г. Челябинск |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А47-10745/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Камаева А.Х., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпанагель Т.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Скрипаль Светланы Васильевны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.02.2023 по делу N А47-10745/2021.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей.
Индивидуальный предприниматель Скрипаль Светлана Васильевна (далее - ИП Скрипаль С.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Администрации города Оренбурга (далее - Администрация, ответчик), о признании договора аренды земельного участка от 17.06.2019 N 19/л-224-фз, в части установления ставки арендной платы в размере 2,79% от кадастровой стоимости земельного участка и определением в договоре ставки арендной платы в размере 1,5%.
Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга обратился со встречным исковым заявлением к ИП Скрипаль С.В. о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 17.06.2019 N 19/л-224 фз и применении последствия недействительности ничтожной сделки: об обязании возвратить земельный участок с кадастровым номером 56:44:0274001:1 площадью 22 363 кв. м, расположенного по адресу: обл. Оренбургская, г. Оренбург, ул. Донгузская,74/1 и погасить регистрационную запись в ЕГРН от 07.08.2019 N 56:44:0274001:1- 56/001/2019-1 об аренде земельного участка с кадастровым номером 56:4460274001:1.
Определением суда от 27.10.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга.
Определением суда от 17.01.2022 к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дорстройсервис" (далее - ООО "Дорстройсервис", третье лицо).
Определением суда от 20.04.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Территориальное управление Росимущества в Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.02.2023 (резолютивная часть от 15.02.2023) в удовлетворении первоначальных и встречных исковых требований отказано.
С вышеуказанным решением не согласился истец (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ИП Скрипаль С.В. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда в части отказа в удовлетворении первоначального иска отменить, принять в данной части новое решение об удовлетворении первоначальных исковых требований.
ИП Скрипаль СВ. не согласна с принятым арбитражным судом решением в части отказа в удовлетворении ее требований об установлении ставки арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, полагает его незаконным и необоснованным. Обжалуемое решение принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и с неправильным применением норм материального права.
Апеллянт считает, что арендодателем в нарушение статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации условия предоставления в аренду земельного участка для ИП Скрипаль СВ. были значительно ухудшены в сравнении с предыдущим арендатором, поскольку до заключения договора аренды N 19/л-224-фз между истцом и ответчиком, арендатором указанного земельного участка являлось ООО "Дорстройсервис" на основании договора аренды земельного участка N 4/л-5юр от 26.01.2004, где ставка арендной платы была установлена в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка имеющим преюдициальное значение судебным актам по делу N А47-7953/2020 (определение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.07.2021, Постановление Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 07.10.2021, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.02.2022, определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2022), согласно которых признано неправомерным предъявление кредитором должнику требования об оплате фактического использования земельного участка в завышенном размере, рассчитанном в соответствии с договором аренды земельного участка N 19/л-224-фз от 17.06.2019, по ставке 2,79%. Суды сделали вывод о необходимости применения ставки в размере 1,5 % кадастровой стоимости.
Податель жалобы отметил, что с учетом разъяснений, указанных в методических рекомендациях Минэкономразвития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710, производство строительных материалов и асфальтобетона является социально значимом видом деятельности и в Оренбургской области и в городе Оренбурге.
От Территориального управления Росимущества по Оренбургской области поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес лиц, участвующих в деле. Отзыв приобщен к материалам дела.
От Территориального управления Росимущества по Оренбургской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле. Ходатайство удовлетворено.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Главы города Оренбурга N 5499-р от 05.12.2003 между Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга (арендодатель) и ООО "Дорстройсервис" (арендатор) 26.01.2004 заключен договор аренды земельного участка N 4/л-5 юр (далее - договор аренды от 26.01.2004), согласно условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок, имеющий кадастровый номер: 56:44:02 74 001:0011, площадью 22363 кв. м, расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Донгузская 74/1, для производства строительных материалов и асфальтобетона, на основании распоряжения Главы города Оренбурга от 05.12.2003 г. N 5499-р, (в дальнейшем именуемый Участок) согласно чертежу границ и характеристики земельного Участка (приложение 1, приложение 2) (пункт 1.1 договора аренды от 26.01.2004).
В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды от 26.01.2004 категория земель - земли поселений.
Размер арендной платы определен в приложении N 1 к договору, которое является неотъемлемой его частью.
В силу пункта 1.3 договора аренды от 26.01.2004 на прилагаемом к договору кадастровом плане и в характеристике участка указаны все иные объекты недвижимости (здания, сооружения, инженерные коммуникации, зеленые насаждения леса, многолетние насаждения, обособленные водные объекты, расположенные на участке, указаны:
- поворотные точки территориальных границ Участка;
- сервитуты, их границы (оси), площади, а также основания наложения;
- другие ограничения в пользовании Участком.
Земельный участок, указанный в пункте 1.1 договора передается до 01.11.2004 (пункт 1.4 договора аренды от 26.01.2004).
На основании пункта 2.1 договора аренды от 26.01.2004 арендатор обязуется вносить арендную плату за пользование участком в размере согласно прилагаемому к договору порядку расчета арендной платы (приложение 4).
Размер арендной платы изменяется с момента вступления в законную силу нормативно-правовых актов РФ, Оренбургской области, Оренбургского городского Совета, администрации города Оренбурга, централизованно устанавливающих оценочные зоны, базовые ставки арендной платы, дифференцированные ставки земельного налога, коэффициенты по категориям арендаторов, поправочные коэффициенты и льготы (уменьшения арендной платы или полного освобождения от нее).
Перерасчет арендной платы арендатор производит самостоятельно после изменения оценочной зоны, ставки земельного налога, коэффициента арендатора или поправочного коэффициента.
01.08.2016 между Скрипаль С.В. и ООО "Дорстройсервис" 01.08.2016 было заключено соглашение о внесении платы за использование земельного участка, согласно которому ООО "Дорстройсервис" производит внесение арендных платежей за аренду земельного участка в адрес арендодателя - Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга до момента заключения отдельного договора аренды земельного участка между ИП Скрипаль С.В. и арендодателем (т. 1 л.д. 24).
09.08.2018 ИП Скрипаль С.В. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:1 площадью 22363 кв. м, с разрешенным использованием: производство строительных материалов, расположенного по адресу г. Оренбург, ул. Донгузская, 74/1 (далее - земельный участок).
29.03.2019 ИП Скрипаль С.В. обратилась в Администрацию (через МФЦ) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка.
Между Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (арендодатель) и ИП Скрипаль С.В. (далее - арендатор) 17.06.2019 был заключен договор аренды земельного участка N 19/л-224-фз, площадью 22 363 кв. м с кадастровым номером 56:44:0274001:1 с разрешенным использованием: производство строительных материалов и асфальтобетона, адрес: Оренбургская область, город Оренбург, ул. Донгузская,74/1 (пункт 1.1 договора).
Категория земель - земли населенных пунктов. Срок действия договора до 17.06.2068 (пункты 1.2, 1.4 договора).
Пунктом 2.1 договора аренды от 17.06.2019 установлено, что размер арендной платы за участок на дату подписания настоящего договора определен сторонами в приложении N 1 (расчет арендной платы) к договору, которое является его неотъемлемой частью
Размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке в связи с изменением федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации - Правительства Оренбургской области, органов местного самоуправления, регулирующих порядок начисления и размер арендной платы. Арендная плата исчисляется и оплачивается с момента вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов.
Кроме того, арендная плата подлежит изменению в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка на основании результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Оренбургской области. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды, не проводится.
Изменение размера арендной платы в остальных случаях, связанных с изменением кадастровой стоимости земельного участка, осуществляется в соответствии с условиями договора аренды.
Арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после даты, указанной в пункте 2.3 договора, изменяется в одностороннем порядке арендодателем путем увеличения размера арендной платы на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен договор.
Извещение о внесении изменений в действующий порядок начисления и об изменении размера арендной платы может быть сделано арендодателем через средства массовой информации неопределенному кругу лиц.
По указанным основаниям размер арендной платы изменяется без дополнительных согласований с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий договор.
Перерасчет арендной платы арендатор производит самостоятельно, по письменному заявлению арендатора перерасчет может выполняться арендодателем. Арендная плата вносится арендатором в соответствии с расчетом арендной платы, актуальным на расчетный период.
В силу пункта 2.3 договора аренды от 17.06.2019 стороны установили, что условия настоящего договора, в т.ч. по арендной плате, в соответствии с п. 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, возникшим с 17.06.2019.
Согласно расчету арендной платы, являющемуся неотъемлемой частью договора, ставка арендной платы составляет в соответствии с пунктом 6 Постановления администрации города Оренбурга от 04.07.2016 N 2004-п "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Оренбург", предоставленных в аренду без торгов" - 2,79% кадастровой стоимости.
До заключения договора аренды N 19/л-224-фз арендатором земельного участка с кадастровым номером 56:44:0274001:1 являлось ООО "Дорстройсервис" на основании договора аренды земельного участка N 4/л-5юр от 26.01.2004.
Ежегодно Администрация направляла в адрес ООО "Дорстройсервис" расчеты платежей по договорам аренды (дополнительное соглашение от 29.11.2004; дополнительное соглашение от 06.09.2006; дополнительное соглашение от 15.02.2007; дополнительное соглашение от 03.06.2014; дополнительное соглашение от 02.11.2015 к договору аренды N 4/л-5юр, расчет от 15.03.2016 N 1-24-1/80; дополнительное соглашение от 03.04.2017 к договору аренды N 4/л-5юр, расчет от 25.04.2018 N 1-24/1658, расчет от 20.02.2019 N 1-24-01/944 (т. 1 л.д. 25-36).
Последний расчет был направлен ООО "Дорстройсервис" 19.02.2019.
Во всех расчетах указана ставка арендной платы, рассчитанная в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 N 110-п, постановлением администрации города Оренбурга от 04.07.2016 N 2004-п (пункт 18, а с 2018 года пункт 13 Приложения к постановлению) в размере 1,5% кадастровой стоимости.
Как следует из письма Администрации от 07.08.2019 N 01-24-01/4251 между ООО "Дорстройсервис" и Департаментом заключено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка N 4/л-5юр от 26.04.2004, имеющиеся переплате по договору аренды земельного участка N 4/л-5юр от 26.04.2004 в размере 1195381,82 руб. зачтена в счет договора аренды N 19/л-224-фз, а также в счет погашения соглашения N 395-фз от 17.09.2019 за Скрипаль С.В. согласно заявлению (т. 1 л.д. 38).
По мнению истца ИП Скрипаль С.В., Администрация и Департамент с 14.07.2016 при расчете арендной платы за земельный участок незаконно применила ставку 2,79%, а не 1,5% как в ранее заключенном договоре с ООО "Дорстройсервис".
Истцом в адрес Администрации 14.05.2021 было направлено претензионное письмо N 10 с требованием изменить ставку арендной платы.
Ответом от 15.06.2021 N 01-24-01/1060 из Администрации г. Оренбурга получен отказ, что послужило основанием для обращения в суд с данным иском.
В обоснование встречных исковых требований Департамент градостроительства и земельных отношений города Оренбурга ссылается на то, что в рамках рассмотрения в Арбитражном суде Оренбургской области дела N А47-9651/2020 Департамент градостроительства узнал о том, что на земельном участке с кадастровым номером 56:4460274001:1 помимо объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности ИП Скрипаль С.В. находятся объекты недвижимости ООО "Дорстройсервис".
Кроме того, в рамках рассмотрения дела N А47-7953/2020 о включении требований в реестр требований кредиторов Департаменту градостроительства стало известно, что на спорном земельном участке расположен следующий объект незавершенного строительства ООО "Дорстройсервис":
- склад Г-образный 1997 года постройки общей площадью (по внутреннему обмеру) 1469,8 кв. м, литер по плану земельного участка В.
В связи с нахождением этого объекта на земельном участке ИП Скрипаль С.В. заключила с ООО "Дорстройсервис" соглашение N 1 от 17.06.2019 (в день заключения договора аренды N 19/л-280 фз) об оплате за фактическое использование спорного земельного участка и соглашение N 3 от 01.06.2020.
Полагая, что на момент заключения договора аренды земельного участка от 17.06.2019 N 19/л-224 фз ИП Скрипаль С.В. знала о том, что на земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий другому лицу, но в сообщении приложенном к заявлению о предоставлении земельного участка указала объекты недвижимости, принадлежащие ей на праве собственности, Департамент полагает, что договор аренды земельного участка от 17.06.2019 N 19/л-224 фз является недействительным в силу ничтожности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения со встречным иском в суд.
Отказывая в удовлетворении первоначального иска, суд первой инстанции исходил из того, что ставка арендной платы в размере 1,5% не может быть применена, поскольку постановлением администрации города Оренбурга от 04.07.2016 N 2004-п утверждена иная ставка арендной платы для земельных участков, предоставленных для производственной деятельности, а именно, 2,79%, подлежащая применению с 14.07.2016 (с момента вступления в силу постановления администрации города Оренбурга от 04.07.2016 N 2004-п).
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что 05.09.2019 соглашением N 183 стороны расторгли договор аренды земельного участка от 26.01.2004 N 4/л-4юр с 14.07.2016, в связи с переходом права собственности на расположенные на нем объекты недвижимости к предпринимателю Скрипаль С.В.
Переход права собственности от общества "Дорстройсервис" к предпринимателю Скрипаль С.В. произошел 14.07.2016.
Предметом первоначального иска является спор относительно применимой ставки арендной платы (1.5% либо 2,79%) в договоре аренды земельного участка от 17.06.2019 N 19/л-224-фз.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент заключения спорного договора и действовавшей до 01.03.2015) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, в силу положений пункта 2 статьи 422, пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г., и статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в действующей редакции за находящиеся в публичной собственности земельные участки, переданные в аренду без проведения торгов по договорам, заключенным после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, взимается арендная плата, которая определяется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (включая земельные участки, право собственности на которые не разграничено) и органами местного самоуправления, и относится к категории регулируемых цен.
Из представленных в материалы дела документов судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 56:44:0274001:2 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Принимая во внимание, что договор аренды земельного участка от 17.06.2019 N 19/л-224-фз заключен после вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, исходя из условий договора аренды, с учетом изложенных выше норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что законом не предусмотрено внесение арендатором каких-либо иных платежей, кроме арендной платы за земельный участок, которая, в свою очередь, является регулируемой и ее расчет производится в соответствии с решениями уполномоченного орган, независимо от механизма ее расчета, предусмотренного договором.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13), к договору аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
Поскольку в рассматриваемой ситуации ставки арендной платы в отношении спорного земельного участка являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, в связи с чем, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2.1 договора аренды от 17.06.2019 установлено, что размер арендной платы за участок на дату подписания настоящего договора определен сторонами в приложении N 1 (расчет арендной платы) к договору, которое является его неотъемлемой частью
Размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке в связи с изменением федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации - Правительства Оренбургской области, органов местного самоуправления, регулирующих порядок начисления и размер арендной платы. Арендная плата исчисляется и оплачивается с момента вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов.
Кроме того, арендная плата подлежит изменению в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка на основании результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Оренбургской области. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды, не проводится.
Изменение размера арендной платы в остальных случаях, связанных с изменением кадастровой стоимости земельного участка, осуществляется в соответствии с условиями договора аренды.
Арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после даты, указанной в пункте 2.3 договора, изменяется в одностороннем порядке арендодателем путем увеличения размера арендной платы на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен договор.
Извещение о внесении изменений в действующий порядок начисления и об изменении размера арендной платы может быть сделано арендодателем через средства массовой информации неопределенному кругу лиц.
По указанным основаниям размер арендной платы изменяется без дополнительных согласований с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий договор.
Перерасчет арендной платы арендатор производит самостоятельно, по письменному заявлению арендатора перерасчет может выполняться арендодателем. Арендная плата вносится арендатором в соответствии с расчетом арендной платы, актуальным на расчетный период.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 N 110-п был утвержден порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов.
Согласно пункту 5 указанного Порядка арендная плата определяется путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на ставку арендной платы (процентов). Значения ставок арендной платы устанавливаются правовыми актами органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области, на территории которых расположены земельные участки, и действуют с 1 сентября 2015 г.
Как установлено судом первой инстанции, за период с 01.01.2016 по 13.07.2016 по договорам аренды от 26.01.2004 N 4/л-4юр и 4/л-5юр (до момента расторжения договоров аренды) расчет арендной платы для ООО "Дорстройсервис" производился в соответствии с постановлением администрации города Оренбурга от 03.09.2015 N 2474-п "Об утверждении значений арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Оренбург", предоставленных в аренду без торгов".
При этом, ставка арендной платы указана в договоре в размере 1,5%, согласно пункту 18 постановления N 2474-п - "иные земельные участки", поскольку постановлением N 2474-п не установлена ставка для земельных участков с разрешенным использованием - "производство строительных материалов".
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Приказ N 540) утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, предусматривающий, в числе прочих, вид использования: производственная деятельность (код 6.0), в описании которого указано размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом.
В соответствии с Приказом N 540 Администрацией 04.07.2016 принято постановление N 2004-п "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Оренбург", предоставленных в аренду без торгов", которое вступило в законную силу с 14.07.2016.
Согласно пункту 6 постановления Администрации от 04.07.2016 N 2004-п "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Оренбург", предоставленных в аренду без торгов" для вида разрешенного использования земельного участка: производственная деятельность (код 6.0), установлена ставка арендной платы в размере 2,79%.
В ходе судебного разбирательства истец подтвердил, что ИП Скрипаль С.В. стала собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 56:44:0274001:79 на основании решения суда от 01.08.2022, дата регистрации права 21.09.2022.
При установленных обстоятельствах, руководствуясь положениями вышеизложенных норм, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что расчет арендной платы по договору аренды земельного участка, заключенного с ИП Скрипаль С.В. N 19/л-224-фз Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (арендодателем) надлежит производить с применением ставки арендной платы в размере 2,79%, установленной пунктом 6 постановления от 04.07.2016 N 2004-п "производственная деятельность", код вида разрешенного использования - 6.0.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" кодом 6.0 "производственная деятельность" предусмотрено размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом.
В соответствии с приказом от 01.09.2014 N 540 принято постановление администрации города Оренбурга от 04.07.2016 N 2004-п "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Оренбург", предоставленных в аренду без торгов", вступившее в силу с 14.07.2016.
В силу вышеизложенного, при расчете арендной платы подлежит применению ставка в размере 2,79% (код 6.0. производственная деятельность).
С учетом вышеустановленных обстоятельств спора, норм гражданского и земельного законодательства, разъяснений высшей судебной инстанции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ставка арендной платы в размере 1,5% не может быть применена, поскольку постановлением администрации города Оренбурга от 04.07.2016 N 2004-п утверждена иная ставка арендной платы для земельных участков, предоставленных для производственной деятельности, а именно, 2,79%, подлежащая применению с 14.07.2016 (с момента вступления в силу постановления администрации города Оренбурга от 04.07.2016 N 2004-п).
Доводы апеллянта об обратном, не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Ссылка апеллянта на преюдициальность выводов суда, изложенных в судебном акте по результатам рассмотрения обособленного спора по делу N А47-7953/2020 по заявлению предпринимателя Скрипаль С.В. о включении в реестр требований кредиторов должника - общества "Дорстройсервис" является несостоятельной.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
Выводы суда о применимой ставке арендной платы за пользование земельным участком является применением нормы права, а не выводом о фактических обстоятельствах, в связи с чем не имеют преюдициального значения для рассматриваемого дела.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного разбирательства подтверждено наличие оснований для приобретения Скрипаль С.В. права аренды на спорный земельный участок, оснований для признания сделки недействительной как не соответствующей закону и нарушающей публичные интересы не имеется.
В указанной части выводы суда первой инстанции спорными на стадии апелляционного обжалования не являются (часть 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Доводы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные ответчиком доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.02.2023 по делу N А47-10745/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Скрипаль Светланы Васильевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
А.Х. Камаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10745/2021
Истец: ИП Скрипаль Светлана Васильевна
Ответчик: Администрация города Оренбурга, Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, ООО "ДорСтройСервис", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", Территориальное Управление Росимущества по Оренбургской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в оренбургской области