г. Томск |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А45-1812/2023 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (N 07АП-3179/2023) на решение от 23.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1812/2023 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Рубекина И.А.)
по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (630007, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Серебренниковская, дом 19/1, ОГРН 1025402470389, ИНН 5406103101)
к индивидуальному предпринимателю Куц Наталье Александровне (ОГРНИП: 319547600206164, ИНН: 540419392154)
о взыскании ущерба в размере 931 рублей 91 копеек
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Куц Натальи Александровны (далее - Предприниматель) ущерба в размере 931 рублей 91 копеек, возникшего в связи с непредставлением в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2021 года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 20.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 23.03.2023 по заявлению Фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования Фонда о возмещении ущерба в размере 931 рублей 91 копеек.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 18, 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), статью 11 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), указывает на то, что Фонд, принимая 17.12.2021 решение (распоряжение) о перерасчете размера пенсии спорного лица, руководствовался сведениями за октябрь 2021 года, которые должны были быть представлены не позднее 15.11.2021, вместе с тем, дополняющие сведения за октябрь 2021 на дату 17.12.2021 от Предпринимателя не поступили, в предшествующих периодах сведения о работе спорного лица отсутствовали, убытки в сумме 931 рубль 91 копейка понесены по вине Предпринимателя, несвоевременно представившего сведения по дополняющей форме за октябрь 2021 года в отношении работающего пенсионера.
Предпринимателем отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 11.10.2021 (что подтверждается извещением о доставке) Предпринимателем представлены в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее - Пенсионный фонд) сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за октябрь 2021 года без указания спорного лица в качестве застрахованного.
27.12.2021 (что подтверждается извещением о доставке) Предпринимателем представлены в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее - Пенсионный фонд) сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за октябрь 2021 года с указанием работающего пенсионера в качестве застрахованного лица.
Пенсионный фонд вынес распоряжение о перерасчете размера пенсии от 17.12.2021 N 210000582448/М с установлением суммы доплаты страховой пенсии за период с 01.01.2022 бессрочно.
В соответствии с представленной в материалы дела историей выплат, выплата в повышенном размере производилась Пенсионным фондом 27.12.2021 за январь 2022 года.
По результатам проверки представленных Предпринимателем сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2021 года, Пенсионным фондом выявлена излишняя выплата пенсии за январь 2022 года, вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии от 25.01.2022 N 265, составлен протокол о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии от 18.02.2022 N 63.
Согласно расчету Пенсионного фонда, общая сумма излишне начисленной и выплаченной пенсии составила 931 рубль 91 копейка.
Пенсионный фонд направил в адрес Предпринимателя претензию от 31.10.2022 с предложением в добровольном порядке в десятидневный срок момента получения претензии возместить ущерб, причиненный несвоевременным представлением сведений персонифицированного учета.
Поскольку требования претензии оставлены Предпринимателем без удовлетворения, Фонд обратился в арбитражный суд с иском о возмещении ущерба в виде излишне выплаченных сумм пенсии.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, статей 26.1, 28 Федерального закона N 400-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями Предпринимателя и причиненным ущербом в виде излишне выплаченных Пенсионным фондом сумм пенсии.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу пунктов 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу части 1 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Частью 3 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона N 167-Ф), статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Предприниматель является страхователем в сфере обязательного пенсионного страховании и обязано предоставлять индивидуальные сведения в отношении застрахованного лица по форме СЗВ-М.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Обязанность органов Пенсионного фонда осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным, определена в статье 16 Федерального закона N 27-ФЗ.
Как следует из материалов дела, в качестве основания излишней выплаты работающему пенсионеру спорной суммы пенсии Пенсионным фондом указано на непредставление Предпринимателем сведений о работающем у него застрахованном лице за октябрь 2021 года в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Как подтверждается материалами дела, Предпринимателем в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2021 года тип формы "исходная" были представлены 11.10.2021 без указания спорного лица в качестве застрахованного. Сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за октябрь 2021 года с указанием работающего пенсионера в качестве застрахованного лица представлены Предпринимателем в Пенсионный фонд только 27.12.2021.
При этом 14.12.2021 (что подтверждается извещением о доставке) Предпринимателем представлены сведения за ноябрь 2021 года "исходная", в которых содержались сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении спорного застрахованного лица как о работающем пенсионере.
Из вышеизложенного следует, что Пенсионный фонд, располагая указанными выше сведениями к моменту принятия решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) от 17.12.2021 и осуществления спорных выплат (27.12.2021), мог проверить, что имело место в действительности.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, Пенсионный фонд, предусмотренные частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ действия не выполнил, сведениями СЗВ-М, подтверждающими отсутствие в перерыве трудовой деятельности, не воспользовался, дополнительной проверки не провел, основанием для принятия решения об индексации и последующей выплате послужил исключительно факт непредставления в срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2021 года.
Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения в Федеральный закон N 27-ФЗ и Федеральный закон N 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ), и в зависимости от этого принимать решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления.
Довод о том, что Фонд, принимая 17.12.2021 решение (распоряжение) о перерасчете размера пенсии спорного лица, руководствовался сведениями за октябрь 2021 года, которые должны были быть представлены не позднее 15.11.2021, вместе с тем, дополняющие сведения за октябрь 2021 на дату 17.12.2021 от Предпринимателя не поступили; в предшествующих периодах отсутствовали сведения о работе спорного лица, отклоняется, поскольку основанием излишней выплаты работающему пенсионеру спорной суммы пенсии Пенсионным фондом указано непредставление Предпринимателем в срок сведений о работающем у него застрахованном лице за октябрь 2021 года, непредставление сведений индивидуального учета по форме СЗВ-М тип "исходная" на застрахованного лица за октябрь 2021 года, не является достаточным для вывода о том, что именно это действие страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии. В рассматриваемом случае оснований делать вывод об увольнении работника в октябре 2021 года без проверки связанных с этим обстоятельств и при наличии сведений об этом застрахованном лице за последующие отчетные периоды, у Пенсионного фонда не имелось.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1812/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1812/2023
Истец: Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области
Ответчик: ИП Куц Наталья Александровна