г. Санкт-Петербург |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А56-100768/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Радченко А.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: Васильевой Я.А.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 10.05.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8535/2023) общества с ограниченной ответственностью "Компакт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2023 по делу N А56-100768/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компакт" к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компакт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконным уведомления N 05-26-24896/22-0-0 от 13.07.2022 об отказе в предоставлении земельного участка, не связанного со строительством, и об обязании Комитета заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, Владимирский пр-т, участок 1, (юго-восточнее дома 15, лит. Е по Левашовскому шоссе), с кадастровым номером 78:38:0011344:1234, площадью 8503 кв.м, для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны на срок три года.
Решением от 28.01.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не согласившись с оценкой доказательств, данной судом в решении.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал, представитель Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением (входящий от 18.05.2022 N 04-26- 24058/22-0-0) о предоставлении на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункта 10 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 03.06.2015 N 288-48 "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющиеся объектами недвижимости, для размещения которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов" в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, Владимирский прт, участок 1, (юго-восточнее дома 15, лит. Е по Левашовскому шоссе), с кадастровым номером 78:38:0011344:1234, площадью 8503 кв.м (далее - Участок), для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны на срок три года для целей.
Рассмотрев указанное заявление, Комитет уведомлением от 13.07.2022 N 05-26-24896/22-0-0 сообщил Обществу об отказе в предоставлении Участка в аренду на основании пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ, в связи с тем, что Участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В соответствии с приложением 4 к Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" испрашиваемый Участок частично расположен в границах планируемой улицы общегородского значения регулируемого движения.
Общество посредством электронного сообщения направило в Комитет свое несогласие с указанным решением, на что Комитет письмом от 08.08.2022 N 05-15-66218/22-0-1 со ссылкой на постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.2015 N800 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством" разъяснил Обществу принятое решение, указав, что пункт 10 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 03.06.2015 N 288-48 исключен, в связи с чем Участок может быть предоставлен в аренду для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн только по итогам аукционов на право заключения договора аренды земельного участка.
Обосновывая отказ, Комитет сослался на заключение КГА от 22.06.2022 N 01-47-5-21718/22.
Общество, не согласившись с отказом в предоставлении Участка в аренду, оспорило его в судебном порядке.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2022, придание нормативному правовому акту обратной силы допускается только в случаях, когда это прямо предусмотрено в самом акте и не ухудшает положение участника гражданского оборота.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, комитет сослался на положения Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 387-74 "О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющиеся объектами недвижимости, для размещения которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов", распространив на спорные отношения нормы закона, еще не вступившего в силу на день обращения заявителя. Земельное законодательство не содержит положений о действии во времени норм этого законодательства, в связи с чем действует общий принцип права, согласно которому применение закона с обратной силой может иметь место только в исключительных случаях и такое применение допускается только в силу прямого указания закона.
Данный принцип реализован в пункте 1 статьи 4 ГК РФ, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится лишь к прерогативе законодателя, который, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений.
Обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида.
В данном случае, в результате применения закона с обратной силой в отношениях между публично-правовым образованием и частным лицом положение частного лица не улучшается, а ухудшается, то есть обратная сила придается не в интересах этого лица, а в интересах публично-правового образования, заинтересованного в получении платы за размещение объекта на земельном участке.
Для отказа в предоставлении земельного участка по основанию, предусмотренному подпунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).
Заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка не в собственность и не для строительства капитального объекта. По условиям типового договора, заключаемого КИО на основании подобных заявлений о предоставлении земельного участка на праве аренды не для строительства, разработанного и утвержденного КИО, такие договоры расторгаются по требованию арендодателя в случае предоставления земельного участка для строительства. О возможности заключения договора аренды до начала строительства указано в письме Комитета по развитию транспортной инфраструктуры и развития от 03.06.2022 01-15-7201/22-0-1.
Таким образом, земельный участок может быть предоставлен в аренду и в случае утвержденных документов территориального планирования, которые предусматривают размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, до момента начала реализации проекта в отношении таких объектов. В настоящее время реализация проектов не начата и момент реализации не определен.
Земельный участок, в отношении которого подано заявление, имеет вид разрешенного использования улично-дорожная сеть код 12.0.1., этот вид является основным видом разрешенного использования в соответствии с действующим градостроительным регламентом. В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом от 10.11.2020 N П/0412 Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, размещение объектов улично-дорожной сети предусматривает строительство следующих объектов:
- автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры;
- размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.1, 4.9, 7.2.3, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств.
В соответствии с п.8.2.7 СП 396.1325800.2018 "Улицы и дороги населенных пунктов Правила градостроительного проектирования" на улицах, дорогах согласно табл.8.1, на проездах допускается предусматривать парковки в виде обособленных площадок, примыкающих к проезжей части (в том числе с устройством карманов).
В письме N 0Б-16609-3116/22-0-1 от 02.09.2022 Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга указал, что считает утратившей силу информацию, указанную в п. 10 заключения от 22.06.2022 N 01-47-5-21718/22: "В соответствии с приложением 4 к Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" рассматриваемый земельный участок частично расположен в границах планируемой улицы общегородского значения регулируемого движения", в связи с тем, что в настоящее время на территории, в границах которой расположен Участок, не установлена функциональная зона "У" - зона городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения с включением объектов инженерной инфраструктуры.
Согласно нормам Земельного Кодекса использование земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливаются градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально. Градостроительный регламент определяет основу правового режима отдельных земельных участков.
В силу пункта 3 ст. 85 ГрК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга в письме N 01-15-7201/22-0-1 от 03.06.2022, направленном в порядке взаимодействия, предусмотренного постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 800, сообщил, что считает возможным предоставление земельного участка в аренду при условии закрепления в договоре аренды земельного участка обязательства арендатора об освобождении занимаемой территории, при получении уведомления о начале проектно-изыскательских или строительно-монтажных работ в районе испрашиваемого земельного участка.
В соответствии со ст. ст.65, 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
С учетом установленных апелляционным судом обстоятельств Комитет документально не подтвердил наличие оснований для отказа в предоставлении земельного участка на срок не более трех лет.
Обстоятельств, препятствующих заключению договора, апелляционным судом не установлено.
При этом апелляционный суд ошибочно удовлетворил ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела письма КГА от 02.09.2022, поскольку данный документ имеется в материалах дела (л.д. 49).
Пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ содержит требование в случае признания оспариваемого акта недействительным указать на обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя. Способ устранения нарушения определяется арбитражным судом.
В соответствии с п. 3.3.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 800 Комитет обязан в 30-дневный срок с даты поступления заявления осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, его подписание и направление проекта указанного договора для подписания заявителю. Заключение договора в качестве устранения нарушений прав заявителя без согласования его условий не соответствует установленному действующим законодательством порядку заключения договоров в судебном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2023 по делу N А56-100768/2022 отменить.
Признать уведомление N 05-26-26034/22-0-0 от 21.07.2022 Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении земельного участка, не связанного со строительством, незаконным как противоречащее ст. 39.16 ЗК РФ.
Обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в установленный срок направить обществу с ограниченной ответственностью "Компакт" проект договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, город Сестрорецк, Владимирский проспект, участок 1, (юго-восточнее дома 15, литера Е по Левашовскому шоссе), кадастровый номер 78:38:0011344:1234, площадью 8503 кв.м, для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны на срок три года.
Взыскать с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Компакт" 3000,00 руб. расходов по государственной пошлине по заявлению, 1500,00 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Компакт" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500,00 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
А.В. Радченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-100768/2022
Истец: ООО "КОМПАКТ"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА