г. Москва |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А41-26640/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметова Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области-Начкебия А.О., представитель по доверенности N 22-23/МТДи от 06.02.2023, паспорт, диплом;
от ЗАО "Совхоз имени Ленина "- Филькина О.Н., представитель по доверенности N 01/1 от 09.01.2023, паспорт, диплом;
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Совхоз имени Ленина" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.2022 по делу N А41-26640/22 по иску Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области к ЗАО "Совхоз имени Ленина " об изъятии;
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области обратилось в суд с исковыми заявлениями к ЗАО "Совхоз имени Ленина" со следующими требованиями:
1) Изъять для государственных нужд Московской области у ЗАО "Совхоз имени Ленина":
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 4380 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0070106:128, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., р-н. Ленинский, с/п Совхоз им. Ленина, в районе 27 км а/д "Москва-Аэропорт "Домодедово", уч. N 34, принадлежащий Правообладателю на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 28.12.2007 года сделана запись регистрации N 50-50-21/072/2007-135;
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 13 000 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0040112:503, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., р-н. Ленинский, с/п Совхоз им. Ленина, вблизи дер. Апаринки, уч. N 3, принадлежащий Правообладателю на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 21.06.1999 года сделана запись регистрации N 50-01.00-3.1999-443.3.
2) Установить, что размер рыночной стоимости:
- земельного участка общей площадью 4 380 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0070106:128, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Совхоз им. Ленина, в районе 27 км а/д "Москва-Аэропорт "Домодедово", уч. N 34, с учетом величины убытков составляет: 6 565 970 (шесть миллионов пятьсот шестьдесят пять тысяч девятьсот семьдесят) рублей, в том числе: 1) Рыночная стоимость земельного участка, составляет: 6 565 620 (шесть миллионов пятьсот шестьдесят пять тысяч шестьсот двадцать) рублей ;
2) Величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества, составляет: 350.000 (триста пятьдесят) рублей;
- земельного участка общей площадью 13 000 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0040112:503, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Московская обл., р-н. Ленинский, с/п Совхоз им. Ленина, вблизи дер. Апаринки, уч. N 3, с учетом величины убытков составляет: 18 369 350 (восемнадцать миллионов триста шестьдесят девять тысяч триста пятьдесят) рублей, в том числе: 1) Рыночная стоимость земельного участка, составляет: 18 369 000 (восемнадцать миллионов триста шестьдесят девять тысяч) рублей. 2) Величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества, составляет: 350.000 (триста пятьдесят) рублей.
3) Установить, что решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ЗАО "Совхоз имени Ленина" и возникновения права собственности Московской области на:
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 4380 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0070106:128, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., р-н. Ленинский, с/п Совхоз им. Ленина, в районе 27 км а/д "Москва-Аэропорт "Домодедово", уч. N 34;
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 13 000 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0ф040112:503, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., р-н. Ленинский, с/п Совхоз им. Ленина, вблизи дер. Апаринки, уч. N 3.
Определением Арбитражного суда Московской области от 14.04.2022 в отдельное производство с присвоением делу номера N А41-26640/22 выделены следующие требования:
1. Изъять для государственных нужд Московской области у ЗАО "Совхоз имени Ленина":
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 4380 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0070106:128, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., р-н. Ленинский, с/п Совхоз им. Ленина, в районе 27 км а/д "Москва-Аэропорт "Домодедово", уч. N 34, принадлежащий Правообладателю на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 28.12.2007 года сделана запись регистрации N 50-50-21/072/2007-135;
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 13 000 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0040112:503, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., р-н. Ленинский, с/п Совхоз им. Ленина, вблизи дер. Апаринки, уч. N 3, принадлежащий Правообладателю на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 21.06.1999 года сделана запись регистрации N 50-01.00-3.1999-443.3.
2. Установить, что решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ЗАО "Совхоз имени Ленина" и возникновения права собственности Московской области на:
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 4380 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0070106:128, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., р-н. Ленинский, с/п Совхоз им. Ленина, в районе 27 км а/д "Москва-Аэропорт "Домодедово", уч. N 34;
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 13 000 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0040112:503, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., р-н. Ленинский, с/п Совхоз им. Ленина, вблизи дер. Апаринки, уч. N 3.
В рамках дела N А41-82302/21 рассматриваются требования:
Установить, что размер рыночной стоимости:
- земельного участка общей площадью 4 380 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0070106:128, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Совхоз им. Ленина, в районе 27 км а/д "Москва-Аэропорт "Домодедово", уч. N 34, с учетом величины убытков составляет: 6 565 970 (шесть миллионов пятьсот шестьдесят пять тысяч девятьсот семьдесят) рублей, в том числе:
1) Рыночная стоимость земельного участка, составляет: 6 565 620 (шесть миллионов пятьсот шестьдесят пять тысяч шестьсот двадцать) рублей.
2) Величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества, составляет: 350.000 (триста пятьдесят) рублей;
- земельного участка общей площадью 13 000 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0040112:503, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Московская обл., р-н. Ленинский, с/п Совхоз им. Ленина, вблизи дер. Апаринки, уч. N 3, с учетом величины убытков составляет: 18 369 350 (восемнадцать миллионов триста шестьдесят девять тысяч триста пятьдесят) рублей, в том числе:
1) Рыночная стоимость земельного участка, составляет: 18 369 000 (восемнадцать миллионов триста шестьдесят девять тысяч) рублей.
2) Величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества, составляет: 350.000 (триста пятьдесят) рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.06.2022 по делу N А41-26640/22 у ЗАО "Совхоз имени Ленина" изъят для государственных нужд Московской области:
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 4380 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0070106:128, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., р-н. Ленинский, с/п Совхоз им. Ленина, в районе 27 км а/д "Москва-Аэропорт "Домодедово", уч. N 34, принадлежащий Правообладателю на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 28.12.2007 года сделана запись регистрации N 50-50-21/072/2007-135;
с выплатой возмещения в размере 6 565 970 руб., (шесть миллионов пятьсот шестьдесят пять тысяч девятьсот семьдесят) рублей, в том числе:
1) Рыночная стоимость земельного участка, составляет: 6 565 620 (шесть миллионов пятьсот шестьдесят пять тысяч шестьсот двадцать) рублей.
2) Величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества, составляет: 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей;
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 13 000 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0040112:503, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., р-н. Ленинский, с/п Совхоз им. Ленина, вблизи дер. Апаринки, уч. N 3, принадлежащий Правообладателю на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 21.06.1999 года сделана запись регистрации N 50-01.00-3.1999-443.3.
С выплатой возмещения в размере 18 369 350 (восемнадцать миллионов триста шестьдесят девять тысяч триста пятьдесят) рублей, в том числе:
1) Рыночная стоимость земельного участка, составляет: 18 369 000 (восемнадцать миллионов триста шестьдесят девять тысяч) рублей.
2) Величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества, составляет: 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.
Установить, что решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ЗАО "Совхоз имени Ленина" и возникновения права собственности Московской области на:
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 4380 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0070106:128, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., р-н. Ленинский, с/п Совхоз им. Ленина, в районе 27 км а/д "Москва-Аэропорт "Домодедово", уч. N 34;
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 13 000 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0ф040112:503, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., р-н. Ленинский, с/п Совхоз им. Ленина, вблизи дер. Апаринки, уч. N 3.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "СОВХОЗ ИМЕНИ ЛЕНИНА" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права; не применены нормы материального права, подлежащие применению.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления Правительства Московской области от 25.10.2016 N 782/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса" на 2017-2024 годы", постановлением Правительства Московской области от 25.02.2014 N 88/5 "Об утверждении проекта планировки территории для реконструкции Каширского шоссе на участке км 0 - км 4,4 в Ленинском городском округе Московской области", постановлением Правительства Московской области от 18.05.2018 N 315/16 "О внесении изменения в проект планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - Каширского шоссе на участке км 0 - км 4,4 в Ленинском муниципальном районе Московской области", постановлением Правительства Московской области от 30.12.2019 N 1075/44 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 25.02.2014 N 88/5 "Об утверждении проекта планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - Каширского шоссе на участке км 0 - км 4,4 в Ленинском муниципальном районе Московской области", решением Градостроительного совета Московской области от 20.04.2021 N 13 Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области приняты распоряжения от 05.05.2021 N 207-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области" и от 07.05.2021 N 216-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области", согласно которым подлежат изъятию:
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 4380 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0070106:128, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., р-н. Ленинский, с/п Совхоз им. Ленина, в районе 27 км а/д "Москва-Аэропорт "Домодедово", уч. N 34, принадлежащий Правообладателю на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 28.12.2007 года сделана запись регистрации N 50-50-21/072/2007-135;
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 13 000 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0040112:503, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., р-н. Ленинский, с/п Совхоз им. Ленина, вблизи дер. Апаринки, уч. N 3, принадлежащий Правообладателю на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 21.06.1999 года сделана запись регистрации N 50-01.00-3.1999-443.3.
Согласно Отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 4 380 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0070106:128, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Совхоз им. Ленина, в районе 27 км а/д "Москва-Аэропорт "Домодедово", уч. N 34, для установления размера возмещения с учетом убытков и упущенной выгоды объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд Московской области" от 21.07.2021 N 1-214/21 (далее - Отчет), подготовленного ГБУ МО "Московское областное БТИ", с учетом величины убытков составляет: 6 565 970 (шесть миллионов пятьсот шестьдесят пять тысяч девятьсот семьдесят) рублей, в том числе:
1) Рыночная стоимость земельного участка, составляет: 6 565 620 (шесть миллионов пятьсот шестьдесят пять тысяч шестьсот двадцать) рублей.
2) Величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества, составляет: 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.
и Отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 13 000 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0040112:503, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Московская обл., р-н. Ленинский, с/п Совхоз им. Ленина, вблизи дер. Апаринки, уч. N 3, для установления размера возмещения с учетом убытков и упущенной выгоды объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд Московской области" от 21.07.2021 N 1-213/21 (далее - Отчет), подготовленного ГБУ МО "Московское областное БТИ", с учетом величины убытков составляет: 18 369 350 (восемнадцать миллионов триста шестьдесят девять тысяч триста пятьдесят) рублей, в том числе:
1) Рыночная стоимость земельного участка, составляет: 18 369 000 (восемнадцать миллионов триста шестьдесят девять тысяч) рублей.
2) Величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества, составляет: 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области с сопроводительным письмом направила ответчику для согласования и подписания проект соглашения об изъятии принадлежащего ему объекта недвижимости для государственных нужд (с приложением отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки), что подтверждается описью вложения и кассовым чеком к направленной корреспонденции. Поскольку соглашение в добровольном порядке не подписано, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс Российской Федерации) в редакции, действующей с 01.04.2015, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (п. 3 ст. 279).
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (п. 5 ст. 279).
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, в редакции, действующей с 01.04.2015), допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).
В силу ст. 49 Земельного кодекса, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2 статьи 56.6 Земельного кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 56.6 Земельного кодекса, в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, обязаны в том числе, в течение 10 дней со дня принятия решения направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
Согласно пункту 13 статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
В силу положений пункта 2 статьи 55 Земельного кодекса принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Пунктом 6 статьи 279 Гражданского кодекса (в редакции, действующей с 01.04.2015) установлено, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса при расчетах размеров возмещения убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 281 Гражданского кодекса плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.
Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (пункт 2 статьи 282 Гражданского кодекса, пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Согласно статье 8 Закона N 135-ФЗ проведение оценки при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд является обязательным.
На основании отчетов об оценке от 21.07.2021 N N 1-214/21 и 1-213/21, выполненных ГБУ МО "Московское областное БТИ, определена величина убытков причиненных обладателю прав на изымаемое недвижимое имущество.
Сумма денежной компенсации за изымаемые объекты недвижимого имущества составила 2.493.5320 руб., и включает в себя рыночную стоимость изымаемых объектов недвижимости, а также иные убытки и расходы, причиненные Правообладателю в связи с изъятием.
В соответствии с ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременении на изымаемое недвижимое имущество.
В рамках настоящего спора судом исследуется лишь вопрос соблюдения процедуры изъятия имущества со стороны государственных органов, предусмотренной в главе 7.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Изъятие недвижимого имущества без установления условий и порядка изъятия недвижимого имущества приводит к правовой неопределенности.
По своей сути, исполнение решения об изъятии происходит путем прекращения права собственника на изъятое недвижимое имущество.
Требование об изъятии и требование о прекращении права собственности неразрывны между собой: удовлетворение первого требования влечет безусловное удовлетворение требования о прекращении прав собственника на изъятое недвижимое имущество.
Согласно ч. 2 ст. 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", одновременно с документом, указанным в ч. 1 настоящей статьи, для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное.
Следовательно, при изъятии недвижимого имущества в судебном порядке, при отсутствии в резолютивной части решения об изъятии недвижимого имущества указания на размер денежной компенсации, государственный орган не имеет оснований для перечисления денежных средства, а также, в части пункта 3 заявленных требований истца - при отсутствии доказательств оплаты денежной компенсации, у регистрирующего органа отсутствуют основания регистрировать переход права собственности, что означает неисполнимость судебного акта.
Следовательно, вопреки доводу заявителя апелляционной жалобы, рассмотрение судом вопроса об установлении суммы возмещения за изымаемое имущество в соответствии с отчетами об оценке от 21.07.2021 N N 1-214/21, 1-213/21 выполненными ГБУ МО "Московское областное БТИ, в размере 2.4935.320 руб. в отдельном производстве не противоречит нормам действующего законодательства.
Таким образом, наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества или убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта государственной регистрации перехода, прекращение прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество и суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Данная позиция подтверждается в том числе судебной практикой (Постановление АС Московского округа от 06.11.2020 N А40-200862/2019.
Также подлежат отклонению доводы Общества о несоблюдении Министерством срока для обращения в суд с исковыми требованиями, так как при исчислении срока предусмотренного на обращение в суд с исковыми требованиями, Общество применяет нормы предусмотренные в пункте 2 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) и часть 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской федерации (далее - ЗК РФ), что является ошибочным с точки зрения применения законодательства регламентирующего изъятие объектов недвижимого имущества для государственных нужд при строительстве региональный автомобильных дорог.
По сфере или объему регулирующего действия нормы права подразделяются на общие, специальные и исключительные.
Общие нормы регулируют общественные отношения определенного рода, а специальные - соответствующий вид данных отношений. Иначе говоря, общие регулируют более широкий круг общественных отношений, применяя достаточно высокую меру их обобщения. Специальные нормы содержат более детализированные предписания по сравнению с общими нормами, ибо полнее учитывают особенности общественных отношений.
При применении норм права приоритет отдается специальным нормам, то есть общая норма права не применяется, если имеется специальная норма. Замена или отмена специальных норм общими не допускается.
Пункт 2 статьи 282 ГК РФ и часть 10 статьи 56.10 ЗК РФ законодатель относит к общим нормам права, регулирующим широкий круг общественных отношений.
Тогда как нормы регламентированные Федеральным законом от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" являются специальными, а также Федеральным законом от 05.04.2013 N 4Э-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являются специальными учитывающими специфику изъятия объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в адрес Общества 27.08.2021 направлен проект соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд Московской области с приложением заключения об отчете, который согласно доводам Общества получен им в том же день ( подтверждается отметкой вх-1176 от 27.08.2021).
На основании п. 9 ст. 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.
Исковое заявление об изъятии земельных участков и установлении рыночной стоимости подано Министерством в Арбитражный суд Московской области 11.11.2021. Следовательно, Министерством соблюден срок, установленный пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 279,281,282 ГК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 49, частью 1 статьи 56.2, пунктом 1 статьи 56.6, пунктом 4 статьи 56.6, пунктом 10 статьи 56.6, пунктом 2 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона от 29.07.1997 N 1Э5-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что Министерством предприняты необходимые и достаточные меры по выполнению требований законодательства об уведомлении правообладателя, учитывая не достижение сторонами спорных правоотношений добровольного соглашения о выкупе, принимая во внимание позицию ответчика, который не возражал против изъятия, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требования об изъятии для государственных нужд Московской области у Общества объектов недвижимого имущества.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно п. 1 ст. 56.11 ЗК РФ, а также п. 13 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности и досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 43-ФЗ вступивший в законную силу судебный акт об изъятии недвижимого имущества и (или) заключенное соглашение об изъятии недвижимого имущества являются основаниями для прекращения ограничений (обременении) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц на изъятое недвижимое имущество по поданному без доверенности от правообладателя изымаемого недвижимого имущества заявлению органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.2022 по делу N А41-26640/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26640/2022
Истец: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области
Ответчик: ЗАО "СОВХОЗ ИМЕНИ ЛЕНИНА"