г. Санкт-Петербург |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А56-112059/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7335/2023) АО "ЛСР. Базовые материалы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2023 по делу N А56-112059/2022 (судья Шпачев Е.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску ОАО "РЖД"
к АО "ЛСР. Базовые материалы"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, далее - ОАО "РЖД", Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "ЛСР. Базовые материалы" (ОГРН: 1114703005273, далее - АО "ЛСР. Базовые материалы", Ответчик) о взыскании 125 001,60 руб. платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования и 6 765,49 руб. процентов за пользование денежными средствами.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 24.01.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Мотивированное решение изготовлено 06.02.2023.
В апелляционной жалобе Ответчик, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований иска.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 20.09.2016 между ОАО "РЖД" (перевозчиком) и АО "ЛСР. Базовые материалы" (владельцем) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Кузнечное Октябрьской железной дороги.
Пунктом 13 договора предусмотрено, что владелец обязан осуществлять операции по погрузке, выгрузке грузов с соблюдением установленных на железнодорожном пути необщего пользования технологических сроков оборота вагонов - 3 часа; для 1 и 2 маневровых районов: на погрузку группы вагонов щебнем из 35 полувагонов (думкаров, хопперов) - 6, часа; на погрузку группы вагонов щебнем из 20 платформ - 2,9 часа. При погрузке укрупненных групп и одиночных вагонов щебнем любой фракции устанавливается технологический срок: на погрузку 1 полувагона -11,4 мин., на погрузку 1 платформы- 8,7 мин. с учетов времени на маневровую работу, взвешивание, подготовку вагонов и приемосдаточные операции; на выгрузку группы вагонов из 24 думкаров - 3,7 часа или 9 мин. на 1 вагон; для 3 маневрового района: на погрузку щебнем группы из 20 платформ - 3,01 часа; на погрузку щебнем группы из 35 полувагонов - 6,09 часа; при погрузке укрупненных групп и одиночных вагонов щебнем любой фракции устанавливается технологический срок: на погрузку 1 полувагона - 10, 2 мин.; на погрузку 1 платформы - 9 мин. с учетом времени на маневровую работу, взвешивание, подготовку вагонов и приемосдаточные операции. Факт задержки устанавливается актом общей формы ГУ-23, составляемым в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, и внесением сведений, предусмотренных частью 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
В соответствии с подпунктом в пункта 17 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава, независимо от принадлежности, в течении всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров по ставкам таблицы N 1 раздела 2 приложения к приказу ФСТ от 29.04.2015 г. N 127-т/1, а в случае задержки вагонов, контейнеров, подвижного состава в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки - по ставкам таблицы N 2 раздела 2 приложения к приказу ФСТ от 29.04.2015 г. N127-т/1.
7 октября 2021 г. в 15 час. 00 мин. на промежуточной станции Лосево 1 Октябрьской железной дороги в составе поезда N 2107 индекс 0300-439-0231 задержаны следовавшие в адрес Ответчика грузовые вагоны NN 64797483, 56257249, 62354741, 63754022, 56594252, 61654307, 61674602, 63429930, 64738503, 53564894, 56496433, 64797384, 64744832, 64738537, 63146740, 61154688, 53416277, 64797178, 63538979, 62479522, 59282780, 54770557, 53417648, 64277361, 62697487, 55339766, 53476701, 53453320, 59642231, 58479700, 55074249, 52710076, 52734571, сроком до 02 час. 36 мин. 16 октября 2021 г.
Факт задержки вагонов в пути следования по причинам, зависящим от Ответчика, удостоверен актами общей формы станции Лосево 1 N 93 от 07.10.2021, N 95 от 16.10.2021 г., а также актами общей формы о начислении платы NN1/2424, 1/2423, 1/2421, 1/2419, 1/2416, 1/2414, 1/2410, 1/2408, 1/2406, 1/2404, 1/2402, 1/2400, 1/2399, 1/2397, 1/2395, 1/2393, 1/2390, 1/2388, 1/2387, 1/2384, 1/2382, 1/2381, 1/2379, 1/2376 от 16.10.2021. Акты общей формы согласованы представителем Ответчика посредством системы АС ЭТРАН в соответствии с заключенным договором.
О задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения ответчику были направлены извещения от 10.10.2021 и от 17.10.2021.
Факт нарушения Ответчиком технологических сроков оборота вагонов подтверждается памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов N 5027 - N 5148.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами Ответчику на основании статьи 39 УЖТ РФ начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 125 001,60 руб.
Претензионный порядок соблюден, что подтверждено претензией от 22.04.2022 N ИСХ-22/148.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными по праву и по размеру, иск удовлетворил полностью.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных данной статьей, оформляется акт общей формы (часть 19 статьи 39 Устава).
Согласно пункту 35 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
Факт невыполнения Ответчиком технологических сроков оборота вагонов, установленных Договором, подтверждается актами общей формы, а также памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, ответчиком не оспорен. Отсутствие вины в невыполнении технологических сроков оборота вагонов ответчиком не доказано.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами, в совокупности и взаимосвязи подтверждена правомерность начисления истцом ответчику обусловленной статьей 39 УЖТ РФ платы, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части взыскания платы.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании 6 765,49 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.10.2021 по 01.11.2022.
В силу статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет процентов проверен судом и признан верным.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск.
Доводы заявителя жалобы о том, что дело следовало рассмотреть в общем порядке, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Учитывая, что согласие сторон на рассмотрение настоящего дела в порядке упрощенного производства не требуется, наличие обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, судом не установлено, суд первой инстанции правомерно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Доказательств того, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствовало целям эффективного правосудия, Ответчик не представил и из имеющихся материалов дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2023 по делу N А56-112059/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-112059/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ООО РЖД
Ответчик: АО "ЛСР. БАЗОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ"