г. Москва |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А40-277222/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой
судей: |
С.Л. Захарова, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2024 по делу N А40- 277222/23
по заявлению ООО "303причины"
к Центральной акцизной таможне
о об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Куликова И.М. - по дов. от 17.11.2023; |
от заинтересованного лица: |
Куликов А.В. - по дов. от 19.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "303Причины" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об обязании Центральной акцизной таможни (далее - заинтересованное лицо, ЦАТ) возвратить ООО "303Причины" излишне уплаченный утилизационный сбор в сумме 1 786 500 рублей.
Решением суда от 26.01.2024 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заинтересованное лицо ссылается, что ООО "303Причины" не подавало установленные постановлением Правительства 1291 заявления на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора, ООО "303Причины" необходимо подать документы по установленной форме в соответствии с постановлением Правительства 1291.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "303 Причины" приобрело товар (прошедший процедуру таможенного оформления) на территории Республики Казахстан, а именно: седельный тягач Mercedes-Benz Actros 1851, VIN W1T96340X10679800; седельный тягач Mercedes-Benz Actros 1851, VIN W1T96340410665374; седельный тягач Scania R440, VIN YS2R4X20005700001.
На территорию Российской Федерации транспортные средства были ввезены через Многосторонний автомобильный пункт пропуска Маштаково (т/п МАПП Маштаково) в следующие периоды: с 18.07.2023 по 19.07.2023 - седельный тягач Mercedes-Benz Actros 1851 VIN W1T96340X10679800; седельный тягач Mercedes-Benz Actros 1851 VIN W1T96340410665374; с 26.07.2023 по 27.07.2023 - седельный тягач Scania R440 VIN YS2R4X20005700001.
При ввозе на территорию РФ вышеуказанных транспортных средств, Заявителем был уплачен утилизационный сбор в общей сумме 4 338 000 рублей, в связи с чем таможенным органом были оформлены и выданы Таможенные приходные ордера:
- на седельный тягач Mercedes-Benz Actros 5 L FHS 1851 LS, VIN W1T96340X10679800, 2023 год, ЕВРО-5, масса 18 тонн, категория N3 - ТПО N 10009170/260923/1000019004/00 от 26.09.2023 года на сумму 1 446 000 рублей;
- на седельный тягач Mercedes-Benz Actros 5 L FHS 1851 LS, VIN W1T96340410665374, 2023 год, ЕВРО-5, масса 18 тонн, категория N3 - ТПО N 10009170/260923/1000019003/00 от 26.09.2023 года на сумму 1 446 000 рублей;
- на седельный тягач Scania R440А4Х2NA, VIN YS2R4X20005700001, 2023 год, ЕВРО-5, масса 18 тонн, категория N3 - ТПО N 10009170/210923/1000018558/00 от 21.09.2023 года на сумму 1 446 000 рублей, что подтверждается платежными документами: платежное поручение N 82 от 24.07.2023, платежное поручение N 85 от 27.07.2023, платежное поручение N 96 от 22.09.2023.
В последствии Заявителем было установлено, что оплата (взыскание) утилизационного сбора в отношении транспортных средств произведена в большем размере, в связи с чем Заявителем 27.09.2023 в адрес Центральной акцизной таможни направлены заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении вышеуказанных транспортных средств в электронном виде по форме приложения N 4 (далее - Заявление), утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора") (далее - постановление Правительства N 1291 от 26.12.2013).
Общество обратилось с заявлением в ЦАТ, в котором просил осуществить возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 595 500 руб. за каждое ТС (всего 1 786 500 рублей) в связи с излишней уплатой. Заявитель произвел оплату утилизационного сбора в сумме 1 446 000 руб. за каждое ТС (всего 4 338 000 руб.).
Заявитель указывал на то, что утилизационный сбор должен был быть списан в меньшем размере, исходя из применяемого в период ввоза ТС коэффициента для расчета суммы утилизационного сбора - "5,67", так как транспортные средства были ввезены на территорию РФ до 01.08.2023, то есть до введения в действие постановления Правительства РФ от 07.07.2023 N 1118 (ред. от 22.09.2023) "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291", в соответствии с которым коэффициент для расчета суммы утилизационного сбора для данного типа ТС был изменен и установлен в размере - "9,64" начиная с 01.08.2023.
На заявления заинтересованным лицом было направлено письмо (N 13-12/24794 от 26.10.2023 "О направлении информации"), в котором представлена информация по порядку действий заявителя для проведения корректировки в документах и порядок зачета средств излишне уплаченного утилизационного сбора. Требование о возврате денежных средств оставлено без удовлетворения.
Заявитель посчитав, что неосуществление возврата денежных средств излишне уплаченного утилизационного сбора нарушает его законные права и интересы, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение действующему законодательству не противоречит, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1291 утвержден "Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты" - раздел II (далее - Порядок).
Согласно п. 12 Порядка на основании представленных в соответствии с пунктами 11 и 11(4) - 11(6) настоящих Правил документов таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
В соответствии с п. 12(2) Правил по результатам проведенных проверок в соответствии с пунктами 12 и 12(1) настоящих Правил таможенный орган осуществляет:
- учет денежных средств плательщика в качестве утилизационного сбора в таможенном приходном ордере и проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении колесных транспортных средств (шасси транспортных средств) или прицепов к ним, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора или направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил;
- либо возвращает плательщику комплект документов с указанием причины отказа. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 г. N 1291 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила).
Согласно п. 25 Правил излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате по форме заявления приведенной в приложении N 4.
Согласно п. 32 Правил при отсутствии в заявлении, поданном в соответствии с п. 25 Правил, необходимых сведений и непредставлении необходимых документов таможенный или налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления:
а) возвращают заявление плательщику (его правопреемнику, наследнику) или его уполномоченному представителю;
б) направляют плательщику (его правопреемнику, наследнику) или его уполномоченному представителю решение об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, приведенное в приложении N 5.
Согласно п. 33 Правил в случае принятия решения о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора плательщику (его правопреемнику, наследнику) или его уполномоченному представителю направляется решение о возврате, приведенное в приложении N 6, в течение 5 рабочих дней со дня принятия налоговым или таможенным органом такого решения.
Согласно п. 34 Правил возврат излишне уплаченных утилизационных сборов производится Федеральным казначейством на основании поручения, представленного таможенным или налоговым органом, в который плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем было подано заявление, указанное в пункте 25 настоящих Правил, на счет плательщика (его правопреемника, наследника), указанный в заявлении.
В соответствии с подпунктом а) пункта 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.2023 N 1547 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в постановлении Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 г. N 1118 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N1291", для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввезенных в Российскую Федерацию до 01 августа 2023 г. включительно, применяется перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 2132 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Следовательно, для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввезенных в Российскую Федерацию до 01.08.2023 включительно, применялся перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1291 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 2132.
Постановлением Правительства РФ N 1291 от 26.12.2013, в редакции постановления Правительства РФ N 2132 от 24.11.2022 утвержден "Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора", согласно которому, к ввезенным Истцом транспортным средствам для расчета суммы утилизационного сбора применим коэффициент "5,67" (п. 10 Перечня).
Как установлено материалами настоящего дела, с учетом применимого коэффициента - "5,67", размер утилизационного сбора, подлежащего уплате (взысканию) должен быть равен 850 500 рублей в отношении каждого транспортного средства, а всего 2 551 500 рублей. В то время как уплаченная Истцом сумма утилизационного сбора в отношении каждого ТС составила 1 446 000 рублей (по ставке "9,64"), а в общей сумме 4 338 000 рублей, согласно расчету, представленному в материалы дела.
Постановление Правительства РФ от 07.07.2023 N 1118 (в ред. от 22.09.2023) "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291" вступило в силу с 01.08.2023 и применяется в отношении транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации после 01 августа 2023 г.
Согласно ст. 4 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Материалами дела подтверждено, что ввезенные Истцом транспортные средства пересекли границу РФ в июле 2023, что не отрицается таможенным органом в соответствии с письмом от 21.09.2023 N 02-01-20/Я-402.
Согласно имеющейся в Приволжском таможенном управлении информации седельные тягачи Mercedes-Benz Actros 1851, идентификационный номер WIT96340X10679800 и Mercedes-Benz Actros 1851, идентификационный номер W1T96340410665374 ввезены на территорию Российской Федерации не позднее 20 июля 2023 года, а седельный тягач Scania R440, идентификационный номер YS2R4X2O005700001 ввезен на территорию Российской Федерации не позднее 28 июля 2023 года.
Учитывая вышеизложенное, у таможенного органа отсутствовали правовые основания в применении коэффициента - "9,64" и взыскания утилизационного сбора в размере 4 338 000 рублей (1 446 000 руб. по каждому ТС), что явилось следствием излишней уплаты (взыскания) суммы утилизационного сбора в размере 1 786 500 рублей.
Заявление Истца на возврат излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора не было возвращено.
Решение об отказе в возврате излишне уплаченных денежных средств по каким-либо причинам по установленной законом форме не направлялось (п. 32 Правил).
В указанный в п. 33 Правил срок, решение о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора не принято.
Исключений из указанных норм и правил по возврату излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В решениях Конституционного Суда Российской Федерации неоднократно указывалось (постановления от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П, от 19.07.2019 N 30-П и др.), обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности в пункте 3 статьи 17 НК РФ.
С учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей, в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей заявитель вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет). Указанная правовая позиция выражена Конституционным Судом РФ в постановлении от 24 марта 2017 г. N 9-П. Данная правовая позиция подтверждена судебной практикой (Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 октября 2023 г. по делу N А40-148088/23).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав Центральную акцизную таможню возвратить ООО "303Причины" излишне уплаченный утилизационный сбор в сумме 1 786 500 рублей.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отклоняются, так как основаны на неверном толковании норм права.
При этом данные доводы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2024 по делу N А40- 277222/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-277222/2023
Истец: ООО "303ПРИЧИНЫ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ