88 предусматривал, что для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, норм накопления отходов, сроков хранения отходов.
Также с 01.01.2020 по 31.12.2020 распространял свое действие СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20 (далее - СанПиН 2.1.7.3550-19), пункт 2.4 которого гласил: для определения количества мусоросборников (контейнеров и бункеров), устанавливаемых на контейнерных площадках для накопления ТКО, хозяйствующим субъектам необходимо исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, и нормативов накопления ТКО.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) начиная с 01.03.2021 введены новые санитарно-эпидемиологические требования, согласно п.6 которых количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 29.12.2018 N 1023 "Об утверждении и применении нормативов накопления ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения" (далее - Приказ N 1023) утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Тольятти, Сызрань, Чапаевск на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год.
С учетом вышеуказанных норм является недостаточным количество контейнеров для многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, Московское шоссе, 298 А, о котором заявляет Ответчик (1 контейнер объемом 0,66 м куб.).
В рамках дела N А55-1592/2021 арбитражным судом были проверены и признаны арифметически правильными расчеты Регионального оператора исходя из норматива накопления ТКО. Суды в рамках дела N А55-1592/2021 также отметили, что отсутствуют правовые основания для расчета платы за услуги по обращению с ТКО для Потребителя исходя из фактического количества и объема контейнеров для накопления ТКО. Аналогичной позиции придерживался Арбитражный суд Уральского округа при вынесении 26.07.2021 постановления по делу N А60-24163/2020.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Аналогичные положения содержатся в ч. 8 ст. 5 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
Суд первой инстанции также учёл, что истец наделен статусом регионального оператора на территории Самарской области и осуществляет свою деятельность с 01.01.2019 в соответствии с территориальной схемой обращения с ТКО Самарской области.
Согласно позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978 по делу N А07-3169/14, образование твердых бытовых отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, и, соответственно, по общему правилу, функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
В силу императивных норм законодательства истец оказывает услуги по обращению с ТКО всем собственникам ТКО, входящих в зону деятельности регионального оператора, пока не доказано иное.
При этом, ответчик не подтвердил тот факт, что в исковой период в ходе его деятельности ТКО не образовывались либо образовывались в меньшем объеме, чем предъявлены к оплате Региоанльным оператором.
По общему правилу, потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, за пределами взаимодействия с региональным оператором. Применительно к специфике рассматриваемого спора, при установлении обстоятельств правоотношений сторон в рамках искового периода применению подлежит единообразный подход, в частности, как при установлении факта оказания (неоказания) истцом ответчику услуг, так и при распределении бремени доказывания своих доводов участниками спора.
Как указал истец, им надлежащим образом были оказаны ответчику услуги по обращению с ТКО в рамках заключенного договора в период с 01.10.2020 по 30.11.2021, расчет услуг произведен исходя из норматива накопления ТКО.
Применительно к вышеизложенному, ответчиком не представлено каких-либо доказательств, достоверно свидетельствующих об отсутствии образования у него ТКО в данный период в заявленном Истцом размере, либо доказательств, подтверждающих неоказание либо ненадлежащее оказание ему услуг истцом.
Специфика спорных правоотношений обуславливает факт доказанности оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, пока последними не доказано иное. Доказательств в опровержение исполнения истцом спорных услуг путем представления составленной в соответствии с установленным порядком документации, фиксирующей в течение искового периода некачественность оказанной услуги либо ее неоказание, суду первой инстанции представлено не было.
Данная позиция соответствует позиции Арбитражного суда Поволжского округа в постановлении N Ф06-26098/2022 от 19.01.2023 по делу N А55-36780/2021.
Исковые требования предъявлены Истцом в связи с неисполнением Ответчиком обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО N 481/УО от 01.04.2020 по оплате за оказанные в период 01.10.2020 - 30.11.2021 услуги по обращению с ТКО.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований, в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства является недопустимым, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
В силу статей 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Истцом была начислена ответчику неустойка в сумме 114 634 руб. 14 коп.
Расчет неустойки судом первой инстанции проверен и признан арифметически верным.
Обоснованность требований Истца подтверждаются разъяснениями Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (п.65), а также судебной практикой (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 18.11.2020 по делу N А72-1191/2020, от 28.04.2021 по делу N А57-8994/2020; постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.03.2019 по делу N А17-2549/2018; решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.11.2020 по делу N А65-20817/2020, оставленное без изменения постановлением от 28.05.2021 Арбитражного суда Поволжского округа; решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.03.2021 по делу N А72-10467/2020, оставленное без изменения постановлением от 09.09.2021 Арбитражного суда Поволжского округа).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик наличие непогашенной задолженности перед истцом в заявленной в иске сумме надлежащим образом не опроверг, доказательств погашения долга в материалы дела не представил, мотивированных возражений против предъявленных требований не заявил, в связи с чем, оценка требований истца была осуществлена судом первой инстанции с учетом положений статьей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому, риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 425, 426, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 65, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил иск.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2023 по делу N А55-3430/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3430/2022
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: ТСЖ "Московское шоссе 298а"
Третье лицо: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "МОСКОВСКОЕ ШОССЕ 298А"
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4001/2023
26.01.2023 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-3430/2022
18.10.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-24961/2022
18.08.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12299/2022