г. Киров |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А17-8064/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Свиридовой А.А.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" филиал "Ивэнерго"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.12.2022 по делу N А17-8064/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" филиал "Ивэнерго" (ИНН: 5260200603; ОГРН: 1075260020043)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (ОГРН 1023700560619; ИНН 3728012720)
потерпевший: индивидуальный предприниматель Васильев Алексей Анатольевич (ОГРНИП: 304371135500034, ИНН: 371100192149)
о признании незаконным и отмене постановления, представления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье" в лице филиала "Ивэнерго" (далее - заявитель, Общество, сетевая организация, ПАО "Россети Центр и Приволжье") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ивановской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее - ответчик, антимонопольный орган, УФАС) о признании незаконными постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 17.08.2022 N 037/04/9.21-358/2022 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения от 17.08.2022.
Судом первой инстанции к участию в деле привлечен потерпевший индивидуальный предприниматель Васильев Алексей Анатольевич (далее - третье лицо, потерпевший, ИП Васильев А.А.).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 12.12.2022 в удовлетворении требований отказано.
ПАО "Россети Центр и Приволжье" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что объект Васильева А.А. имеет надлежащее технологическое присоединение к электрическим сетям, что подтверждается актом от 01.06.2022. Данным актом также зафиксировано наличие исправного прибора учета электрической энергии. Присоединение энергопринимающих устройств ИП Васильева А.А. осуществляется опосредованно к сетям сетевой организации через сети ООО "Аверс-2". По мнению заявителя, отсутствие надлежащим образом оформленных документов об опосредованном технологическом присоединении не может служить основанием для признания факта отсутствия подключения как такового.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы жалобы.
ИП Васильев А.А. в письменной позиции возражает против удовлетворения жалобы.
Подробно позиции участников процесса отражены в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.01.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.01.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ, последнее заседание до 16.05.2023.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание 16.05.2023 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом рассмотрено обращение ИП Васильева А.А., в котором Предприниматель указал на необоснованное уклонение сетевой организации от заключения договора технологического присоединения (т. 1 л.д. 157).
Ответчик установил, что 16.05.2022 ИП Васильев А.А. обратился в ПАО "Россети Центр и Приволжье" филиал "Ивэнерго" через личный кабинет в сети "Интернет" с заявкой на технологическое присоединение производственного здания, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. 11 Проезд, д. 2, по третьей категории надежности, с максимальной мощностью присоединяемых устройств 150 кВт на уровне напряжения 0,4 кВ., в связи с новым присоединением (т. 1 л.д. 158).
Не получив от сетевой организации проект договора технологического присоединения, либо уведомление о недостаточности документов, 03.06.2022 ИП Васильев А.А. обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия Общества.
Письмом от 07.06.2021 N ИвЭ/05-20/931 со ссылкой на пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) сетевая организация указала на наличие технологического присоединения производственного здания Предпринимателя к объектам электросетевого хозяйства другой организации, в связи с чем энергопринимающие устройства здания не являются впервые вводимыми в эксплуатацию энергопринимающими устройствами и не требуют нового технологического присоединения. Общество указало, что все вопросы, касающиеся электроснабжения данного объекта, необходимо решать с владельцем электрических сетей ООО "Аверс-2" (т. 1 л.д. 155).
20.06.2022 ИП Васильев А.А. направил в антимонопольный орган второе обращение со ссылкой на письмо сетевой организации от 07.06.2022 N ИвЭ/05-20/931. Предприниматель также указал, что обращался в ООО "Аверс-2" с просьбой осуществить официальное (постоянное) подключение к электрической сети, но получил отказ в связи с тем, что ООО "Аверс-2" не имеет статуса организации, уполномоченной на сбор средств за потребленную электроэнергию, в связи с чем потребление Предпринимателя будет отнесено к потерям указанной организации (т. 1 л.д. 154).
21.07.2022 антимонопольный орган составил в отношении ПАО "Россети Центр и Приволжье" филиал "Ивэнерго" протокол об административном правонарушении N 037/04/9.21-358/2022 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)
Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 037/04/9.21-358/2022 от 17.08.2022 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600000 руб.
Также Обществу на основании статьи 29.13 КоАП РФ выдано представление от 17.08.2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым указано совершить действия по надлежащему рассмотрению заявки ИП Васильева А.А. от 16.05.2022 и принятию мер, направленных на заключение договора технологического присоединения энергопринимающих устройств в соответствии с указанной заявкой с ИП Васильевым А.А. в соответствии с разделом X Правил технологического присоединения.
Не согласившись с постановлением и представлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наступление административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения, технологического присоединения к электрическим сетям.
Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении виновным лицом при подключении к электрическим сетям требований соответствующих нормативных актов.
ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (ПАО "Россети Центр и Приволжье") включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется регулирование и контроль, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" 27.06.2008 No236-э под регистрационным номером 52.1.258 (с изменениями от 10.12.2015 No1231/5).
Поскольку передача электрической энергии неразрывно связана с подключением к электрическим сетям, услуги по выполнению мероприятий по подключению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электроэнергии потребителю, услуги по осуществлению подключения к электрическим сетям не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
Следовательно, ПАО "Россети Центр и Приволжье" является субъектом ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Законом N 35-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Порядок и процедура технологического присоединения, правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора, требования к выдаче технических условий, определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иными лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004 (далее - Правила технологического присоединения, Правила N 861).
Пунктом 2 Правил N 861 предусмотрено, что действие данных Правил распространяется на случаи, в том числе присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств; увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств; изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее -заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствие с пунктом 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4-7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
Согласно пункту 103 Правил технологического присоединения договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
В соответствии с пунктом 105 Правил N 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию); инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности. Наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил. Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил (пункт 104 Правил технологического присоединения).
Ответчиком установлено, что 16.05.2022 ИП Васильев АА. обратился в ПАО "Россети Центр и Приволжье" филиал "Ивэнерго" через личный кабинет в сети "Интернет" с заявкой на технологическое присоединение производственного здания, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. 11 Проезд, д. 2, по третьей категории надежности, максимальная мощность присоединяемых устройств 150 кВт на уровне напряжения 0,4 кВ, в связи с новым присоединением.
Применяя пункт 105 Правил N 861, антимонопольный орган пришел к выводу, что заявка ИП Васильева А.А. подлежала рассмотрению до 30.05.2022 на предмет заключения договора технологического присоединения.
Данная обязанность сетевой организацией не выполнена.
При таких обстоятельствах антимонопольным органом установлено наличие в деянии заявителя нарушения Правил технологического присоединения, выразившегося в ненадлежащем рассмотрении заявки ИП Васильева А.А. на заключение договора технологического присоединения.
Письмо ПАО "Россети Центр и Приволжье" филиал "Ивэнерго" от 07.06.2022 N ИвЭ/05-20/931 направлено за пределами установленных сроков.
Фактически в данном письме сетевая организация указала на отсутствие у Предпринимателя оснований для обращения с заявкой на технологическое присоединение по причине наличия такового присоединения к объектам электросетевого хозяйства другой организации.
Вместе с тем надлежащих доказательств в подтверждение данного обстоятельства сетевая организация не представила.
В обоснование указанного обстоятельства сетевая организация в письме от 07.06.2022 ссылается на состоявшийся факт выезда, при котором установлено наличие технологического присоединения объекта Предпринимателя.
В качестве единственного письменного доказательства данного обстоятельства сетевая организация представила акт о фактическом присоединении от 01.06.2022, составленный комиссией в составе: заместителя начальника управления технологического присоединения и перспективного развития, инженера 2 категории отдела маркетинга и взаимодействия с клиентами Ивановского РЭС, начальника отдела энергетики, коммуникаций и электроснабжения Управления ЖКХ Администрации г. Иваново.
Данным актом по результатам визуальной проверки наличия технологического присоединения объекта - производственного здания, расположенного на земельном участке по адресу: 11-й Проезд, д. 2, г. Иваново (лит В, В1, В2, ВЗ, В4, В5, В6), установлено, что к энергопринимающим устройствам - производственному зданию/помещению Васильева А.А. проложена ЛЭП-0,4 кВ, выполненная силовым кабелем 0,4 кВ. Указанная ЛЭП проходит через чердак смежного с объектом Васильева А.А. помещения, расположенного в границах одного здания, и технологически присоединена к электрическим сетям неустановленного собственника, в свою очередь электросетевое хозяйство неустановленного собственника имеет непосредственное присоединение к объектам электросетевого хозяйства ООО "Аверс-2", данные объекты технологически присоединены к сетям филиала "Ивэнерго" ПАО "Россети Центр и Приволжье" филиал "Ивэнерго" в точках присоединения - на болтовых контактных соединениях кабельных наконечников КЛ-6 кВ с контактными пластинами оборудования в ячейке 6кВ фид. 604 на ПС "Ивановская-11" сетевой организации "Ивэнерго" и на болтовых контактных соединениях кабельных наконечников КЛ-6кВ с контактными пластинами оборудования в ячейке 6 кВ фид. 618 на ПС "Ивановская -5" сетевой организации филиала "Ивэнерго".
Доказательств извещения ИП Васильева А.А., ООО "Аверс-2" с приглашением присутствовать при визуальном осмотре, материалы дела не содержат.
Оценив представленное доказательство, антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу, что указанный акт о фактическом присоединении от 01.06.2022 доказательством надлежащего технологического присоединения объекта ИП Васильева А.А. к сетям ПАО "Россети Центр и Приволжье" (опосредованно через сети ООО "Аверс-2") не является.
Согласно пункту 40(4) Правил технологического присоединения владелец энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (далее - владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств), по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий (далее -опосредованное присоединение). Опосредованное присоединение может быть осуществлено в случае, если присоединение объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации было произведено до 1 января 2015 г. При опосредованном присоединении владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств перераспределяет максимальную мощность принадлежащих ему энергопринимающих устройств в пользу энергопринимающих устройств иного лица (пункт 40 (5) Правил технологического присоединения).
Пунктом 40(10) Правил технологического присоединения предусмотрено, что владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств в течение 7 дней со дня фактического присоединения энергопринимающих устройств иных лиц направляет в сетевую организацию копии документов о технологическом присоединении к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных лиц в рамках опосредованного присоединения, а также заявление на переоформление документов о технологическом присоединении в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Вместе с тем в рассматриваемом случае доказательства оформления в установленном порядке опосредованного технологического присоединения к сетям ПАО "Россети Центр и Приволжье" филиал "Ивэнерго" через объекты электросетевого хозяйства ООО"Аверс-2" отсутствуют.
Акт фактического присоединения от 01.06.2022 оформлен без уведомления и без участия владельца объектов электросетевого хозяйства ООО "Аверс-2", к сетям которого, как указывает сетевая организация, имеется технологическое присоединение энергопринимающих устройств ИП Васильева А.А.
Из имеющихся в материалах дела пояснений ООО "Аверс-2" от 29.06.2022 (т. 1 л.д. 123) следует, что возмещение Васильевым А.А. ООО "Аверс-2" затрат по потребленной электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства последнего не осуществлялось; предприниматель Васильев А.А. в ООО "Аверс-2" за осуществлением технологического присоединения к электрическим объектам ООО "Аверс-2" не обращался.
Договор энергоснабжения NoЭСК-877 от 14.11.2017, заключенный ООО "Аверс-2" со сбытовой организацией, указывает лиц, которые имеют надлежащее технологическое присоединение к объектам ООО"Аверс-2", в их числе ИП Васильев А.А. отсутствует.
Судом первой инстанции также рассмотрен и отклонен довод заявителя относительно того, что объект ИП Васильева А.А. должен быть присоединен к электрическим сетям как введенный в эксплуатацию объект недвижимости.
Так, в частности из раздела "Описание конструктивных элементов здания и определение износа" технического паспорта на здание пилорамы следует, что год постройки пилорамы 1949, соответственно объект был введен в эксплуатацию задолго до принятия положений Градостроительного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что производственные объекты, расположенные по адресу: Ивановская область, г. Иваново, 11-ый Проезд, д.2, приобретены предпринимателем по договорам от 18.02.2015 и 17.02.2014.
Из технического паспорта, составленного на 10.07.2012, следует, что в разделе "Благоустройство здания" по графе электроснабжение отсутствует указание на его наличие.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) документы о технологическом присоединении - документы, составляемые в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Таким образом, сетевая организация вправе отказать в технологическом присоединении на основании принципа однократности технологического присоединения лишь при наличии документов, прямо или косвенно свидетельствующих о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя.
Вместе с тем документов, подтверждающих прохождение процедуры технологического присоединения в отношении энергопринимающих устройств ИП Васильева А.А., не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, что отсутствие надлежаще оформленных документов не свидетельствует об отсутствии присоединения, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку в рассматриваемом случае отсутствуют именно доказательства факта осуществления технологического присоединения, что не позволяет сделать вывод о том, что присоединение имело место.
Также ответчиком получены ответы ООО "Ивановоэнергосбыт" от 08.07.2022 и Ивановского филиала АО "Энергосбыт Плюс" от 08.07.2022 (т. 1 л.д. 114-115) из которых следует, что у ИП Васильева А.А. отсутствует договор поставки электрической энергии, заключенный с какой-либо энергоснабжающей организацией. Плата за электрическую энергию Васильевым А.А. в адрес сбытовой организации (гарантирующего поставка) не осуществлялась.
Таким образом, единственными документами, на основании которых сетевой организацией сделан вывод о наличии технологического присоединения и его однократности, является составленный на основании визуального осмотра акт о фактическом присоединении от 01.06.2022 и Акт об осуществлении технологического присоединения N 101/ИГ, представленный сетевой организацией в материалы рассматриваемого дела (т. 1 л.д. 96).
Вместе с тем Акт об осуществлении технологического присоединения N 101/ИГ также не может быть принят в качестве доказательства наличия технологического присоединения
Согласно пункту 57 Правил N 861 восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении. В отсутствии доказательств существования исходных документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств здания ИП Васильева А.А., закрепляющих точку присоединения, схему присоединения, присоединенную мощность, акт о фактическом присоединении следует рассматривать как составленный при первичном обращении. Рассматривать его как восстановленный невозможно, поскольку восстановленными могут являться лишь документы, которые ранее существовали в действительности, но были утрачены. Доказательства существования исходных документов о технологическом присоединении не представлены.
При этом указанная в акте фактического присоединения от 01.06.2022, акте об осуществлении технологического присоединения N 101/ИГ точка присоединения является точкой присоединения ООО "Аверс-2" к сетям ПАО "Россети Центр и Приволжье" и в силу прямого указания пункта 5 Правил технологического присоединения не может являться точкой присоединения объектов ИП Васильева А.А. В акте от 01.06.2022 отсутствует указание присоединенной мощности предпринимателя Васильева А.А. к объектам электросетевого хозяйства ООО "Аверс-2".
В Акте об осуществлении технологического присоединения N 101/ИГ указание мощности в размере 50 кВт не соответствует требованиям действующего законодательства. Перераспределение максимальной мощности в пользу третьих лиц по их требованию без согласия лица, которое ранее подключило свои энергопринимающие устройства к сетевой организации, не допускается. Сетевой организацией не представлено доказательств, что воля ООО "Аверс-2" была направлена на перераспределение мощности в пользу ИП Васильева А.А. в размере 50 кВт.
Таким образом, акты о фактическом технологическом присоединении от 01.06.2022, об осуществлении технологического присоединения N 101/ИГ надлежащими доказательствами технологического присоединения объектов ИП Васильева А.А. не являются.
Все приведенные в апелляционной жалобе аргументы фактически повторяют заявленные сетевой организацией при рассмотрении дела об административном правонарушении доводы и были рассмотрены ответчиком при вынесении оспариваемого постановления.
Соответственно, событие вмененного нарушения, выразившегося в ненадлежащем рассмотрении заявки ИП Васильева А.А. на заключение договора технологического присоединения, в деянии заявителя доказано.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, Общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Действующее законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность по соблюдению правил технологического присоединения к электрическим сетям.
Доказательств, подтверждающих, что сетевая компания предприняла все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах следует признать доказанным нарушение Обществом требований Правил технологического присоединения и наличие его вины в совершении данного нарушения.
В рассматриваемом случае установлено и материалами дела подтверждается, что, решая вопрос о квалификации действий Общества по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган принял во внимание, что сетевая компания в течение года привлекалась к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. В обоснование данного обстоятельства Управление привело в оспариваемом постановлении ссылку на вступившие в силу постановления, которые в соответствии с положениями статьи 4.6 КоАП РФ образуют признак повторности совершения однородного правонарушения, как квалифицирующий признак объективной стороны состава правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности заявителя на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Правовых и фактических оснований для квалификации вменяемого правонарушения в качестве малозначительного, снижения размера назначенного штрафа, либо замены его на предупреждение судом не установлено.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены. Положения Постановления N 336 не подлежат применению в рассматриваемом случае.
Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ (абзац 3 пункта 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Поскольку оснований для признания незаконным постановления УФАС от 17.08.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении не установлено, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, обоснованно признано судом первой инстанции законным.
В силу части 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Ответчик в представлении исследовал и установил причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения, в связи с чем в пределах своей компетенции выдал оспариваемое представление об их устранении. Представление является мерой предупреждения новых правонарушений, совершение которых обусловлено теми же причинами и условиями, что и выявленное. Установление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях. Определение способов исполнения спорного представления находится в компетенции заявителя.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате заявителем государственной пошлины по жалобе на основании части 5 статьи 30.2, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ и статьи 208 АПК РФ не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.12.2022 по делу N А17-8064/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" в лице филиала "Ивэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-8064/2022
Истец: ПАО "Россети Центр и Приволжье"
Ответчик: УФАС по Ивановской области
Третье лицо: Арбитражный суд Ивановской области, Второй Арбитражный Апелляционный суд, ИП Васильев А.А.