г. Хабаровск |
|
19 мая 2023 г. |
А73-16236/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Воронцова А.И., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кляузер М.А.
при участии в заседании:
представителя акционерного общества "Дальневосточный научно-исследовательский институт технологии судостроения" Афанасьевой А.А. по доверенности от 10 мая 2023 года N 14
представителя общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" Бурковой А.М. по доверенности от 20 апреля 2023 года N 78
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Дальневосточный научно-исследовательский институт технологии судостроения"
на решение от 22 марта 2023 года
по делу N А73-16236/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску акционерного общества "Дальневосточный научно-исследовательский институт технологии судостроения"
к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
установил: акционерное общество "Дальневосточный научно-исследовательский институт технологии судостроения" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Истец изменил предмет исковых требований, просил урегулировать разногласия, возникшие между ним и региональным оператором при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, изложив спорные пункты в редакции истца, а именно:
- пункт 8 изложить в следующей редакции: "Датой оплаты оказанных услуг считается дата списания денежных средств с расчетного счета потребителя",
- пункт 16 изложить в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, согласно Приложению N 1 к настоящему договору",
- Приложение N 1 к договору принять в новой редакции:
Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов
N п/п |
Наименование объекта |
Объем принимаемых твердых коммунальных отходов |
Место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов |
Место (площадка) накопления крупногабаритных отходов |
Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов |
1. |
г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 57 |
4 шт. * 0,75 м3 |
УИН места накопления ТКО 006563 |
- |
В соответствии с производственным календарем для пятидневной рабочей, утвержденным Правительством России |
Изменение предмета исковых требований принято судом.
Решением суда от 22 марта 2023 года в иске отказано.
Истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, приняв новый судебный акт об урегулировании разногласий, по мотиву неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Выводы суда о невозможности передачи части контейнерной площадки и контейнеров в аренду не соответствуют закону и обстоятельствам дела, изложенным в решении суда.
Представитель истца в судебном заседании доводы жалобы полностью поддержал.
Представитель ответчика заявил о несостоятельности доводов жалобы, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Заслушав объяснения представителей, исследовав материалы дела, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Истец является собственником помещений в здании, расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 57.
Ответчик является региональным оператором, оказывающим услуги по обращению с ТКО.
13 апреля 2022 года региональным оператором в газете "Тихоокеанская звезда" за 13-14 апреля 2022 года N 67, N 68 и на официальном сайте http://tko27.ru в сети "Интернет" размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора, адресованное неопределенному кругу лиц - потребителям.
1 июля 2022 года истец направил ответчику заявку на заключение договора по обращению с ТКО, по результатам рассмотрения которой ответчик запросил дополнительные документы.
Истец направил ответчику документы, подтверждающие право собственности на здание/сооружение, документы, подтверждающие полномочия представителя потребителя на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, схему размещения площадки накопления ТКО.
В письме от 15 июля 2022 года N 3011-22-287 истец просил заключить договор на оказание услуг по вывозу ТКО, исходя из количества контейнеров, установленных на площадке, согласно пунктам 5 и 6 Правил учета ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 (далее - Правила N 505) в рабочие дни, в соответствии с производственным календарем.
Письмом от 29 июля 2022 года N 4445/ХБДВ ответчик уведомил истца о том, что по причине отсутствия сведений о площадке накопления ТКО в реестре мест накопления ТКО городского округа "город Хабаровск" оплата услуг должна осуществляться по нормативам накопления ТКО, и предложил представить документы, подтверждающие показатели (расчетные единицы), необходимые для расчетов нормативов накопления ТКО.
6 сентября 2022 года истец направил ответчику копию уведомления от 2 сентября 2022 года органа местного самоуправления о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в соответствующий реестр, согласно которому истцу согласована площадка накопления ТКО на 9 контейнеров, из которых 4 контейнера принадлежит истцу, а 5 контейнеров - арендатору - индивидуальному предпринимателю Абдуллаеву Б.А. (владельцу кафе "Восточное").
Рассмотрев условия полученного проекта договора, истец оформил протокол разногласий к договору по пунктам 8, 16 и приложения N 1 к договору, изложив их в своей редакции.
Письмом от 13 сентября 2022 года N 3009/22-361 истец направил ответчику подписанный договор с протоколом разногласий.
В досудебном порядке разногласия между сторонами не урегулированы, спор передан на рассмотрение суда.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии со статьями 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи на рассмотрение суда разногласий, возникших при заключении договора, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
При принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда. При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется (пункт 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
Таким образом, отказ в иске при рассмотрении судом преддоговорного спора законом не допускается.
Спорными условиями договора являются пункты 8, 16 и приложение N 1 к договору.
Согласно проекту договора спорный пункт 8 изложен региональным оператором в следующей редакции: "Датой оплаты оказанных услуг считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора".
Согласно редакции спорных условий, предлагаемой истцом, датой оплаты оказанных услуг следует считать дату списания денежных средств с расчетного счета потребителя.
Обязательство потребителя по оплате услуг является денежным обязательством.
Согласно статье 865 Гражданского кодекса Российской Федерации банк плательщика обязан перечислить соответствующую сумму банку получателя, у которого с момента зачисления средств на его корреспондентский счет и получения документов, являющихся основанием для зачисления средств на счет получателя, появляется обязательство, основанное на договоре банковского счета с получателем средств, по зачислению суммы на счет последнего.
Таким образом, обязательство банка плательщика перед клиентом по платежному поручению считается исполненным в момент надлежащего зачисления соответствующей денежной суммы на счет банка получателя, если договором банковского счета клиента и банка плательщика не предусмотрено иное (абзац второй пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 апреля 1999 года N 5).
Учитывая приведенные положения, пункт 8, изложенный в редакции регионального оператора, соответствует закону, соответственно, должен быть изложен в данной редакции.
Согласно проекту договора спорный пункт 16 в редакции регионального оператора изложен им в следующей редакции:
"Стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в порядке, предусмотренном Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" в соответствии с Приложением N 1 к настоящему договору.
Учет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема накопителей производить только в случае, если у потребителя имеется (площадка) накопления ТКО, расположенная на земельном участке, который на законном основании принадлежит потребителю, исключающий возможность складирования (накопления) на ней ТКО третьими лицами."
Истцом предложена следующая редакция указанного пункта: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, согласно Приложению N 1 к настоящему договору".
Также просит Приложение N 1 к договору принять в новой редакции:
N п/п |
Наименование объекта |
Объем принимаемых твердых коммунальных отходов |
Место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов |
Место (площадка) накопления крупногабаритных отходов |
Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов |
1. |
г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 57 |
4 шт. * 0,75 м3 |
УИН места накопления ТКО 006563 |
- |
В соответствии с производственным календарем для пятидневной рабочей, утвержденным Правительством России |
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и при этом в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 (далее - Правила N 505), коммерческий учет ТКО осуществляется следующими способами: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Таким образом, Правилами N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
Использование способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО возможно в случаях, когда региональный оператор извещен о наличии у заявителя собственной контейнерной площадки, такая контейнерная площадка внесена в реестр органами местного самоуправления и заявителем прямо выражена воля на вывоз ТКО с такой контейнерной площадки.
В иных случаях вывоз ТКО осуществляется региональным оператором с общих организованных мест накопления ТКО, включенных в территориальную схему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 1156 контейнерная площадка представляет собой место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями закона в области охраны окружающей среды и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21) контейнерные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии с пунктом 216 СанПиН 2.1.3684-21, пунктами 9, 10 Правил N 1156 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Таким образом, контейнерная площадка представляет собой совокупность объединенных единым назначением объектов прочно связанных с земельным участком, на котором они установлены, соответственно, место (площадка) накопления ТКО не может быть передано в аренду без предоставления права пользования на земельный участок, на котором расположена такая контейнерная площадка, поскольку отделить контейнерную площадку от земельного участка невозможно.
Из акта приема передачи части контейнерной площадки от истца его арендатору не усматривается, что арендатору передан земельный участок под контейнерной площадкой; часть контейнерной площадки, переданная арендатору, не идентифицирована.
Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО собственником контейнерной площадки по адресу ул. Ленина, д. 57 является истец, на контейнерной площадке расположено 9 контейнеров, сведений об арендаторе в отношении данной контейнерной площадки реестр не содержит.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Аналогичное положение закреплено в пункте 5 Правил N 1156.
Потребителем согласно пункту 2 Правил N 1156 является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом "в" пункта 8 (1) Правил N 1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с лицами, владеющими на законных основаниях зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на которых образуются ТКО.
Собственник нежилых помещений обязан предоставить региональному оператору доказательства передачи помещений в законное пользование иным лицам с возложением на них обязанности по заключению договора с региональным оператором.
Судом установлено, что 1 декабря 2021 года между истцом (арендодатель) и ИП Абдуллаевым Б.А. заключен договор аренды нежилого помещения, согласно условиям которого, арендатор обязался заключить отдельный договор на вывоз пищевых отходов с интервалом не реже двух раз ежедневно.
Между тем, арендатор обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО надлежащим образом не исполнил, договор до настоящего времени не заключен.
При отсутствии договора между арендатором и ресурсоснабжающей организацией обязанность по оплате поставляемых в нежилое помещение коммунальных ресурсов лежит на собственнике (арендодателе) такого помещения (ответ на вопрос N 5 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 года).
При доказанности факта неисполнения арендатором условий договора аренды о заключении прямого договора на обращение с ТКО арендодатель вправе предъявить арендатору соответствующее имущественное требование, в том числе и в порядке регресса.
Приведенные в апелляционной жалобе возражения в данной части противоречат применимым к правоотношениям сторон нормам права.
Рассмотрев разногласия сторон в указанной части, судом первой инстанции обоснованно не установлено оснований для изложения спорного пункта 16 договора и приложение N 1 в редакции истца.
Дав оценку условиям договора, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что предлагаемые региональным оператором в проекте договора условия не противоречат обязательным для сторон правилам, установленным вышеуказанными нормативными правовыми актами.
Напротив, редакция спорных условий договора, предлагаемая истцом, противоречит применимым нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
В силу статьи 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении публичного договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
При рассмотрении преддоговорных споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора. Разрешение судом преддоговорного спора по существу сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Разрешая спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд в силу названных норм должен оценить законность и обоснованность редакций, предложенных обеими сторонами, а также определить в решении и отразить в резолютивной части редакцию принятого судом условия договора. Редакция условий договора, определенная судом, регулирует отношения сторон.
В настоящем деле суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, не определив, в чьей редакции должны быть изложены спорные пункты договора.
В результате принятия такого решения не достигнута цель обращения истца в суд, не выполнено требование гражданского законодательства о заключении переданного на рассмотрение суда договора в обязательном порядке.
По преддоговорному спору суд обязан в резолютивной части решения указать конкретные условия договора, которые подлежат действию в указанной им редакции, по которым у сторон возникли разногласия, а не отказывать в целом в иске.
Учитывая допущенное судом первой инстанции нарушение норм материального права, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта путем урегулирования разногласий по договору, изложив спорные пункты в редакции регионального оператора.
Расходы на государственную пошлину по иску и по апелляционной жалобе истцу не возмещаются.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22 марта 2023 года по делу N А73-16236/2022 отменить.
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора N ТКО-342/ЮЛ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, изложив условия пунктов 8, 16 и приложение N 1 в редакции проекта договора от 5 сентября 2022 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16236/2022
Истец: АО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИИ СУДОСТРОЕНИЯ"
Ответчик: ООО "Хабавтотранс ДВ"