г. Москва |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А41-96103/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя Суркова Анатолия Дмитриевича - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица Администрации Талдомского городского округа Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Суркова Анатолия Дмитриевича на решение Арбитражного суда Московской области от 17 марта 2023 года по делу N А41-96103/22 по заявлению Суркова Анатолия Дмитриевича к Администрации Талдомского городского округа Московской области, при участии третьего лица: Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Сурков Анатолий Дмитриевич (далее - Сурков А.Д., заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Талдомского городского округа Московской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании решения Администрации Талдомского городского округа Московской области от 07.06.2022 N Р001-5157369045-59355878 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" незаконным, обязать Администрацию Талдомского городского округа Московской области повторно в установленном порядке рассмотреть заявление Суркова Анатолия Дмитриевича о предоставлении государственной услуги по аренде земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, площадью 1000 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение автостоянки, с кадастровым номером 50:01:0031205:19, по адресу: Московская область, Талдомский район,город Талдом, Юркинское шоссе, без проведения торгов." (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 марта 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 100-105).
Не согласившись с данным судебным актом, комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
До начала судебного заседания через канцелярию суда от Суркова Анатолия Дмитриевича поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению дела по существу.
Согласно ст. 158 АПК РФ отложение судебного разбирательства при неявке представителя является правом суда, которое реализуется с соблюдением требований законодательства о недопустимости необоснованного затягивания процесса по делу и исходя из целесообразности отложения судебного разбирательства.
Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя одной из сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В рассматриваемом случае, каких-либо обстоятельств, по которым представитель заявителя мог дать пояснения, или доказательств, которые также могли бы быть представлены представителем заявителя исключительно в судебном заседании, в ходатайстве об отложении судебного заседания не указано в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 30 мая 2016 года между Администрацией муниципального образования городского поселения Талдом Московской области и ООО "Меридиан-Север" заключен договор N 165 аренды, находящегося в государственной неразграниченной собственности, земельного участка.
Согласно п. 1.1. предметом договора аренды является земельный участок с кадастровым номером 50:01:0031205:19, общей площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Талдом, Юркинское шоссе, с категорией: земли населенных пунктов, с видом использования: под размещение автостоянки. В соответствии с пунктом 2.1 Договора, срок аренды устанавливается на 3 (три) года, с 30 мая 2016 года по 30 мая 2019 года.
Пунктом 4.3.2 Договора установлено, что Арендатор имеет право сдавать участок в субаренду с согласия Арендодателя, а также передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам в случаях и порядке установленном законодательством.
07 августа 2017 года между ООО "Меридиан - Север" и Сурковым А.Д. заключен договор передачи прав и обязанностей в соответствии с договором аренды земельного участка от 30.05.2016 N 165, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись от 21.08.2017 N 50:01:0031205-19-50/001/2017-2.
В 2018 году заявителем построено нежилое здание контрольно-пропускной пункт общей площадью 11,5 кв.м. кадастровый номер: 50:01:0031205:78, на которое на основании технического плана здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства от 18.12.2018, зарегистрировано право собственности посредством внесения записи в ЕГРН 28.12.2018 N 50:01:0031205:78-50/001/2018-1.
Считая, что у заявителя имеется в силу ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду, последний в 2022 году обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
По результатам рассмотрения данного заявления Администрацией Талдомского городского округа Московской области принято решение от 07.06.2022 N Р001-5157369045-59355878 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", указав, что предоставление испрашиваемого земельного участка на заявленном виде права не допускается, в связи с отсутствием документов подтверждающих правомерность создания объекта капитального строительства (нежилое здание - контрольно-пропускной пункт) на испрашиваемом земельном участке.
Не согласившись с решением администрации, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельных участков в собственность без проведения торгов определен статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Подпунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Отказывая в предоставлении государственной услуги Администрация Талдомского городского округа МО указала, что предоставление испрашиваемого земельного участка на заявленном виде права не допускается, в связи с отсутствием документов подтверждающих правомерность создания объекта капитального строительства (нежилое здание - контрольно-пропускной пункт) на испрашиваемом земельном участке.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Таким образом, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок ним подлежат государственной регистрации вещные права только на те объекты материального мира, которые по своим свойствам являются недвижимыми вещами, выступающими в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Как установлено судом первой инстанции, здание контрольно-пропускного пункта общей площадью 11,5 кв.м. поставлено на кадастровый учет в качестве объекта недвижимости на основании Технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 18.12.2018.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 9626/08 определена правовая позиция по применению положений статьи 130 ГК РФ.
В соответствии с изложенной позицией вопрос о принадлежности того или иного сооружения к категории недвижимости решается в каждом конкретном случае исходя из объективных технических характеристик, влияющих на возможность перемещения таких сооружений без несоразмерного ущерба их назначению. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться судом с учетом всех документов, имеющихся в материалах дела. Основными признаками недвижимости в силу действующего законодательства являются: во-первых, прочная связь с землей; во-вторых, невозможность перемещения соответствующего объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2016 N 310-ЭС15- 16638 разъяснено, что судам при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Согласно Акту осмотра земельного участка от 24.05.2022 площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером 50:01:0031205:19, разрешенный вид использования: под размещение стоянки, категория земель: земли населенных пунктов, в результате обследования установлено, что часть испрашиваемого земельного участка огорожена, на земельном участке расположено строение, зарегистрированное как контрольно-пропускной пункт, часть испрашиваемого земельного участка не огорожена
В материалы дела заявителем не представлены какие-либо предусмотренные законодателем доказательства, подтверждающие наличие у сооружения с кадастровым номером 50:01:0031205:78 признаков объекта недвижимости, с позиции градостроительного законодательства, а также соблюдение заявителем требований к возведению объекта с получением разрешительных документов по строительству и приемке законченного строительством объекта.
Исходя из целевого назначения здания с кадастровым номером 50:01:0031205:78 площадью 11,5 кв.м., суд приходит к выводу, что данное здание КПП имеет вспомогательное значение. При этом действующее земельное законодательство не предполагает предоставление земельного участка в собственность без проведения торгов под зданием вспомогательного назначения.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что срок действия договора аренды земельного участка от 30.05.2016 N 165 истек 30 мая 2019 года.
В соответствии с пунктом 15 статьи 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Положениями пункта 3 статьи 610 ГК РФ предусматривается, что законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается.
Статьей 39.8 ЗК РФ определены максимальные (предельные) сроки договоров аренды земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 621 ГК РФ арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок только в случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора. Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).
Согласно абзацу 3 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского Кодекса Российской Федерации о договоре аренды" договор аренды государственного имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статьи 422 названного Кодекса).
В постановлении Арбитражного суда Московского округа от 06.04.2022 по делу N А40-112530/21 также поддержан подход, согласно которому гражданское и земельное законодательство признает ограничение срока договора аренды земельного участка, которое не может быть преодолено конклюдентными действиями сторон этого договора. Договоры аренды земельных участков, в том числе заключенные до 01 марта 2015 года и действующие на 01 марта 2015 года, подлежат безусловному прекращению после истечения срока аренды, на который они заключались, без права их пролонгации в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации. Условия заключенных до 01 марта 2015 г. договоров аренды земельных участков относительно наличия у арендатора преимущественного права на заключение договора аренды, ввиду наличия прямого указания закона на отсутствие такого права, не соответствуют действующему законодательству и не применяются. Однако данные арендаторы не лишаются права заключить новый договор аренды земельного участка при наличии оснований и соблюдении условий, предусмотренных пунктами 3, 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Возобновление договора аренды земельного участка не может рассматриваться как основание для использования земельного участка на неограниченный срок, поскольку из существа законодательного регулирования положений о договоре аренды, передача имущества в рамках договора аренды носит временный характер. При отсутствии у арендатора земельного участка, оснований и условий, предусмотренных пунктами 3, 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, он лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, к договорам аренды, заключенным после 01.03.2015, установлен пресекательный срок действия договора (Определение Верховного Суда РФ от 05.05.2022 N 302-ЭС22-5166, Определение Верховного Суда РФ от 31.03.2022 N 304-ЭС22-2208).
В рассматриваемом случае, договор аренды земельного участка от 30.05.2016 N 165 заключен после вступления в силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ (то есть после 01.03.2015), требующего обязательное проведение торгов для заключения договоров аренды.
Следовательно, договор аренды не мог быть возобновлен в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, то есть на неопределенный срок.
Факт того истечения срока действия договора аренды от 30.05.2016 N 165, подтверждается, в том числе сведениями из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:01:0031205:19, по адресу: Московская область, Талдомский район, г. Талдом, Юркинское шоссе, согласно которым Право (ограничения права, обременения объекта недвижимости) отсутствует.
С учетом изложенного, Администрация Талдомского городского округа Московской области правомерно отказала в предоставлении в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
Поскольку отказ является законным, не имеется оснований для возложения на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 марта 2023 года по делу N А41-96103/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-96103/2022
Истец: Сурков А.Д., Сурков Анатолий Дмитриевич
Ответчик: Администрация Талдомского городского округа МО
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Новиков А.В., АДМИНИСТРАЦИЯ ТАЛДОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ