г. Севастополь |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А84-6553/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.05.2023 г.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Баукиной Е.А.,
судей Зарубина А.В., Мунтян О.И.,
при ведении протокола, аудиозаписи секретарем судебного заседания Гутник Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.02.2023,
принятое по иску Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1042304949752, ИНН 2309089375, 350063, г. Краснодар, Красная улица, дом 19)
к государственному унитарному предприятию города Севастополя "Водоканал" (ОГРН 1149204066307, ИНН 9204507194, 299011, г. Севастополь ул. Адмирала Октябрьского д. 4)
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчка: Правительства Севастополя (ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231, ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231, 299011, город Севастополь, улица Ленина, дом 2), государственного казенного учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" (299053, город Севастополь, улица Вакуленчука, здание 33-В, Офис 204, ОГРН 1149204015058, ИНН: 9204007681), департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя (ОГРН 1149204003740, ИНН 9203000669, 299001, город Севастополь, Ластовая площадь, дом 3), департамента городского хозяйства города Севастополя (299011, город Севастополь, Ленина улица, дом 2, ОГРН 1149204009932, ИНН 9204005268),
в присутствии: от Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - представителя Ульянкиной Юлии Викторовны по доверенности от 04.08.2022 N РМ-11-14161, от государственного унитарного предприятия города Севастополя "Водоканал" - представителей Немира Юлии Борисовны по доверенности от 16.01.2023 N 1/2-510, Зайцевой Елены Александровны по доверенности от 10.01.2023 N 1/2-51, от Правительства Севастополя представителей Малашта Алексея Викторовича по доверенности от 29.09.2022 N 8780/01-01-02.1-21/02/22, Луцива Игоря Николаевича по доверенности от 29.07.2022 N 6880/01-01-02.1-22/02/22, от департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя представителя Куку Арслана Тимуровича по доверенности от 09.01.2023 N 2,
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось (далее - Росприроднадзор) в Арбитражный суд города Севастополя к государственному унитарному предприятию Севастополя "Водоканал" (далее - ГУПС "Водоканал") с иском, уменьшенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 639343605,91 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены: Правительство Севастополя, государственное казенное учреждение города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства", департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя, департамент городского хозяйства города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.02.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда от 27.02.2023, Росприроднадзор обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Апеллянт указывает, что на отчетный период 2020 года у ГУПС "Водоканал" отсутствовали какие-либо действующие разрешительные документы на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, которые предусмотрены пунктом 12 постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду"). Следовательно, плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты по объекту негативного воздействия I категории при отсутствии действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие и применяется коэффициент Кпр, равный 100. Данная позиция изложена и в письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 17.03.2021 N 19-50/3222-ОГ. Необоснованно применен коэффициент пересчета ставки платы по взвешенным веществам (Кп), равный 0,3. Необоснованно отказано в признании некорректным применения ГУПС "Водоканал" коэффициента 0,5 при расчете платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты раздела 2 Декларации и на период отсутствия действующей декларации НВОС. Расчет предоставляется ГУПС "Водоканал" за полный 2020 год, а срок действия предоставленной декларации о воздействии на окружающую среду по 4 объекту негативного воздействия от 30.08.2020 N 1 начал исчисляться только с 31.08.2020. Указанная Декларация представлена в Росприроднадзор ГУПС "Водоканал" 31.08.2020. До дня представления декларации о воздействии на окружающую среду 31.08.2020 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение ГУПС "Водоканал" не утверждались. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) не является санкцией, подлежит исчислению и оплате независимо от вина водопользователя. Плата за НВОС поступает в доход федерального бюджета, и при её исчислении и оплате в меньшем размере, федеральный бюджет лишается дохода в значительной части.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019 апелляционная жалоба принята к производству.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУПС "Водоканал" возразило против ее удовлетворения, указало, что коэффициенты и расчеты, которые им применены при внесении платы за негативное воздействие, верны и корректны, тогда как применение истцом повышающего коэффициента является мерой воздействия на ГУПС "Водоканал" (санкцией) при отсутствии вины самого предприятия. Ответчик ссылается, что во исполнение требований природоохранного законодательства с целью сброса сточных вод в акваторию Черного моря с КОС N 1 "Южные" ГУПС "Водоканал" в 2016 году было получено решение Севприроднадзора со сроком водопользования с 02.02.2016 по 02.02.2019. До истечения срока действия вышеуказанного решения 31.01.2019 ГУПС "Водоканал" подало в Севприроднадзор документы для получения нового решения. Севприроднадзор отказал в предоставлении водного объекта в пользование. ГУПС "Водоканал" является только эксплуатирующим предприятием, собственником имущества (КОС) является город Севастополь в лице Правительства Севастополя. С момента приема в эксплуатацию и по настоящее время ГУПС "Водоканал" эксплуатирует КОС N1 "Южные" как сооружения только механической очистки. При этом, ГУПС "Водоканал" 25 раз обращался в Севприроднадзор, 24 раза в адрес ответчика поступали решения об отказе на основании того, что КОС N 1 "Южные" сбрасывают сточные воды, не подвергшиеся санитарной очистке, работают в режиме механической очистки, а полная биологическая очистка отсутствует. Мероприятие по проектированию и строительству канализационных очистных сооружений N 1 "Южные" с полной биологической очисткой предусмотрено в рамках Федеральной целевой программы "Социально- экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790. При этом с целью соблюдения статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации в части, касающейся не допущения сброса сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, ГУПС "Водоканал" в ходе выполнения производственной программы 2020 года за собственные средства выполнило строительство хлораторной, в которой предусмотрена система обеззараживания сточных вод, прошедших очистку на КОС N 1, обеззараживание сточных вод осуществляется посредством гипохлорита натрия. Отказ Севприроднадзора в предоставлении водного объекта в пользование повлек за собой невозможность для предприятия разработать и утвердить в установленном законодательством порядке проект нормативов допустимых сбросов, и в последующем получить разрешение на сброс. В неполучении решений на сброс загрязняющих веществ в водные объекты по КОС N 1 "Южные" отсутствует вина ГУПС "Водоканал". Причиной не выдачи Севприроднадзором решения является отсутствие в городе Севастополе очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод до допустимого нормативного уровня, при том, что в обязанности Предприятия не входит создание таких очистных сооружений; этот вопрос находится вне контроля ГУПС "Водоканал".
В отзыве на апелляционную жалобу Правительство Севастополя указало, что начисление истцом платы за сброс загрязняющих веществ по объекту "Канализационные очистные сооружения N 1 "Южные"" с повышающим коэффициентом 100 является необоснованным, поскольку законодательство Российской Федерации устанавливает повышающий коэффициент при расчете платы за сброс загрязняющих веществ с целью побуждения юридических лиц провести соответствующие мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и представить необходимые разрешительные документы (именно в случае их не проведения и непредставления, взимается более высокая плата). ГУПС "Водоканал" объективно не имел возможности в спорный период предоставить в Росприроднадзор необходимые разрешительные документы, так как проектирование и строительство канализационных очистных сооружений N 1 "Южные" с полной биологической очисткой, предусмотренное Федеральной целевой программой "Социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790, еще не завершено. Собственником этих сооружений будет город Севастополь.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент городского хозяйства города Севастополя указал, что ГУПС "Водоканал" сделало все, что от него зависит для соблюдения требований экологического законодательства. ГУПС "Водоканал" эксплуатируя, имеющиеся очистные сооружения, осознавало, что для исключения любого негативного воздействия окружающей среде требуется прекратить водоотведение и сброс сточных вод 80% населения города Севастополя в полном объеме. Это привело бы к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в городе. ГУПС "Водоканал" за собственные средства с целью обеззараживания стоков построило хлораторную, в которой предусмотрена система обеззараживания сточных вод, прошедших очистку на КОС N 1. Обеззараживание сточных вод осуществляется посредством гипохлорита натрия.
Государственное казенное учреждение города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства", департамент городского хозяйства города Севастополя, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 11.05.2023 представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей вышеуказанных лиц.
В судебном заседании представитель истца просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Представители ответчика и третьих лиц, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзывах на нее. Представитель Севприроднадзора устно дал пояснения по доводам Росприроднадзора и ГУПС "Водоканал". До истечения срока действия решения о предоставлении водного объекта в пользование 31.01.2019 ГУПС "Водоканал" в соответствии с Приказом Минприроды N 20 от 21.01.2013 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование" направило в Севприроднадзор заявление с документами для получения нового решения по предоставлению водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод с КОС N 1 "Южные". Севприроднадзор принял решение отказать в предоставлении водного объекта в пользование ГУПС "Водоканал", руководствуясь пунктами 11, 22 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 (далее - Правила N 844), так как КОС N l "Южные" сбрасывают сточные воды, не подвергшиеся санитарной биологической очистке, в сведениях о качестве сточных вод наблюдается превышение нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, установленных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552. С 21.01.2022 вступили в силу новые Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2022 N 18 (далее - Правила N 18), в которых в перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод, не предусмотрено наличие сведений, характеризующих показатели качества сброса. В январе 2022 года Севприроднадзором было предоставлено ГУПС "Водоканал" право пользование водным объектом на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 28.01.2022 N GO-21. 01.00.003-М-РСБХ-С-2022-00292/00 с целью сброса сточных вод с КОС "Южные" сроком до 31.12.2023.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ГУПС "Водоканал" через "Личный кабинет природопользователя" 02.03.2021 в Росприроднадзор предоставлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (на бумажном носителе представлена 09.03.2021).
Росприроднадзором на основании пункта 4 Правил исчисления и взимания платы за негативное, воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255), Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" и Положения о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденному приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 N 476 ГУПС "Водоканал" было выставлено требование от 28.06.2021 N 10-26/11/21 о представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год; предоставлении копий разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ или копии комплексного экологического разрешения для объекта негативного воздействия код 35-0291-004076-П (I категория); копию документа об отнесении централизованной системы водоотведения ГУПС "Водоканал" к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов; копии данных учета в области обращения с отходами за 2020 год.
Росприроднадзором в период с 14.07.2021 по 10.08.2021 был проведен контроль исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду ГУПС "Водоканал" в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
По результатам контроля Росприроднадзором составлен акт от 10.08.2021 (т. 1, л.д. 22-30), согласно которому выявлены следующие нарушения:
- расчет суммы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты по объекту негативного воздействия I категории произведен в пределах нормативов допустимых сбросов (НДС)/технологических нормативов (TH) со ссылкой на указанный в строке "разрешительные документы" отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (отчет ПЭК) от 11.01.2021 N 1 Срок действия с 01.01.2020 по 31.12.2020. Некорректно применён_коэффициент пересчета ставки платы по взвешенным веществам (Кп), равный 0,3.
- Некорректно применен стимулирующий коэффициент при расчете суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты Раздела 2 Декларации, Кво, равный 0,5.
- Некорректно произведен расчет суммы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты Раздела 2 Декларации на период отсутствия действующей разрешительной документации (с начала отчетного периода и до дня предоставления Декларации HBOC).
Росприроднадзором ГУПС "Водоканал" выставлено требование от 06.09.2021 N 10-25/09/21 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 721999096,46 рублей.
Поскольку требование было оставлено ГУПС "Водоканал" без исполнения, после истечения срока установленного требованием Росприроднадзор обратился в арбитражный суд с настоящим иском, уменьшив в порядке статьи 49 АПК РФ размер подлежащей взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду до суммы 639343605,91 рублей.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил добросовестного поведения ГУПС "Водоканал", направленного на получение разрешительных документов, и невозможность их получения по причинам, не зависящим от предприятия.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив доводы апеллянта, возражения на нее, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции от 27.02.2023, учитывая следующее.
В соответствии со статьей 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) оплата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, суммирования полученных величин.
В соответствии с частью 1 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника.
В соответствии с частью 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Согласной части 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 вышеназванного Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
Порядком предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным Приказом Минприроды России N 3 от 09.01.2017 (далее - Порядок N 3), установлены правила представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату в соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы.
Пунктом 37 Правил N 255 установлено, что контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
ГУПС "Водоканал" 02.03.2021 предоставлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Росприроднадзор в период с 14.07.2021 по 10.08.2021 провел контроль исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду ГУПС "Водоканал" в представленной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Спорными в данном деле являются вопросы: о законности применения надзорным органом повышающего коэффициента Кпр, равного 100 за сверхлимитное воздействие (в связи с отсутствием у ГУПС "Водоканал" в отчетный период каких-либо разрешительных документов, предусмотренных пунктом 12 Правил N 255, на сброс загрязняющих веществ в водный объект); законности неприменения надзорным органом коэффициента пересчета платы по взвешенным веществам Кп, равного 0,3 (столбец 13 раздела 2 Декларации) и неприменения при расчете суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты раздела 2 Декларации, Кво, равного 0,5 (со ссылкой на получение ГУПС "Водоканал" декларации о воздействии на окружающую среду по объекту негативного воздействия только 30.08.2020 со сроком начала её действия и предоставления этой декларации в Росприроднадзор 31.08.2020, тогда как ГУПС "Водоканал" в целях применения понижающих коэффициентов в расчете суммы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за отчетный период 2020 год должно было предоставить такую декларацию до 01.01.2020).
В соответствии с частью 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются коэффициенты, установленные вышеназванной статьей.
Согласно абзацу 8 части 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам платы применяются дополнительные коэффициенты: коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу.
Одним из объектов доначислений со стороны истца являются Канализационные очистные сооружения (КОС) N 1 "Южные", на которые приходятся порядка 80% сточных вод. При этом, ГУПС "Водоканал" является только эксплуатирующим предприятием, собственником имущества (КОС) является город Севастополь в лице Правительства Севастополя.
КОС N 1 "Южные" является объектом I категории в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам 1, II, III и IV категорий".
В соответствии с Законом N 7-ФЗ ГУПС "Водоканал" обязано получить для КОС N 1 "Южные" комплексное экологическое разрешение (далее - КЭР), в состав которого входят нормативы допустимых сбросов (далее - НДС), или же разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, которое устанавливает перечень и количество загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу.
Такое разрешение, в соответствии с административным регламентом Росприроднадзора, может быть получено только после утверждения проекта НДС, а также после получения ГУПС "Водоканал" решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее - Решение).
ГУПС "Водоканал" в 2016 году было получено Решение N 00-00.00.00.000-М-РСБХ-С-2016-00011/00 со сроком водопользования с 02.02.2016 по 02.02.2019.
ГУПС "Водоканал" в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование 31.01.2019 направило в Севприроднадзор заявление с документами для получения нового Решения по предоставлению водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод с КОС N 1 "Южные".
Севприроднадзор отказал в предоставлении водного объекта в пользование ГУПС "Водоканал", руководствуясь пунктами 11, 22 Правил N 844, так как КОС N l "Южные" сбрасывают сточные воды, не подвергшиеся санитарной биологической очистке, в сведениях о качестве сточных вод наблюдается превышение нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, установленных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552.
При этом, с целью соблюдения требований статьи 60 Водного кодекса РФ по не допущению сброса сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, ГУПС "Водоканал" в ходе выполнения производственной программы 2020 года за собственные средства построило хлораторную, в которой предусмотрена система обеззараживания сточных вод, прошедших очистку на КОС N 1. Обеззараживание сточных вод осуществляется посредством гипохлорита натрия.
В рамках соблюдения требований природоохранного законодательства, с целью получения решений на пользование водным объектом в части сброса сточных вод ГУПС "Водоканал" неоднократно обращался в Севприроднадзор.
Департаментом природных ресурсов и экологии города Севастополя было выдано ГУПС "Водоканал" решение 28.01.2022 о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод N 92- 21.01.00.002-Р-РСБХ-С-2022-05059/00.
Длительный отказ Севприроднадзора в предоставлении водного объекта в пользование повлек за собой невозможность для предприятия разработать и утвердить в установленном законодательством порядке проект нормативов допустимых сбросов, и в последующем получить разрешение на сброс.
Судом установлено, что ГУПС "Водоканал" не получало в соответствующий период разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты по причине отсутствия в городе Севастополе очистных сооружений с полной биологической очисткой до допустимого нормативного уровня.
Проектирование и строительство канализационных очистных сооружений N 1 "Южные" с полной биологической очисткой предусмотренны Федеральной целевой программой "Социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790, финансируется из федерального бюджета, и еще не завершено. Собственником этих сооружений будет город Севастополь.
Поскольку в Правилах N 18 в перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод, не предусмотрено наличие сведений, характеризующих показатели качества сброса, в январе 2022 года ГУПС "Водоканал" Севприроднадзором было выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование от 28.01.2022 N GO-21. 01.00.003-М-РСБХ-С-2022-00292/00 с целью сброса сточных вод с КОС "Южные" сроком до 31.12.2023.
В данном случае применение Росприроднадзором повышающего коэффициента 100 является мерой воздействия на природопользователя с целью побуждения юридических лиц провести соответствующие мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и представить необходимые разрешительные документы.
ГУПС "Водоканал" в период с 2019 года до 2021 года, действовало разумно и осмотрительно, предпринимало все зависящие от него меры с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду результатов своей хозяйственной деятельности на объекте I категории КОС N 1 "Южные".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 22.12.2015 N 2987-О, в сфере публичной юридической ответственности принципы справедливости, соразмерности наказания и гуманизма в совокупности с требованием полноты и обоснованности судебных актов обязывают суды при вынесении соответствующих решений принимать во внимание широкий спектр фактических обстоятельств, к каковым во всяком случае относятся обстоятельства, которые могут свидетельствовать о вине или невиновности этого лица.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" установлено, что в соответствии со статьей 16 Закона N7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным; формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются данным Федеральным законом, иными федеральными законами (пункт 1); к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления (пункт 2); порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3); внесение платы, определенной пунктом 1 данной статьи, не освобождает субъекты хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (пункт 4).
Правительство Российской Федерации, как следует из статей 57, 71 (пункт "з"), 75 (часть 3) и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 114 и 115, вправе участвовать в регулировании таких обязательных публично-правовых платежей, если эти платежи допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего на Правительство Российской Федерации определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления (Определение от 10 декабря 2002 года N 284-0, постановления от 28 февраля 2006 года N 2-П и от 14 мая 2009 года N 8- П).
При этом принципиально важным является соблюдение требования определенности соответствующего правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, которое, будучи одним из принципов правового государства, каковым является Российская Федерация (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации), призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 10.12.2002 N 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 05.03.2013 N 5-П, впредь до внесения в правовое регулирование необходимых изменений пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, если с ее стороны не было допущено злоупотреблений, связанных с определением соответствующих лимитов на размещение отходов.
Данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации может быть распространена и на случаи осуществления специализированными организациями иных помимо размещения отходов производства и потребления видов негативного воздействия на окружающую среду (Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 N 2987-О).
Анализируя правовую природу экологических платежей, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 09.03.2013 N 5-П пришел к следующим выводам: конституционно-правовую основу так называемых экологических платежей составляет прежде всего статья 58 Конституции Российской Федерации в ее взаимосвязи со статьей 57 Конституции Российской Федерации, поскольку их установление имеет целью обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и, следовательно, преследует не столько фискальный интерес государства в наполнении казны, сколько общий интерес в сохранении природы и обеспечении экологической безопасности; как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, эти платежи являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия; они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Поскольку установление платы за негативное воздействие на окружающую среду определенным образом ограничивает право каждого на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1, Конституции Российской Федерации), гарантированное в том числе лицам, которые осуществляют хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, принцип равенства перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) применительно к указанным лицам означает равный подход при возложении на них бремени общественных расходов, несение которого не должно сопровождаться взиманием непропорционально высоких и, следовательно, уменьшающих пространство их экономической свободы публично-правовых платежей (статья 8, часть 1; статья 34, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Вывод о неприменении повышающего коэффициента к добросовестному природопользователю согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.04.2021 N 310-ЭС21-2390 по делу N А83-3255/2018, согласно которой повышающий коэффициент не может быть применен к добросовестным природопользователям, принимающим меры к получению указанного разрешения и имеющих соответствующее разрешение в предыдущем периоде.
Согласно Уставу ГУПС "Водоканал" к целям деятельности Предприятия относится удовлетворение общественных потребностей в услугах водоснабжения и водоотведения абонентам Предприятия, находящимся в г. Севастополе.
Тарифы на оказываемые услуги подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", тарифы на водоотведение ГУПС "Водоканал" включают в себя только эксплуатационные расходы на реализацию предприятием производственной программы.
У ГУПС "Водоканал" в эксплуатации находится только то имущество, которое в свое время было передано ему на праве хозяйственного ведения собственником (г. Севастополь), и в составе данного имущества очистные сооружения, обеспечивающие нормативную очистку сточных вод и обеззараживание, отсутствуют.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа в том числе относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Мероприятия по проектированию и строительству канализационных очистных сооружений N 1 "Южные" с полной биологической очисткой предусмотрены в рамках Федеральной целевой программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N790.
В настоящее время, между ГКУ города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства", которое является государственным заказчиком, и ООО "Региональная строительная компания" заключен государственный контракт от 17.09.2020 N 4-СМР/2020 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Проектирование и строительство канализационных очистных сооружений "Южные" г. Севастополя. Срок выполнения работ - 30.11.2024.
Согласно пояснениям Севприроднадзора, негативное воздействие ГУПС "Водоканал" на окружающую среду в 2016-2018 годах, а также в 2022 году ничем не отличается от негативного воздействия на окружающую среду в 2020 году.
Одни и те же действующие очистные сооружения эксплуатируются ответчиком в проектных параметрах на протяжении всего периода времени. Обеззараживание сточных вод осуществляется в построенной ГУПС "Водоканал" хлораторной посредством гипохлорита натрия.
Суд апелляционной инстанции на основании вышеизложенного отклоняет доводы апеллянта, что единственным условием применения повышающего коэффициента 100 является отсутствие разрешительной документации, поскольку применение повышающего коэффициента предполагает недобросовестное поведение природопользователя, уклоняющегося от получения необходимых разрешительных документов, представляет собой меру ответственности за подобное недобросовестное поведение (правовая позиция.
изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 310-ЭС22-5386 от 05.05.2022).
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание добросовестное поведение ГУПС "Водоканал", не уклонявшегося от получения разрешительных документов, а наоборот, последовательно осуществлявшего комплекс мер, направленных на их получение, невозможность их получения по причинам, не зависящим от предприятия, повышающий коэффициент Кпр, равный 100, в рассматриваемом случае не может быть применен к УПС "Водоканал".
Суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции, что ответчиком правомерно задекларирована сумма без учета повышающего коэффициента Кпр 100; верно исчислена и оплачена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 20008655,52 рублей.
Требование истца о некорректном применении коэффициента пересчета ставки платы по взвешенным веществам (Кп), равного 0,3, при расчете суммы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты по объекту негативного воздействия I категории, суд находит не подлежащим удовлетворению, исходя из нижеследующего.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.20l6 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", ставка платы за сбросы взвешенных веществ применяется с использованием коэффициента, определяемого как величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ.
В соответствии со справкой о фоновых показателях, которая была выдана ГУПС "Водоканал" СО ФГБУ "ГОИН", фоновое значение показателя взвешенных веществ в воде водного объекта составляет 2,6 мг/дм.
Таким образом, при определении суммы платы должен учитываться коэффициент перерасчета ставки платы по взвешенным веществам (Кп), который составляет 1/(2,6+0,75)=0,3.
Кроме того, в табличном расчете Росприроднадзора указан коэффициент 0,3, однако, не арифметически он не применяется. Довод истца (апеллянта) о том, что коэффициент указан в таблице для наглядности, суд находит не состоятельным.
Относительно расчетов суммы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты II категории.
Требование истца о некорректном расчете суммы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты Раздела 2 Декларации на период отсутствия действующей разрешительной документации (с начала отчетного периода и до дня предоставления Декларации HBOC) по объектам МЛ-0292- 001038-П (II категория), МЛ-0292- 00 1040-П (II категория), 67-0292-001039-П (II категория), 67-0292-00103 7-П (II категория), 67-0292-001069-П (II категория), МЛ-0292-001068-П (II категория), 67-0292-001070-П (II категория), 67-0292-001034-П (II категория), 67-0292-001067-П (II категория 6792-001036-П (II категория), МЛ-0292-001035-П (II категория), суд считает необоснованным исходя из следующего.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду ГУПС "Водоканал" выполнен в информационной системе Роспироднвдзора в "Личном кабинете природопользователя", то есть - информационной системе, являющейся специализированной по подготовке и сдаче отчетности в сфере охраны окружающей среды.
Требование о формировании Декларации путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых Росприроднадзором, содержится в Приказе Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899".
Расчет платы за HBOC выполнен ГУПС "Водоканал" в соответствии с Инструкцией по формированию декларации о плате за HBOC, размещенной в "Личном кабинете природопользователя".
В соответствии с Инструкцией, ГУПС "Водоканал" внесены достоверные данные о разрешительном документе, в соответствии с которым производится расчет платы, а именно внесены данные о Декларациях о воздействии на окружающую среду, которые были поданы в Главное управление природных ресурсов и экологии 31.08.2020.
Также в соответствии с Инструкцией внесены данные для расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе "загрязняющее вещество", "установленный сброс", "фактический сброс", "коэффициенты".
Показатели в "Личном кабинете природопользователя" рассчитывается автоматически в полях "Фактический сброс загрязняющего вещества в водные объекты (тонн) в т.ч. НДС, ТН", "Фактический сброс загрязняющего вещества в водные объекты (тонн) в пределах ВРС", "Фактический сброс загрязняющего вещества в водные объекты (тонн) сверх ВРС, НДС, ТН", "Ставка платы (руб./тонна)", сумма платы в полях "Сумма платы за НДС, ТН", "Сумма платы за ВРС", "Сумма платы сверх ВРС, НДС, ТН", "Сумма платы всего".
Таким образом, фактический сброс и сумма платы за HBOC была автоматически рассчитана системой Росприроднадзора.
Поскольку отчетным периодом по предоставлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду является весь 2020 год (не месяц, не квартал и не полгода), и по состоянию на 31.12.2020 у ГУПС "Водоканал" имелась декларация о воздействии на окружающую среду от 30.08.2020, действующая с 31.08.2020, автоматическая система Росприроднадзора производит расчет платы за HBOC за год, а не помесячно или поквартально.
Законодательством Российской Федерации не установлены требования о предоставлении декларации 1 января отчетного периода. Соответственно, само по себе предоставление такой Декларации в отчетном периоде свидетельствует о наличии необходимых документов для проведения расчетов за календарный год в целом.
Доказательства наличия возможности у ответчика заполнить Декларацию иным образом, истцом не представлены.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Поскольку Росприроднадзор в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, с учетом пункта 14 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.02.2023 по делу N А84-6553/2021 оставить без изменения; апелляционную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-6553/2021
Истец: ОСП ЮЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ГУП города Севастополя "Водоканал"
Третье лицо: Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя, Правительство Севастополя, государственное казённое учреждение города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства", Департамент городского хозяйства города Севастополя
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3951/2023
18.05.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1319/2023
18.05.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1319/2023
27.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-6553/2021