г. Москва |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А41-57728/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Бархатовой Е.А., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Бикметовой Д.Д.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ООО "АРТЕМИДА - 2" (ОГРН: 1075038015470, ИНН: 5038058707)- Чудасова Н.Е., представитель по доверенности б/н от 28.03.2023, паспорт, диплом; Соловьева А.М., генеральный директор, приказ N 1 от 03.02.2023, лично по паспорту;;
от Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН: 1125024004918, НН: 5024129468) -представитель не явился, извещен,
от Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу (ОГРН: 1047796662187, ИНН: 7724521579, КПП: 772401001)- представитель не явился, извещен,
от Министерства экологии и природопользования Московской области (ОГРН: 1025002042009, ИНН: 5018061444)- представитель не явился, извещен
от Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298; ИНН 7705598840) - представитель не явился, извещен,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АРТЕМИДА - 2" (ОГРН: 1075038015470, ИНН: 5038058707) на решение Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2023 года по делу N А41-57728/22 по заявлению ООО "АРТЕМИДА - 2" к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании незаконным отказа от 21.07.2022 года N 18867/28-14,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АРТЕМИДА - 2" (далее - ООО "Прометей") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) с требованиями
- Признать незаконным отказ Комитета лесного хозяйства Московской области, оформленный письмом от 18867/28-14 от 21.07.2022 в предварительном согласовании предоставления земельного (лесного участка), находящегося в государственной или муниципальной собственности.
- Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного (лесного) участка, проектируемой площадью 27,2241 га, расположенного в Пушкинском городском округе Московской области, категория земель - земли лесного фонда, сроком до 01.03.2039, ООО "Артемида-2" без проведения торгов в соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 39,6 ЗК РФ для проведения работ, связанных с пользованием недрами на основании Лицензии на пользование недрами МСК 05187 ТР.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечены Департамент по недропользованию по Центральному Федеральному округу, Министерство экологии и природопользования Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2023 года по делу N А41-57728/22 в удовлетворении требований отказано (т. 3 л.д. 47-51).
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "АРТЕМИДА - 2" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представители истца доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьихо лиц извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
ООО "Артемида-2" владеет Лицензией на пользование недрами МСК 05187 ТР, целевое назначение и виды работ: геологическое изучение, разведка и добыча формовочных песков на участке "Останкино", дата окончания действия лицензии 01.03.2039, зарегистрирована Департаментом по недропользованию по ЦФО (РОСНЕДРА) 26.02.2014 г. за N 3825/МСК05187ТР.
Лицензией предоставлено право на геологическое изучение, разведку и добычу песков формовочных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых на участке "Останкино", который расположен на расстоянии 2 км юго-западнее д. Царево, в 0,1 км и более к югу от д. Останкино Пушкинского района Московской области.
Лицензией и условиями предусмотрен срок отработки месторождения с 2015 года по февраль 2039 года включительно с обеспечением годового объема добычи полезного ископаемого - от 500 до 1000 тыс. куб. м. Площадь лицензионного участка составляет 78 га.
Площадь уточненного горного отвода месторождения формовочных и строительных песков "Останкино" составляет 76.2 га.
Уточненный горный отвод оформлен в установленном законом порядке после утверждения проекта разработки формовочных и строительных песков месторождения "Останкино" на участке недр в Пушкинском районе Московской области. Лицензионный участок располагается частично на землях, принадлежащих на праве собственности физическим лицам и частично на землях лесного фонда.
Часть лицензионного участка, расположенная на землях общей площадью 304800 кв. м (30.48 га), принадлежит на праве собственности физическим лицам и передана ООО "Артемида-2" в аренду.
Как указывает заявитель, часть лицензионного (лесного) участка, отнесена Приказом Рослесхоза N 668 от 28.06.2022 "Об отнесении лесов на территории Московскою учебно-опытною лесничества Московской области к зашитым лесам и установлении их границ" к категории зашитых лесов "ценные леса (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов)". 11.07.2022 Вх N 2801-17430 ООО "Артемида-2" обратилось в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением в соответствии с ч.1 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного (лесною) участка, проектируемой площадью 27.2241 га. расположенного в Пушкинском юродском округе Московской области, категория земель: земли лесного фонда, сроком до 01.03.2039 без проведения торгов в соотв. с пп.20 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ для проведения работ, связанных с пользованием недрами на основании Лицензии на пользование недрами МСК 05187 ТР.
Письмом исх N 18867/28-14 от 21.07.2022 Комитет лесного хозяйства МО отказал в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка под указанные цели на основании п.4 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ в отношении испрашиваемого земельного (лесного) участка.
Считая отказ Комитета лесного хозяйства МО незаконным и необоснованным, ООО "АРТЕМИДА - 2" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, признал требования необоснованными.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В силу статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 ЛК РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ). Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
Статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации установлен порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно части 4 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким основанием в частности является договор аренды. По общим правилам договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (подпункт 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Среди случаев, при которых допускается заключение договора аренды лесного участка без проведения торгов, взаимосвязанные положений нормы пункта 1 части 3 статьи 74 и статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривают использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.09.2017) "О недрах" (далее - Закон о недрах) пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (статья 11 Закона о недрах).
В соответствии с положениями статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Таким образом, как следует из системного толкования указанных норм права, по общему правилу согласно п. 2.2 ст. 30 ЗК РФ предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в аренду и без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
При этом согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 30.03.2018 N 305-ЭС18-3482 по делу N А41-32687/2017 лицо, которому ранее выдана лицензия на право пользования недрами на этом участке, не приобретает автоматически право пользования земельным участком на этом участке, поскольку пользователь недр, получивший горный отвод по результатам конкурсных процедур, либо в порядке переоформления лицензии на пользование участками недр (статья 17.1 Закона о недрах), имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией (статья 7 Закона о недрах), только после оформления арендных отношений.
Частью 1 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, а также для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 данного Кодекса.
В свою очередь, на основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.
В указанных целях допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации).
В защитных лесах выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5.1. статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации).
В части 4 статьи 12 ЛК РФ предусмотрено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
При этом частью 7 статьи 21 ЛК РФ предусмотрено, что Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защиты лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Согласно пунктам 2 и 2(1) (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 628-р) названного Перечня карьеры включены в перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов (помимо объектов, указанных в пункте 1 Перечня) и в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, и в нерестоохранных полосах лесов, за исключением особо защитных участков лесов.
Пунктом 2(1) распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 628-р) не предусмотрена возможность размещения карьера в защитных лесах, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в ценных лесах.
Действие указанного пункта распространяется на леса следующих категорий защитности - леса, расположенные в водоохранных зонах (п. 2 части 1 ст. 111 ЛК РФ) и ценные леса (п. 4 ст. 111 ЛК РФ) в части запретных полос лесов, расположенных вдоль водных объектов (п. 11 ч. 1 ст. 115 ЛК РФ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 111 ЛК РФ, пункта 1 части 1 статьи 114 ЛК РФ леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (леса, расположенные в границах соответствующих поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) относятся к категории защитности - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, указанной в пункте 3 части 1 статьи 111 ЛК РФ. Перечень, установленный пунктом 2(1) распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р является исчерпывающим (закрытым).
В связи с этим размещение карьера в защитных лесах, не относящихся к категориям, указанным в пункте 2(1) Перечня, противоречит лесному законодательству и несовместимо с их целевым назначением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 115 Лесного кодекса Российской Федерации в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.
Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется согласно предусмотренным ст. 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395- "О недрах" техническим проектам и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.04.2022 N 999-р утвержден перечень некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов далее - перечень). Пунктом "а" перечня предусмотрено, что в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов (леса, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки, выполняющие водорегулирующие функции), нерестоохранных полосах лесов (за исключением особо защитных участков лесов), при условии соблюдения требований, предусмотренных статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации
В соответствии с пунктом 8 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах").
В рассматриваемом случае заявитель, обладая лицензией на пользование недрами МСК 05187 ТР сроком действия 01.02.2039 с целевым назначением геологическое изучение, разведка и добыча формовочных песков на участке Останкино, обратился в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением о предоставлении в аренду спорного лесного участка без проведения торгов с целью геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых
Судом установлено, что Приказом Рослесхоза от 28.06.2022 N 668 "Об отнесении лесов на территории Московского учебно-опытного лесничества Московской области к защитным лесам и установлении их границ" (далее - приказ Рослесхоза) леса, расположенные в том числе на указанном в заявлении ООО "Артемида-2" земельном (лесном) участке, отнесены к ценным лесам (запретным полосам лесов, расположенным вдоль водных объектов).
В материалах дела также имеется письмо Министерство экологии и природопользования Московской области 08.09.2022 N 25ИСХ-32727 (л.д. 116 т. 2) где указано, что в соответствии с п. 51 перечня поручений Губернатора Московской области А.Ю. Воробьева "Перемены. То, что волнует людей" ограничена рубка лесных насаждений при добыче общераспространённых полезных ископаемых на землях лесного фонда.
В соответствии с Методическими рекомендациями рассмотрения вопросов по изменению границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах, на территории Московской области в целях дальнейшего использования земельных участков под размещение объект ' связанных с изучением, разведкой и добычей общераспространенных полезных ископаемых, утвержденными Решением Градостроительного совета Московской области от 23.11.2021, при принятии решений по вопросам необходимости и целесообразности изменения границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах, в целях дальнейшего использования земельных участков под размещение объектов, связанных с геологическим изучением недр, разведкой и добычей общераспространенных полезных ископаемых, Градостроительный совет Московской области рекомендует следующие требования к организациям- недропользователям (далее -предприятие), по инициативе которых предполагается осуществить изменение границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах: - штатная численность предприятий составляет 100 человек и более; - уровень добычи полезного ископаемого, установленный лицензией на пользование недрами, должен быть не менее 1 млн. м3 в год; - технический проект разработки участка недр предприятия должен предусматривать - поэтапную отработку и рекультивацию; - срок отработки и рекультивации каждого блока не должен превышать 5 лет; - к разработке каждого последующего блока недропользователь может приступить только после полной отработки и рекультивации предыдущего блока.
В конце письма от 08.09.2022 N 25исх-32727 Министерство экологии и природопользования Московской области указала на отрицательную позицию по вопросу предоставления в аренду ООО "Артемида-2" земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030417:22 для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (формовочных песков).
Доводы о наличии у ООО "АРТЕМИДА - 2" в силу положений подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, статьи 25.1 Закона Российской Федерации "О недрах", статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации безусловного права на предоставление лесных участков в аренду после получения лицензии на пользование недрами и оформления горного отвода основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О недрах" отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, т.е. в случае предоставления в аренду лесных участков - лесным законодательством, которое предусматривает определенные запреты и ограничения на использование лесных участков.
Следовательно, право владельца лицензии на пользование недрами требовать заключения с ним договора аренды лесного участка может быть ограничено нормами лесного законодательства.
Такие ограничения содержатся в части 5.1 статьи 21, части 5 статьи 102, части 2.1 статьи 107 Лесного кодекса Российской Федерации и Перечне объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. N 849-р.
Пункт 2 Перечня содержит прямой запрет на размещение карьеров в особо защитных участках лесов, выделенных в эксплуатационных лесах. Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2014 N АПЛ14-622, Правительство Российской Федерации, утвердив Перечень на основании полномочий, предусмотренных частью 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации и реализуя предписания федерального законодателя, конкретизировало положения Лесного кодекса Российской Федерации, сформировав Перечень и определив наименование объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, размещение которых в защитных лесах, а также в эксплуатационных и резервных лесах допускается нормами Лесного кодекса Российской Федерации.
Исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что отказ Комитета лесного хозяйства Московской области, оформленный письмом от 18867/28-14 от 21.07.2022 в предварительном согласовании предоставления земельного (лесного участка) является законным.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства в совокупности с фактическими обстоятельствами апелляционный суд приходит к выводу, что требования истца являются необоснованными.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2023 года по делу N А41-57728/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57728/2022
Истец: ООО "АРТЕМИДА - 2", Федерального агенство лесного хозайство
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства МО