г. Вологда |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А13-462/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 мая 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
при участии от акционерного общества "Фрязиново" Обоева А.В. по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 февраля 2023 года по делу N А13-462/2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Фрязиново" (ОГРН 1103525009070, ИНН 3525243009; адрес: 160029, Вологодская область, город Вологда, улица Судоремонтная, дом 44) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации города Вологды (ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Марии Ульяновой, дом 6а) о взыскании задолженности в размере 39 856 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 февраля 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Департамент с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права. Считает, что при расчете платы за содержание жилых помещений в домах по адресам: город Вологда, улица Пугачева, дом 36 и улица Набережная 6 Армии, дом 207 А, подлежит применению тариф в сумме 17,69 руб.
Истец в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в жалобе доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в муниципальной собственности городского округа города Вологда находятся помещения:
жилое помещение с кадастровым номером 35:24:0303007:1229, общей площадью 21,2 кв. м по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Пугачева, дом 36, квартира 86 (далее - помещение 1);
жилое помещение с кадастровым номером 35:24:0305007:1279, общей площадью 31,8 кв. м по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Гоголя, дом 99, квартира 40 (далее - помещение 2);
жилое помещение с кадастровым номером 35:24:0305017:918, общей площадью 30,5 кв. м по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Набережная 6 Армии, дом 195, квартира 87 (далее - помещение 3).
Кроме того, вступившим в законную силу решением Вологодского городского суда Вологодской области от 04.03.2022 по делу N 2-465/2022 установлено, что в связи со смертью 06.02.2020 собственника комнаты в жилом помещении с кадастровым номером 35:24:0305027:1113, общей площадью 17,8 кв. м, расположенном по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Набережная 6 Армии, дом 207 А, квартира 12 (далее - помещение 4) данная комната перешла в собственность городского округа города Вологды.
На основании решений общих собраний собственников помещений многоквартирные дома, расположенные по адресам: Вологодская область, город Вологда, улица Пугачева, дом 36 (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 11.06.2008 N 1); Вологодская область, город Вологда, улица Гоголя, дом 99 (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 28.03.2008 N 1); Вологодская область, город Вологда, улица Набережная 6 Армии, дом 195 (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 02.03.2008 N 1); Вологодская область, город Вологда, улица Набережная 6 Армии, дом 207а (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 19.06.2008 N 1) находятся в управлении общества.
Истцом ответчику выставлены счета на оплату услуг содержания помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги:
по помещению 1 за период с 01.12.2019 по 19.05.2022 в сумме 13 066 руб. 14 коп. (счет на оплату от 31.08.2022 N 1234);
по помещению 2 за период с 01.10.2021 по 03.08.2022 в сумме 6 186 руб. 25 коп. (счет на оплату от 31.08.2022 N 1233);
по помещению 3 за период с 01.10.2019 по 02.12.2022 в сумме 16 647 руб. 20 коп. (счет на оплату от 31.08.2022 N 1232);
по помещению 4 за период с 01.10.2021 по 31.08.2022 в сумме 5 974 руб. 52 коп. (счет на оплату от 31.08.2022 N 1235).
Также истец направил в адрес ответчика претензию с требованием о погашении задолженности, неисполнение которой послужило основанием для обращения истца в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Апелляционная коллегия согласна с обжалуемым судебным актом ввиду следующего.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 Кодекса односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно статье 249 названного Кодекса каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Аналогично положениями частей 1, 2 статьи 39, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далек - ЖК РФ) определено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно статье 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме входит: плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу пункта 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из пункта 3.3.9 Положения о Департаменте городского хозяйства Администрации города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 N 512 (далее - решение N 512), ответчик осуществляет полномочия собственника муниципальных жилых помещений при заключении договоров управления многоквартирными домами, договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, договоров об оказании коммунальных услуг, а также по несению расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до дня заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда (включая выморочное имущество).
Таким образом, ответчик осуществляет полномочия собственника спорных помещений, в том числе по несению расходов на уплату взносов за содержание жилого помещения, общего имущества и коммунальных ресурсов.
Ответчик доказательств надлежащего исполнения им обязательств по оплате за содержание жилых помещений и коммунальные услуги не представил. Доказательств заселения спорных помещений не имеется.
По расчетам истца, задолженность ответчика составляет по помещению 1 за период с 01.12.2019 по 19.05.2022 - 12 281 руб. 26 коп.; по помещению 2 за период с 01.10.2021 по 03.08.2022 - 6 203 руб. 32 коп., по помещению 3 за период с 01.12.2019 по 02.12.2021 - 15 397 руб. 50 коп.; по помещению 4 за период с 01.10.2021 по 31.08.2022 - 5 974 руб.52 коп.
По контррасчету ответчика задолженность составляет по помещению 1 за период с 01.12.2019 по 19.05.2022 - 11 254 руб. 09 коп.; по помещению 4 за период с 01.10.2021 по 31.08.2022 - 5 438 руб. 41 коп.
Довод ответчика о том, что при расчете размера платы за содержание жилого помещения по помещениям 1, 4 подлежит применению тариф 17,69 отклонен судом первой инстанции, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Собственниками помещений 1, 4 принято решение утвердить размер платы за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере ставок, установленных решением Вологодской городской Думы на момент их начисления (пункт 4 протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 11.06.2008 N 1, пункт 4 протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 19.06.2008 N 1).
Пунктом 6 решения Вологодской городской Думы от 30.06.2005 N 266 "Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг и мерах по социальной поддержке населения" (далее - решение N 266) в редакции решения Вологодской городской Думы от 08.11.2006 N 201 утверждены цены на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме согласно приложению N 4 к данному решению.
Решением Вологодской городской Думы от 29.04.2009 N 12 Приложение N 4 к решению N 266 признано утратившим силу с 01.05.2009.
Согласно пункту 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно подпункту 27 пункта 1 статьи 44 Устава городского округа города Вологды, принятого решением Вологодской городской Думы от 25.08.2005 N 301, администрация города Вологды осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные законодательством, в том числе устанавливает в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством, размеры платы за содержание и ремонт жилых помещений.
В спорный период размер платы за содержание жилого помещения установлен Постановлением Главы г. Вологды от 10.04.2009 N 1854 в редакции постановлений Администрации г. Вологды от 29.12.2010 N 7296, от 18.09.2020 N 1390, от 04.10.2021 N 1573.
При этом в спорные периоды до применения постановления Администрации г. Вологды от 18.09.2020 N 1390 истец при расчете учитывал размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в редакции постановления Администрации г. Вологды от 29.12.2010 N 7296, уменьшенный на 1,72.
Расчет истца судом проверен и принят в заявленном размере.
Апелляционный суд, проверив расчет истца, оснований полагать его неверным и нарушающим права ответчика не установил.
Вопреки позиции апеллянта, с учетом действовавшего в соответствующие периоды правового регулирования оснований полагать, что в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленной органом местного самоуправления после 01.01.2019, включена плата за услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, не имеется. Иного апеллянтом не доказано.
Факт оказания истцом услуг по содержанию и текущему ремонту жилого помещения и оказание коммунальных услуг в рассматриваемых многоквартирных домах в спорные периоды ответчиком не опровергнут.
При таких обстоятельствах, обжалуемым решением суда требования истца правомерно удовлетворены.
Несогласие апеллянта с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка ответчиком фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 февраля 2023 года по делу N А13-462/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-462/2023
Истец: АО "Фрязиново"
Ответчик: Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды