г. Москва |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А40-209102/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Профиль-Евро"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2023 по делу N А40-209102/22
по заявлению ООО "Профиль-Евро"
к 1.Московской таможне;
2.Федеральной таможенной службе
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
1. Антонова М.Д. по доверенности от 15.08.2022, 2. Панькина Л.И. по доверенности от 30.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Профиль-Евро" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - МОТ, с 15.03.2023 - Московская таможня), Федеральной таможенной службе (далее - ФТС России) об отмене постановления МОТ о привлечении к административной ответственности от 07.04.2022 N 10013000-003550/2022, решения ФТС России по жалобе Общества от 25.08.2022 N 10000000/279ю/326Б.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2023 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
ООО "Профиль-Евро", не согласившись с решением суда первой инстанции по настоящему делу, обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда от 19.01.2023 отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представители таможенных органов возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заявитель в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, 16.01.2022 таможенный представитель ООО "ПРОФИЛЬ-ЕВРО" от имени и по поручению ООО "КИМБЕРЛИ-КЛАРК" (ИНН 7709222373) подало на Московский областной таможенный пост (центр электронного декларирования) МОТ (далее - Московский областной т/п (ЦЭД) МОТ) ДТ N 10013160/160122/3018070 для помещения товара под таможенную процедуру - "выпуск для внутреннего потребления" (ИМ40), в количестве 76 мест, общей таможенной стоимостью 1991009,85 рублей, стоимостью 20343,68 Евро.
16.01.2022 ООО "ПРОФИЛЬ-ЕВРО" представило к таможенному оформлению ДТ N 10013160/160122/3018070, в которой, заявлены товары:
Товар 1 "женские гигиенические прокладки", вес нетто: 3996.384 кг (77.6% брутто), вес брутто: 5149.76 кг, происхождение товара Чешская Республика, код по ЕТН ВЭД ЕАЭС 9619007109:
1."ежедневные средства личной гигиены, впитывающие, одноразового использования, многослойные, на целлюлозной основе. Впитывающий слой состоит из целлюлозы и хлопка с добавлением суперабсорбента. В индивидуальной упаковке, по 8 шт., в первичной упаковке, по 16 упаковок в коробке", производитель: "KIMBERLY-CLARK, S.R.O." товарный знак: "КОТЕХ", артикул: 622301, модель: "NATURAL НОЧНЫЕ", количество: 4256 шт.
Товары, заявленные в ДТ N 10013160/160122/3018070, поступили в регион деятельности Стабнинского таможенного поста Смоленской таможни, на транспортном средстве с регистрационными номерами LLU67695/LLU68595 по товаросопроводительным документам: CMR N CZTY8558383 от 11.01.2022, инвойс N В011122010021 от 12.01.2022, во исполнение внешнеторгового контракта N 1917/KC/EU от 07.11.2005, заключенного с компанией "KIMBERLY-CLARK Europe Limited" (Великобритания).
Перевозчиком, ответственным за доставку товара, выступила транспортная компания ООО "КИМБЕРЛИ-КЛАРК" (Россия).
Согласно гр. 8, 9, 14 ДТ N 10013160/160122/3018070 получателем, декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, выступало ООО "КИМБЕРЛИ-КЛАРК".
В отношении заявленной товарной партии произошло срабатывание профиля риска, мерой по минимизации которого была проверка таможенных и иных документов и сведений, представленных к таможенному оформлению.
В результате проверки было установлено, что в товаре в гр. 15 ДТС заявлены лицензионные платежи в размере 106059,01 рублей.
Согласно Лицензионному договору N Б/Н от 01.01.2016 - ставка роялти определяется с помощью методологии, описанной в Приложении Е. За период в три (3) года с Даты вступления Договора в силу Лицензиат должен уплатить Роялти, согласно Приложению А, базируясь на следующем: для Импортированной Продукции Роялти должен уплачиваться на основании Стоимости по инвойсу (этот Роялти включает платежи только за Лицензированные Товарные знаки) За любой последующий период в три (3) года, т.е. года 4-6, Лицензиат должен уплачивать Роялти по ставке, рассчитанной в соответствии с методологией, описанной в Приложении Е и зафиксированной в новой подписанной Сторонами версии Приложения А к настоящему Лицензионному Договору, базируясь на следующем: Базой для Роялти в отношении Импортированной Продукции должна быть Стоимость по инвойсу. Этот Роялти включает платежи только за Лицензированные Товарные знаки.
Согласно Приложение Е, что бы расчет Роялти по Импортируемой Продукции был более понятным с точки зрения таможенных процедур, Стороны согласовали использовать Стоимость по инвойсу как базу для расчета Роялти по Импортируемой Продукции. Ставка роялти, которая должна применяться к Стоимости по инвойсу по Импортируемой Продукции рассчитана, используя принцип, что Лицензиар ожидает получить сумму Роялти максимально близкую к опции, когда бы этот Роялти рассчитывался с использованием Скорректированных Чистых продаж данной продукции в качестве базы.
Согласно Приложению А (версия 3) от 19.12.2019, вступившему в силу лицензионного договора Б/Н от 01.01.2016 о предоставлении права использования товарного знака, заключенным между "Кимберли-Кларк Уэрлдуайд, Инк." (Лецензиар) и ООО "КИМБЕРЛИ-КЛАРК" (Лецензиат), лицензиат выплачивает лицензиару лицензионный платеж Роялти на период 2022-2024 годы в размере 6 % (шесть процентов) для импортируемой продукции от согласованного объёма Чистых продаж.
Выплата лицензионных платежей является отдельной хозяйственной операцией и подлежит обложению НДС по ставке 20 % в соответствии со ст. 164 части II Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с требованиями, установленными пп. с п. 1 статьи 8 Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - Соглашение), при определении таможенной стоимости согласно положениям статьи 1 к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за импортируемые товары, добавляются роялти и лицензионные платежи, относящиеся к оцениваемым товарам, которые должен выплатить покупатель прямо или косвенно в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в той мере, в какой такие роялти и платежи не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате. Как следует из Рекомендуемого мнения 4.16, принятого на 40-й Сессии Технического комитета по таможенной оценке Всемирной Таможенной организации (далее - Технический комитет), рассмотрен вопрос о включении в таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 8 п. 1 (с) Соглашения сумм налогов, подлежащих в соответствии с налоговым законодательством страны ввоза удержанию импортером (налоговым агентом) из доходов в виде лицензионных платежей, начисленных в пользу иностранного правообладателя (налогоплательщика). Техническим комитетом сделан вывод о том, что если в соответствии с налоговым законодательством страны ввоза при уплате в пользу иностранного правообладателя роялти импортером подлежат удержанию суммы налогов, то указанные суммы должны рассматриваться как часть лицензионных платежей. Следовательно, в таможенную стоимость товаров в соответствии со Статьей 8 п. 1 (с) Соглашения должна быть включена общая сумма начисленных в пользу правообладателя роялти, то есть до.держания налогов, а не фактически перечисляемая сумма. Как уже было изложено выше выплата лицензионных платежей является отдельной хозяйственной операцией и подлежит обложению НДС по ставке 20 % в соответствии со ст. 164 части II Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 160 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) при ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в пунктах 2 и 4 данной статьи, и с учетом статей 150 и 151 Налогового кодекса) на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины, подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам). При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пп. 4 п. 1 статьи 146 Налогового кодекса) объектом налогообложения имеет место налогообложение лиц, осуществивших ввоз товаров.
Применительно лицу, являющимся лицензиаром, организация, осуществляющая ввоз товаров признается налоговым агентом, то есть лицом, на которое в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Таким образом, на рассчитанную сумму роялти в размере 6% (шесть процентов) от стоимости товаров, указанных в инвойсе и их составляющих (включая упаковку) в соответствии со ст. 164 части II Налогового кодекса Российской Федерации необходимо начислить и уплатить в бюджет НДС в размере 20%.
При заявлении размера лицензионных платежей декларант не включил НДС в размере 20% в структуру лицензионных платежей.
В связи с вышеизложенным, таможенным органом было обнаружено, что сведения о таможенной стоимости товаров являются недостоверными в части включения в структуру таможенной стоимости лицензионных и иных подобных платежей в соответствии с абзацем первым подпункта 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, где при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии с положениями статьи 40 ТК ЕАЭС.
16.01.2022 должностное лицо Московского областного таможенного поста (ЦЭД) МОТ направило декларанту требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, в гр.44 под кодом 09023 внести: Лицензионный договор со всеми приложениями, расчёт лицензионных платежей, инвойс в сканированном виде.
16.01.2022 Общество направил на Московский областной таможенный пост (ЦЭД) МОТ КДТ N 10013160/160122/3018070/01 с внесенными в гр. 44 документами под кодом 09023: Лицензионный договор Б/Н от 01.01.2016, приложение к лицензионным платежам А (ВЕРСИЯ 3) от 19.12.2019, приложение к лицензионным платежам А (ВЕРСИЯ 6) от 17.11.2021, инвойс 99002570 от 11.01.2022, расчет лицензионных платежей 99002570 от 11.01.2022.
16.01.2022 должностное лицо Московского областного т/п (ЦЭД) МОТ направило декларанту требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, согласно разъяснению, данному в Письме Минфина России N 27-01-21/82729, опубликованному 13.10.2021 г., о необходимости включения НДС с лицензионных платежей (роялти) в структуру таможенной стоимости товаров. В соответствии с Налоговым кодексом РФ п. 3, ст. 164 лицензионные платежи облагаются НДС в размере 20%. Согласно представленным документам лицензионные платежи составляют 6% от фактурной стоимости товаров (общая сумма в руб. составляет 106059,01 руб.), согласно ДТС, но при этом 20% НДС от суммы лицензионных платежей в гр. 15 ДТС не учтён. Необходимо внести изменения в части лицензионных платежей в ДТ (ДТС), указав сумму лицензионных платежей в размере 127270,81 руб., согласно расчету (Стоимость по счёту 20343,68 евро; Роялти - 20343,68 Евро*6%= 1220,62 евро(106059,01 рублей РФ, по курсу ЦБ: 1 евро / 86,8894 рублей РФ); Роялти 20% = 106059,01 руб.*20% = 21211,8 руб. Роялти с учетом НДС =106059,01+21211,8 =127270,81 рублей РФ).
16.01.2022 Общество направило на Московский областной т/п (ЦЭД) МОТ КДТ N 10013160/160122/3018070/02, где общая сумма таможенной стоимости составила 2012221,65 рублей РФ, в которой к лицензионным платежам в размере 6% (шести процентов) от стоимости товаров указанных в инвойсе и их составляющих (включая упаковку) прибавил 20% НДС.
Таким образом, заявление декларантом недостоверных сведений о размере лицензионных платежей привело к заявлению недостоверных сведений о таможенной стоимости всех товаров, что привело к занижению размера таможенных пошлин, налогов на сумму 5896,88 рублей РФ (пять тысяч восемьсот девяносто шесть рублей восемьдесят восемь копеек).
16.01.2022 должностным лицом Московского областного т/п (ЦЭД) МОТ )ыло принятп решение о выпуске товара.
Таким образом, заявление декларантом недостоверных сведений о размере лицензионных платежей привело к заявлению недостоверных сведений о таможенной стоимости всех товаров, что привело к занижению размера таможенных пошлин, налогов на сумму 5896,88 рублей РФ (пять тысяч восемьсот девяносто шесть рублей восемьдесят восемь копеек).
По данному факту 22.03.2022 должностным лицом Московского областного т/п (ЦЭД) МОТ С.А. Панферовым возбуждено дело об АП N 10013000-003550/2022 в отношении ООО "ПРОФИЛЬ-ЕВРО" по ч. 2 см. 16.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (далее - Договор) в Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с ТК ЕАЭС, который вступил в силу 01.01.2018, и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе, сведения о таможенной стоимости товаров (величине, методе определения таможенной стоимости товаров).
Пунктом 2 статьи 38 ТК ЕАЭС установлено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС,
Таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении установленных условий.
Пунктом 3 статьи 39 ТК ЕАЭС определено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов ЕАЭС.
Согласно пункту 7 Положения о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (Приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 N 20 (ред. от 28.08.2018) в целях проверки выполнения условий, предусмотренных абзацем первым подпункта 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС и решения вопроса о том, подлежат ли лицензионные платежи добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, подлежат анализу условия лицензионного договора и внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым осуществляется продажа товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, а также иные документы, имеющие отношение к продаже товаров и уплате лицензионных платежей.
На основании пункта 3 статьи 40 ТК ЕАЭС указанные в пункте 1 статьи 40 ТК ЕАЭС дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информаций.
Расчет дополнительных начислений при определений таможенной стоимости товаров определен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 мая 2018 г. N 83 (далее -Решение N83).
Так, согласно абзацу 2 пункта 1 Решения N 83 в случае, если дополнительные начисления, указанные в подпунктах 1,- 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 40 - ТК ЕАЭС, относятся ко всем или нескольким наименованиям товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определение величины дополнительных начислений, подлежащих добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за каждое наименование товара, осуществляется пропорционально величине, определяемой отношением стоимости каждого наименования товара к общей стоимости товаров, к которым относятся такие дополнительные начисления.
Нормативным правовым актом, устанавливающим систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, является НК РФ.
Выплата лицензионных платежей является отдельной хозяйственной операцией и подлежит обложению НДС по ставке 20 % в соответствии с пунктом статьи 164 НК РФ.
Согласно первому абзацу пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" по смыслу положений пунктов 1 и статьи 168 Налогового кодекса сумма НДС, предъявляемая при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. Бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике (в рассматриваемой ситуации - Правообладателе), обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет НДС по итогам налогового периода.
На 40-й Сессии Технического комитета по таможенной оценке Всемирной Таможенной организации (далее - Технический комитет) было принято Рекомендуемое Мнение 4.16 "Роялти и лицензионные платежи в соответствии со Статьей 8.1 (с) Соглашения", одобрено Советом Всемирной Таможенной организации и опубликовано в Отчете о проведении 40-й Сессии Технического комитета (Приложение D к Документу VT0994Elc).
Техническим комитетом сделан вывод о том, что если в соответствии с налоговым законодательством страны ввоза при уплате в пользу иностранного правообладателя роялти импортером подлежат удержанию суммы налогов, то указанные суммы должны рассматриваться как часть лицензионных платежей. Следовательно, в таможенную стоимость товаров должна быть включена общая сумма начисленных в пользу правообладателя роялти, то есть до удержания налогов, а не фактически перечисляемая сумма.
В силу части 7 статьи 4 Федерального закона письмом Минфина России от 13..10.2021 N 27-01-21/82729 разъяснено, что при решении вопроса о необходимости включения в таможенную стоимость товаров сумм налогов, в том числе НДС, исчисленных, удержанных и уплаченных российским лицом (в таможенных правоотношениях - декларант) в рамках исполнения обязанностей налогового агента в отношении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности начисленных в пользу иностранного лица (далее - правообладатель), необходимо исходить из следующего.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ними (далее - метод 1) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (далее - ЦФУ), добавляются роялти, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, в размере, не включенном в ЦФУ (далее -дополнительные начисления к ЦФУ в виде роялти).
При этом суммы НДС, исчисленные, удержанные и уплаченные декларантом в рамках исполнения им обязанностей налогового агента, не являются частью ЦФУ, объектом налогообложения является не ввоз товаров, а передача прав на объекты интеллектуальной собственности (результаты интеллектуальной деятельности) на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 146, подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, соответственно, уплачиваются указанные суммы НДС не в связи с ввозом товаров, а в связи с передачей, предоставлением патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав).
Пунктом 6 статьи 324 ТК ЕАЭС установлено, что проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами.
При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС (пункт 17 статьи 325 ТК ЕАЭС).
На основании п.п. 7 п. 1 ст. 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
В соответствии со ст. 2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование это заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Согласно 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Статьей 6 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
В соответствии с п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.
На основании пп. 44 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) "таможенный представитель" - юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица.
В соответствии с п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.
Согласно п. 2 ст. 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим ТК ЕАЭС.
В соответствии пп. 35 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование это заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Как следует из ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются основные сведения, в т. ч. сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код, цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и прочее.
В соответствии с положениями п. 1 и п. 2 ст. 404 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
При осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого им лица документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных ТК ЕАЭС требований.
Пункт 7 ст. 405 ТК ЕАЭС гласит, что обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
Статьей 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров. Декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации. Общество могло воспользоваться правами декларанта, предусмотренными настоящий статьей и предпринять, до подачи ДТ на указанный товар, полный комплекс мер в целях заявления достоверных сведений о стоимости товаров.
Диспозицией ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Объективная сторона административного правонарушения выразилась в заявлении Обществом при декларировании товаров по ДТ
N 10013160/160122/3018070, недостоверных сведений о таможенной стоимости товара N 1, а именно, в размер лицензионных платежей, не был включен налог на добавленную стоимость в размере 20%, что привело к заявлению недостоверных сведений о таможенной стоимости декларируемого товара, что в свою очередь привело к занижению размера причитающихся к уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 5896,88 рублей РФ (пять тысяч восемьсот девяносто шесть рублей восемьдесят восемь копеек).
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ является установленный порядок таможенного декларирования товаров.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ является таможенный представитель, в рассматриваемом случае ООО "ПРОФИЛЬ-ЕВРО".
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной юридического лица, у которого имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина Общества заключается в том, что, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена ответственность, Общество не предприняло все необходимые меры по их соблюдению (могло воспользоваться правом уточнения стоимости товаров, получить консультацию в таможенном органе и т.п.), что привело к совершению правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Необходимость выполнения тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, что ООО "ПРОФИЛЬ-ЕВРО" должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Материалами дела подтверждается, что О00 "ПРОФИЛЬ-ЕВРО", имея правовые основания и реальную возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению установленных законодательством Российской Федерации и ЕАЭС требований, тем не менее, не выполнило указанные обязанности. Более того, что ООО "ПРОФИЛЬ-ЕВРО", могло проявить определенную степень заботливости и предусмотрительности и, тем самым, принять все меры для соблюдения действующего таможенного законодательства.
Являясь таможенным представителем, то есть профессиональным участником правоотношений в области таможенного дела, и, вступая в таможенные правоотношения, О00 "ПРОФИЛЬ-ЕВРО" обязано при осуществлении своей деятельности строго придерживаться требований таможенного законодательства, обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого исполнения требований закона.
Устанавливая, что таможенный представитель действует не от собственного имени, а от имени декларанта, Таможенный кодекс ЕАЭС закрепляет, что действия по декларированию совершает таможенный представитель, в связи с чем, именно он несет все обязанности сопутствующие этому действию, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре.
Дата совершения административного правонарушения -16.01.2022.
Место совершения административного правонарушения - Московский областной т/п (ЦЭД) МОТ (юридический адрес: 115404, г. Москва, ул. 6-Радиальная, д. 1).
Законный представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, руководитель ООО "ПРОФИЛЬ-ЕВРО" надлежащим образом, уведомлен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет электронной почтой), который заявил ходатайство N б/н от 06.04.2022 о рассмотрении дела об АП в его отсутствие.
Изложенное выше позволяет сделать вывод обо всех надлежащих мерах, принятых для надлежащего уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N 10013000-003550/2022.
Учитывая надлежащее уведомление законного представителя юридического лица, руководителя ООО "ПРОФИЛЬ-ЕВРО" дело об административном правонарушении АП N 10013000-003550/2022 рассмотрено в его отсутствие.
Срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, составляет два года со дня совершения административного правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, изложенньгх в ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено
Исходя из изложенного установлено что ООО "ПРОФИЛЬ-ЕВРО" 16.01.2022 при таможенном декларировании товара N 1 в размер лицензионных платежей, не был включен налог на добавленную стоимость в размере 20%, что привело к заявлению недостоверных сведений о таможенной стоимости декларируемого товара, что в свою очередь привело к занижению размера причитающихся к уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 5896,88 рублей РФ (пять тысяч восемьсот девяносто шесть рублей восемьдесят восемь копеек), что подтверждается следующими доказательствами: копией ДТ N 10013160/160122/3018070, копией КДТ N 10013160/160122/3018070/02, копией лицензионного договора N Б/Н от 01.01.2016, копией приложения к лицензионному договору А (ВЕРСИЯ 6) от 17.11.2021, копией расчета лицензионных платежей 99002570 от 16.01.2022 и другими доказательствами собранными по делу.
Согласно справке о привлечении ООО "ПРОФИЛЬ-ЕВРО" к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ, полученной в КПС "Правоохрана-Административные правонарушения"", в ходе которой установлено, что на дату совершения АП ООО "ПРОФИЛЬ-ЕВРО" ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, что согласно ст. 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Информация о привлечении лица к административной ответственности приведена в справке от 06.04.2022 находящейся в материалах дела.
Таким образом, ООО "ПРОФИЛЬ-ЕВРО" (юридический адрес: 141580, Московская область, г. Солнечногорск, с. Чашниково, ул. Промышленная, стр. 1, корпус 4, ИНН 7736042595, КПП 504401001, ОГРН 1027739383627, ОКПО 17126544, дата регистрации в качестве юридического лица 15.10.2002, свидетельство о включении в реестр таможенных представителей N 0065 от 16.07.2019) совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего таможенного законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований Обществом в материалы дела также не представлено.
Означенная правовая позиция согласуется с позицией изложенной в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 27.04.2023 по делу N А40-141593/22.
С учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом в пределах санкции ч.2 ст.16.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Доводы апелляционной жалобы свидетельствуют, что Заявителем не учтено то обстоятельство, что уплата НДС связана с различными объектами налогообложения.
В рассматриваемом случае указанная сумма НДС уплачивается в связи с использованием объектов интеллектуальной собственности, а не в связи с ввозом товаров.
Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место быть налогообложение различных лиц:
* компании, осуществившей ввоз товаров (декларант - ООО "КИМБЕРЛИ-КЛАРК" (РОССИЯ)");
иностранного лица, являющегося лицензиаром ("Kimberly-Clark Worldwide, Inc." (США). Объект налогообложения по НДС возникает у лицензиара по мере оказания услуг по предоставлению лицензиату прав использования объектов интеллектуальной собственности.
В первом случае объектом налогообложения является ввоз товаров (женские гигиенические прокладки с товарным знаком "КОТЕХ") на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (подпункт 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ), во втором - передача имущественных прав (на товарный знак "КОТЕХ" ) (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ).
Применительно ко второму случаю, организация признается налоговым агентом, а налогоплательщиками являются иностранные лица - лицензиары, не состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации.
Также ФТС России отмечает, что согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы в виде пошлин, налогов и сборов, уплачиваемых в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС или продажей ввозимых товаров на таможенной территории ЕАЭС при условии, что они выделены из ЦФУ, заявлены декларантом и подтверждены им документально (далее - разрешенные вычеты из ЦФУ).
Таким образом, для включения расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС, в состав разрешенных вычетов из ЦФУ, указанные расходы должны быть частью ЦФУ, они должны быть понесены декларантом в виде пошлин, налогов и сборов, уплачиваемых в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
При этом рассматриваемые суммы НДС, исчисленные, удержанные и уплаченные декларантом в рамках исполнения им обязанностей налогового агента, не соответствуют перечисленным условиям, поскольку:
* не являются частью ЦФУ;
* налогоплательщиком по ним является правообладатель, а не декларант;
* объектом налогообложения является не ввоз товаров, а передача прав на объекты интеллектуальной собственности (результаты интеллектуальной деятельности) на территории РФ (подпункт 1 пункта 1 статьи 146, подпункт 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ).
Поскольку отсутствуют основания для включения в состав разрешенных вычетов из ЦФУ сумм НДС, исчисленных, удержанных и уплаченных из начисленных в пользу правообладателя роялти в рамках исполнения декларантом обязанностей налогового агента, данные суммы подлежат включению в таможенную стоимость товаров в составе дополнительных начислений к ЦФУ в виде роялти.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Общества о том, что НДС не является частью стоимости сделки товаров, сделан на неверном толковании положений ТК ЕАЭС и определении взаимосвязи между ЦФУ и дополнительными начислениями, к которым относятся дополнительные начисления к ЦФУ в виде роялти.
Кроме того, в соответствии с абзацем первым пункта 1 и пунктом 4 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик ("Kimberly-Clark Worldwide, Inc.", США) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (ООО "Кимберли-Кларк") соответствующую сумму НДС. В расчетных документах и в счетах-фактурах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Таким образом, если в соответствии с налоговым законодательством страны ввоза при уплате в пользу иностранного правообладателя ("Kimberly-Clark Worldwide, Inc.") роялти импортером (ООО "Кимберли-Кларк") подлежат удержанию суммы налогов, то указанные суммы должны рассматриваться как часть лицензионных платежей.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что сумма НДС не была согласована и не была выделена ни в лицензионном договоре, ни в первичных учетных документах к договору.
Указанный довод опровергается следующими положениями Договора.
Согласно разделу Договора "Законодательство и налоги" во исполнение Договора Лицензиат (ООО "КИМБЕРЛИ-КЛАРК") обязуется выполнять все применимое законодательство. Лицензиат обязуется подготовить и подать все отчеты, а также уплатить все государственные и гербовые пошлины и сборы, устанавливаемые любым государственным органом на лицензионной территории.
Согласно приложению А к Договору лицензионной территорией также является Российская Федерация.
Таким образом, положениями Договора установлена обязанность лицензиата по уплате всех государственных сборов, к которым относится НДС, в том числе на территории Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Общества, в таможенную стоимость товаров должна быть включена общая сумма начисленных роялти, то есть до удержания налогов, а не фактически перечисляемая сумма.
В таможенную стоимость товаров должны включаться роялти с учетом сумм НДС и налога на прибыль организаций, исчисляемых и удерживаемых лицензиатом (ООО "Кимберли-Кларк"), который выполняет в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанности налогового агента.
Таким образом, при определении таможенной стоимости товаров по методу 1 суммы НДС, предъявленные лицензиаром ("Kimberly-Clark Worldwide, Inc."), должны быть учтены в составе дополнительных начислений к ЦФУ в виде роялти в соответствии с нормами подпункта 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС.
В апелляционной жалобе Общество приводит исключительно доводы, связанные с отрицанием позиции таможенных органов и суда о необходимости включения в таможенную стоимость товаров сумм НДС в составе дополнительных начислений к ЦФУ, в то время как предметом настоящего дела является правомерность привлечения Общества, являющегося таможенным представителем, к административной ответственности.
В этой связи, суда апелляционной инстанции принимает во внимание, что требование таможенного органа, выставленное 16.01.2022 в адрес декларанта, о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в части пересчета таможенной стоимости товаров с учетом НДС в размере 20 %, с учетом которого таможенный представитель и привлекается к административной ответственности, не обжаловалось ни декларантом (ООО "КИМБЕРЛИ-КЛАРК"), ни Обществом.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2023 по делу N А40-209102/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-209102/2022
Истец: ООО "ПРОФИЛЬ-ЕВРО"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ, ФТС РОССИИ
Третье лицо: Федеральная таможенная служба