г. Санкт-Петербург |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А56-108595/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Полубехиной Н.С., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой Я.А.,
при участии:
от заявителя: Азаров О.Г. - по доверенности от 18.05.2022;
от заинтересованного лица: Спиридонова В.С. - по доверенности от 30.12.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9478/2023) Общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр содействия здравоохранению Ленмединформ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2023 по делу N А56-108595/2022 (судья Нетосов С.В.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр содействия здравоохранению Ленмединформ" (адрес: 187323, Ленинградская область, г.п. Павлово, ул. Лесная, дом 1Б, литера В, ОГРН 1027806869408);
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (адрес: 191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, дом 20, литер А, помещ.2-Н, ОГРН 1027809244561);
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр содействия здравоохранению Ленмединформ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет), в котором просило:
- признать незаконным решение Комитета, выраженное в письме от 17.08.2022 N 05-26-29542/22-0-0, об отказе Обществу в приобретении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 5461 кв. м., с кадастровым номером: 78:34:0410101:1911, расположенном по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром, Коломяжский проспект, земельный участок 10в.
- обязать Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества посредством подготовки, подписания и направления Обществу в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 5461 кв. м., с кадастровым номером: 78:34:0410101:1911, расположенного по адресу: Российская Федерация, город Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром, Коломяжский проспект, земельный участок 10в.
Решением суда от 25.01.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение от 25.01.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что вывод суда о том, что Комитет принял законное решение об отказе в предоставлении земельного участка, в соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), не соответствует фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, а потому в удовлетворении иска отказано неправомерно.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет просил решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником нежилого здания площадью 5820,8 кв. м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром, улица Генерала Хрулёва, дом 14, корпус 4, строение 1, кадастровый номер: 78:34:0410101:1696 (далее - здание).
29.04.2011 между Комитетом по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга (правопредшественник Комитета; арендодатель) и Обществом (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка с множественностью лиц со стороны арендатора N 17/ЗД-06295 (далее - договор), согласно которому арендатору передано на условиях аренды с другими собственниками (пользователями) части здания, сооружения (далее - соарендаторы), земельный участок Зона 6, кадастровый номер N 78:4101А:39 (впоследствии присвоен кадастровый номер 78:34:0410101:39), находящийся по адресу: Санкт-Петербург, Коломяжский проспект, ддом 10, литера Ю, площадью 63 370 кв. м. (далее - участок).
Пунктом 1.3 договора установлено, что участок предоставлен для использования под производство (код - 6.2, 10.1).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) вышеуказанный земельный участок был снят с кадастрового учёта, сформирован участок с кадастровым номером 78:34:0410101:1689 по адресу: город Санкт-Петербург, Коломяжский проспект, участок 108, литера А, площадью 53 698 кв. м.
Впоследствии из состава земельного участка с кадастровым номером 78:34:0410101:1689 сформированы иные земельные участки, в том числе участок площадью 5461 кв. м., с кадастровым номером: 78:34:0410101:1911, на котором располагается принадлежащее Обществу здание.
Распоряжением Комитета от 16.09.2021 N 1723-РЗК утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 5461 кв. м., кадастровый номер: 78:34:0410101:1911, согласно которой земельный участок располагается в пределах территориальной зоны: многофункциональная подзона ТПД2_2 (многофункциональная подзона объектов производственного, складского назначения, инженерной инфраструктуры II и III классов опасности, а также объектов общественно-деловой застройки, расположенных в периферийных и пригородных районах Санкт-Петербурга вне зоны влияния основных магистралей движения грузового автомобильного транспорта с ограниченной транспортной доступностью).
02.08.2022 Общество обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ земельного участка площадью 5461 кв. м., кадастровый номер: 78:34:0410101:1911, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Коломяжский проспект, земельный участок 10в (далее - участок), в собственность без проведения торгов с целью использования участка для размещения склада.
Комитет решением от 17.08.2022 N 05-26-29542/22-0-0 отказал Обществу в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, сославшись на пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ, указав на то, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию Обществом.
Ссылаясь на то, что указанное решение Комитета является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что фактическое использование земельного участка не отвечает его разрешенному использованию и не соответствует сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости, в удовлетворении заявления отказал.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт подлежащими отмене на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, наличие у органа или лица полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ по общему правилу продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрены случаи продажи земельных участков без проведения торгов. В таком порядке, в частности, осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено названной статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьёй 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указывается, в том числе, цель использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В силу пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Как следует из материалов дела, в заявлении Обществом указана цель использования земельного участка - иные виды деятельности (склад).
Согласно решению Комитета от 17.08.2022 N 05-26-29542/22-0-0 основанием для отказа в предоставлении участка в собственность Обществу явилось несоответствие вида разрешенного использования земельного участка "производственная деятельность", указанного в государственном кадастре недвижимости фактическому использованию земельного участка, в частности используемого для осуществления складской деятельности.
В то же время согласно положениям пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
При этом в силу части 4 указанной нормы основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости и в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга) участок расположен в границах территориальной зоны "многофункциональная подзона объектов производственного, складского назначения, инженерной инфраструктуры II и III классов опасности, а также объектов общественно-деловой застройки, расположенных в периферийных и пригородных районах Санкт-Петербурга вне зоны влияния основных магистралей движения грузового автомобильного транспорта с ограниченной транспортной доступностью" (ТПД2_2).
Градостроительный регламент названной территориальной зоны установлен пунктом 2.17.1 Приложения N 7 Правил землепользования и застройки Санкт- Петербурга.
К основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах указанной территориальной зоны, относятся, в том числе, склады (код 6.9).
В заявлении Обществом указана цель использования земельного участка - иные виды деятельности (склад).
Вопреки доводам Комитета указанный вид разрешенного использования предполагает размещение на земельных участках, расположенных в границах соответствующей территориальной зоны, в том числе, размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
Доказательства использования здания для размещения складов, не опосредованных производственной деятельностью Общества, Комитетом в материалы дела не представлены.
Таким образом, вопреки позиции ответчика, а также выводу суда первой инстанции, материалами дела не подтверждается, что фактическое использование Обществом земельного участка создает препятствия для реализации права заявителя на выкуп земельного участка, а потому у Комитета отсутствовали основания для предоставления Обществу в собственность земельного участка.
При таких обстоятельствах, повторно оценив представленные в материалы доказательства и доводы сторон по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с доводами подателя жалобы о том, что Комитет не доказал обстоятельства, которые в соответствии с законом являются основаниями для отказа в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов испрашиваемого заявителем земельного участка, а потому у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом приведенного, поскольку оспариваемый Обществом отказ не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, решение Арбитражного суда Санкт-Петербург и Ленинградской области от 25.01.2023 по делу N А56-108595/2022 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований путем признания оспариваемого Обществом отказа Комитета в приобретении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, выраженного в письме от 17.08.2022 N 05-26-29542/22-0-0, незаконным и обязания Комитета совершить действия, направленные на устранение нарушенного права Общества в порядке, установленном пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ, в котором, как указано выше, нормативно предусмотрен срок на исполнение соответствующей обязанности Комитетом (не более чем двадцать дней).
Кроме того, по результатам рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции и в соответствии со статьей 110 АПК РФ с Комитета в пользу Общества подлежат взысканию 4 500 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2023 по делу N А56-108595/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "Региональный центр содействия здравоохранению Ленмединформ" в приобретении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 5461 кв. м., с кадастровым номером: 78:34:0410101:1911, расположенном по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром, Коломяжский проспект, земельный участок 10в, выраженное в письме от 17.08.2022 N 05-26-29542/22-0-0.
Обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр содействия здравоохранению Ленмединформ" посредством подготовки, подписания и направления Обществу с ограниченной ответственностью "Региональный центр содействия здравоохранению Ленмединформ" в порядке пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 5461 кв. м., с кадастровым номером: 78:34:0410101:1911, расположенного по адресу: Российская Федерация, город Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром, Коломяжский проспект, земельный участок 10в.
Взыскать с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр содействия здравоохранению Ленмединформ" 4 500 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
Н. С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-108595/2022
Истец: ООО "Региональный центр содействия здравоохранению Ленмединформ"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, содействия здравоохранению Ленмединформ "