город Ростов-на-Дону |
|
19 мая 2023 г. |
дело N А32-53565/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.02.2023 по делу N А32-53565/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амана"
к Новороссийской таможне
при участии третьего лица Северо-Кавказского таможенного управления
о взыскании,
при участии:
от Новороссийской таможни посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": представители Дудорова О.В. от 11.01.2023, Щербина О.А. по доверенности от 11.08.2021,
от Северо-Кавказского таможенного управления посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": представитель Гавриш Е.О. по доверенности от 21.12.2022,
от общества с ограниченной ответственностью "Амана" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел":
представитель Алиев М.А. по доверенности от 10.03.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Амана" (далее - заявитель, общество, ООО "Амана") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о взыскании процентов в размере 855 336 руб. (с учетом уточнений, заявленных в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2023 взысканы с Новороссийской таможни в пользу ООО "Амана" проценты за нарушение срока возврата сумм излишне взысканных таможенных платежей в размере 855 336 руб., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 20 107 руб.
Решение суда мотивировано тем, что в рассматриваемом случае право юридического лица на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных неисполнением таможенным органом своей обязанности по возврату излишне взысканных таможенных платежей. Поскольку судебным актом, вступившим в законную силу, подтвержден факт незаконного излишнего взыскания таможенных платежей, суд первой инстанции пришел к выводу, что проценты при осуществлении их возврата в соответствии со статьей 67 Федерального закона N 289-ФЗ, подлежат начислению на сумму излишне взысканных таможенных платежей со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение суда отменить в части взыскания процентов в размере 393 290, 52 руб. и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Амана" требований в части взыскания процентов в размере 393 290, 52 руб.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что проценты следует рассчитывать с 09.09.2021, после истечения срока рассмотрения заявления на возврат излишне уплаченных сумм. Кроме того, таможенные платежи в принудительном порядке в соответствии с главой 18 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не взыскивались.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Амана" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Северо-Кавказское таможенное управление в своем отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить, апелляционную жалобу Новороссийской таможни - удовлетворить.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали занимаемые правовые позиции по рассматриваемому спору.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в рамках дела N А32-42983/2021 ООО "Амана" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10317110/300718/0019172, оформленного письмом от 10.08.2021, об обязании Новороссийской таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Амана" путем возврата излишне взысканных таможенных платежей в размере 4 064 916, 38 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2022 по делу N А32-42983/2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022, признано недействительным решение Новороссийской таможни об отказе во внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10317110/300718/0019172, оформленное письмом от 10.08.2021. Суд обязал Новороссийскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Амана" путем возврата излишне взысканных таможенных платежей в размере 4 064 916,38 руб.
ООО "Амана" на основании указанного судебного акта получен исполнительный лист.
Новороссийской таможней 10.10.2022 осуществлен возврат излишне взысканных таможенных платежей в сумме 4 064 916,38 руб., что подтверждается выпиской по счету общества.
Поскольку денежные средства возвращены таможенным органом без процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1340 "О применении с 1 января 2016 года ключевой ставки Банка России" устанавливается, что к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 года вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 11 статьи 67 Федерального закона N 289-ФЗ (в редакции от 02.07.2021) в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, подлежат выплате проценты на сумму таких излишне взысканных платежей. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания платежей, указанных в части 12 настоящей статьи, по день фактического возврата (зачета) в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Для исчисления процентов применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в период, за который начисляются проценты.
Факт самостоятельного исполнения декларантом решения о корректировке таможенной стоимости в целях выпуска товара не является основанием для оценки таможенных платежей как излишне уплаченных.
Общество, самостоятельно перечисляя денежные средства в счет уплаты таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, будучи несогласным с этим решением и обжалуя его в суд, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате таможенных платежей.
Указанный подход отражен в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 03.12.2012 по делу N А53-8736/2012 (Определением ВАС РФ от 27.12.2012 N ВАС-17340/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления).
Суд первой инстанции, учитывая, что указанным ранее судебным актом, вступившим в законную силу, подтвержден факт незаконного излишнего взыскания таможенных платежей, пришел к правомерному выводу о том, что проценты при осуществлении их возврата в соответствии со статьей 67 Федерального закона N 289-ФЗ подлежат начислению на сумму излишне взысканных таможенных платежей со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
В данном случае, как правильно указал суд первой инстанции, право юридического лица на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных неисполнением таможенным органом своей обязанности по возврату излишне взысканных таможенных платежей.
Судом первой инстанции проверен представленный обществом расчет процентов и признан арифметически и методологическим правильным. Контр расчет процентов суду первой инстанции представлен не был.
Довод апелляционной жалобы таможни, не заявленный в суде первой инстанции, о том, что проценты следует рассчитать с 09.09.2021, после истечения срока рассмотрения заявления на возврат излишне уплаченных сумм, подлежит отклонению апелляционным судом как несостоятельный.
В требовании о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации от 01.08.2018, основанием для корректировки послужило не предоставление декларантом запрошенных документов и сведений.
При проведении проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости.
При выпуске товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут дополнительно подлежать уплате по результатам таможенного контроля, с учетом пунктов 3 и 5 статьи 65 ТК ЕАЭС (пункт 4 статьи 65 ТК ЕАЭС).
В свою очередь, таможня согласно расчету размера обеспечения, запросила обеспечение в размере 451 096, 15 руб. Расчет составлялся на основании ДТ N 10216170/280518/0051747.
При корректировке таможенной стоимости за основу была взята ДТ N 10216170/100618/0057006, общая сумма таможенных платежей, подлежащая уплате, составила 4 064 916, 38 руб.
Таможня имела возможность рассчитать размер обеспечения на основании ДТ N 0057006, что уменьшило бы размер обеспечения для общества. Отказ общества от представления запрошенных документов в ходе таможенного контроля до выпуска товара обусловлен тем, что таможенный орган необоснованно запросил внести обеспечения в большем размере, чем при окончательной корректировке. Таким образом, непредставление таможенному органу документов повлекло для общества меньшие финансовые затраты по сравнению с внесением обеспечения.
Выставлением необоснованно завышенного размера обеспечения уплаты таможенных платежей таможенный орган создал дополнительные препятствия для выпуска товара в соответствии с заявленной обществом таможенной процедурой.
В отношении выводов таможни о том, что таможенные платежи в принудительном порядке не взыскивались, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В силу части 4 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе.
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Согласно части 11 статьи 67 Федерального закона N 289-ФЗ в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, подлежат выплате проценты на сумму таких излишне взысканных платежей. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания платежей, указанных в части 12 настоящей статьи, по день фактического возврата (зачета) в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Для исчисления процентов применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в период, за который начисляются проценты.
Согласно пункту 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Закона N 311 ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
Таможенные платежи в размере 4 064 916,38 руб. таможенный орган начислил обществу по результатам таможенного контроля до выпуска товара, обязав общество уплатить их на основании требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 01.08.2018.
Как указано выше, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2022 по делу N А32-42983/2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022, признано недействительным решение Новороссийской таможни об отказе во внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10317110/300718/0019172, оформленное письмом от 10.08.2021. Суд обязал Новороссийскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Амана" путем возврата излишне взысканных таможенных платежей в размере 4 064 916,38 руб.
С учетом приведенных норм права, а также разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, в данном случае не имеет правового значения факт уплаты обществом таможенных платежей, как указывает таможенный орган, в добровольном порядке, а также отсутствия нарушения таможенным органом месячного срока возврата излишне взысканных (уплаченных) таможенных платежей.
В данном случае общество было вынуждено внести таможенные платежи с целью выпуска товара на основании принятых таможней решений (запрос, требование).
Оценив с учетом вышеизложенных норм права все обстоятельства рассматриваемого дела, апелляционная коллегия не находит оснований для переоценки названных выводов суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2023 по делу N А32-53565/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53565/2022
Истец: ООО "Амана", Северо-Кавказское таможенное управление
Ответчик: Новороссийская таможня