г. Самара |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А72-13782/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Николаевой С.Ю., Харламова А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17.05.2023 в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества "Ульяновскэнерго" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.01.2023 по делу N А72-13782/2022 (судья Шушмаркин Д.В.), возбужденному по исковому заявлению акционерного общества "Ульяновскэнерго" (ИНН 7327012462, ОГРН 1027301482526), г.Ульяновск, к областному государственному казённому предприятию "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" (ИНН 7316000218, ОГРН 1027300930678), г.Ульяновск, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (ИНН 7325163755, ОГРН 1197325000014), г.Ульяновск, о взыскании денежных средств,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ульяновскэнерго" (далее - АО "Ульяновскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уточнения исковых требований и отказа от части иска) о взыскании с областного государственного казённого предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" (далее - ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области", предприятие), а при недостаточности у предприятия средств - в субсидиарном порядке с Ульяновской области в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее - Министерство) пени за период с 19.08.2022 по 30.11.2022 в сумме 6 538 руб. 08 коп.
Решением от 24.01.2023 по делу N А72-13782/2022 Арбитражный суд Ульяновской области исковые требования удовлетворил частично, взыскал с ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области", а при недостаточности у предприятия средств - в субсидиарном порядке с Ульяновской области в лице Министерства за счет казны Ульяновской области в пользу АО "Ульяновскэнерго" пени за период со 02.10.2022 по 30.11.2022 в сумме 4 260 руб. 49 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 7 145 руб.; в удовлетворении остальной части исковых требований - отказал. Кроме того, суд первой инстанции взыскал с предприятия в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 49 руб.
АО "Ульяновскэнерго" в апелляционной жалобе просило изменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки за период с 19.08.2022 по 01.10.2022 и в данной части иск удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В силу ч.5 ст.268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, АО "Ульяновскэнерго" (поставщик) и ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" (потребитель) заключили договор энергоснабжения от 10.03.2022 N 242599ЭО, по которому поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а потребитель - оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Согласно п.6.2 договора окончательный расчет за поставленную электрическую энергию/оказанные услуги производится потребителем до 18-го числа месяца, следующего за расчетным.
Во исполнение договорных обязательств АО "Ульяновскэнерго" в июле 2022 года поставило электрическую энергию и выставило ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" к оплате счет-фактуру от 31.07.2022 N 0000035062/2 на сумму 207 054 руб. 19 коп.
Поскольку в установленный договором срок потребитель оплату не произвел, АО "Ульяновскэнерго" направило ему претензию от 23.08.2022 N 3901/11 с просьбой погасить задолженность и уплатить пени.
ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" претензию не исполнило, что послужило основанием для обращения АО "Ульяновскэнерго" с исковым заявлением в арбитражный суд.
Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст.ст.309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Факт поставки электрической энергии и несвоевременной ее оплаты подтверждается материалами дела и ответчиками не опровергнут.
В соответствии с п.1 ст.329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (п.1 ст.330 ГК РФ).
Размер неустойки (пени) установлен в п.2 ст.37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
По расчету АО "Ульяновскэнерго", неустойка (пени) за просрочку оплаты электрической энергии за период с 19.08.2022 по 30.11.2022 составила 6 538 руб. 08 коп.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в части взыскания неустойки за период со 02.10.2022 по 30.11.2022 в сумме 4 260 руб. 49 коп.
Данный вывод суда первой инстанции подтверждается материалами дела и в апелляционном порядке не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания неустойки за период с 19.08.2022 по 01.10.2022, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) на период с 01.04.2022 по 01.10.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Из буквального толкования Постановления N 497 следует, что мораторий распространяется на всех участников гражданско-правовых отношений, за исключением лиц, прямо предусмотренных п.2 данного постановления.
При этом каких-либо иных ограничений (помимо п.2 Постановления N 497) для применения данного моратория не установлено, соблюдение каких-либо дополнительных условий для его применения не требуется.
Исходя из положений п.3 ст.9.1, абз.10 п.1 ст.63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", целью введения моратория, предусмотренного ст.9.1 Закона N 127-ФЗ, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки хозяйствующим субъектам.
Следует отметить, что разрешение вопроса о применении положений Постановления N 497 в части начисления финансовых санкций не зависит от момента возникновения (просрочки исполнения) обязательств, то есть временный запрет на применение соответствующих санкций распространяется на случаи ненадлежащего исполнения обязательств, возникших как до введения моратория, так и в период его действия. Иное толкование ставит в неравное (худшее) положение те субъекты финансово-хозяйственных отношений, которые приняли на себя обязательства в период действия моратория и не исполнили их, по сравнению с теми, кто не исполнил свои обязательства в период, предшествующий мораторию, то есть в докризисный период.
Аналогичная позиция по вопросу применения положений Постановления N 497 изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 20.04.2023 по делу N А57-15470/2022, от 26.04.2023 по делу N А55-20650/2022.
Таким образом, учитывая, что ответчики к должникам, перечисленным в п.2 Постановления N 497, не относятся, и на них, соответственно, распространяется действие моратория, суд первой инстанции правомерно отказал АО "Ульяновскэнерго" в удовлетворении требований о взыскании неустойки, начисленной за период с 19.08.2022 по 01.10.2022.
Судебные расходы по настоящему делу судом первой инстанции распределены верно.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, со ссылкой на судебные акты по другим делам, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на АО "Ульяновскэнерго".
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 января 2023 года по делу N А72-13782/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-13782/2022
Истец: АО "УЛЬЯНОВСКЭНЕРГО"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И СТРОИТЕЛЬСТВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"