г. Москва |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А40-262336/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИП Магамедова Э.Б.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2023 по делу N А40-262336/22
по заявлению ИП Магамедова Э.Б.
к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
третье лицо: МО ГИБДД ТНРЭР N 5 ГУ МВД России по г. Москве
О признании незаконными уведомления
при участии:
от заявителя: |
Магамедов Э.Б., паспорт, Магомедов Б.Э. по доверенности от 01.02.2023, Истомина О.С. по доверенности от 12.05.2023; |
от заинтересованного лица: |
Лаврова Е.А. по доверенности от 22.08.2022; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Магамедов Эдилфес Бакарович (далее по тексту - Заявитель, ИП Магамедов Э.Б.) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решений от 09.11.2022 N 012343-2022 и от 23.11.2022 N 12933-2022 об отказе в предоставлении государственной услуги и обязании Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - Департамент транспорта) выдать разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы на транспортное средство Hyundai Grand Starex, государственный регистрационный номер РА 033 05 RUS.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2023, Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене последнего, удовлетворении требования заявителя, признании незаконными решений от 09.11.2022 N 012343-2022 и от 23.11.2022 N 12933-2022 об отказе в предоставлении государственной услуги и обязании Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - Департамент транспорта) выдать разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы на транспортное средство Hyundai Grand Starex, государственный регистрационный номер РА 033 05 RUS.
В судебном заседании представитель заявителя озвучил доводы апелляционной жалобы, настаивает на отмене решения суда первой инстанции, представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв в порядке ст.262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, ИП Магамедов Э.Б. обратился в Департамент транспорта с заявлениями о выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы на транспортное средство HYUNDAI GRAND STAREX государственный регистрационный номер РА03305 (заявления от 10.11.2022 N 0001 -9000003-77200101 -0031440/22 и от 27.10.2022 N 0001 -9000003-77200101-0029993/22).
По результатам рассмотрения, Департаментом транспорта приняты решения об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения,
переоформление разрешения, выдача дубликата разрешения и аннулирование разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы" в связи с несоответствием представленного заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Единым требованиям, Регламентом (уведомления от 04.11.2022 N 012343-2022 и от 23.11.2022 N 012933-2022).
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в суд за защитой своих прав и законных интересов.
В статье 198 АПК РФ указывается на право обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта при наличии в совокупности двух признаков - нарушения закона и одновременно нарушения прав и законных интересов обратившегося за судебной защитой лица.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд пришел к выводу, что в нарушение ст. 65 АПК РФ предпринимателем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов, транспортное средство Заявителя не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере перевозки пассажиров и багажа легковым такси.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав позиции сторон, суд апелляционной инстанции с учетом положения ч.1 ст. 268, ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое уведомление Департамента является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Как следует из текста апелляционной жалобы, необоснованным и несостоятельным, по мнению заявителя, является вывод суда о том, что транспортное средство Hyundai Grand Starex. VIN-номер KMJWA37KBGU772564 относится к категории "М2".
По мнению апеллянта, транспортное средство Hyundai Grand Starex, государственный регистрационный номер РА 033 05 RUS, полностью соответствует требованиям норм действующего законодательства по осуществлению деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси поскольку транспортному средству в соответствии с паспортом транспортного средства (далее - ПТС), зарегистрированном в органах ГИБДД МВД России, присвоена категория "В" что соответствует категории "Ml" в международной классификации. ПТС на автомобиль с присвоением категории "В" получен в строгом соответствии с действующим законодательством (цитата, стр. 5 апелляционной жалобы).
Апелляционная коллегия полагает указанный довод предпринимателя основанным на неверном толковании норм действующего законодательства.
В материалах дела имеется копия паспорта транспортного средства, согласно которому транспортное средство Заявителя является "автобусом" (тип ТС), категория транспортного средства - D.
Также в материалах дела имеется копия свидетельства о регистрации транспортного средства, согласно которому транспортное средство Заявителя является "легковым универсал" (тип ТС), категория транспортного средства - В/М1.
Таким образом, имеются противоречия в документах на транспортное средство Заявителя.
Судом первой инстанции рассмотрен данный довод, что нашло свое отражение в оспариваемом решении, и верно установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 15.02.2011 N 32-ПП, на Департамент транспорта возложены полномочия по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы (пункт 6.30).
В силу прямого указания пункта 2 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ, разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом N 69-ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, для получения разрешения необходимо, чтобы транспортные средства, которые Заявитель собирается использовать предназначались для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации (статья 1 Устава автомобильного транспорта).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Устава автомобильного транспорта Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586, определены следующие понятия:
- "легковое такси" - транспортное средство категории "Ml", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.09.2016 N 108 "О справочниках и классификаторах, используемых для заполнения паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники", транспортное средство категории "Ml" -транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения.
Таким образом, легковым такси является транспортное средство категории "Ml".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1586 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которыми определено, что под легковым такси понимается транспортное средство категории "Ml", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.
Категории транспортных средств, установленные Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), и Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" соотносятся следующим образом:
- категория транспортного средства, установленная техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств": - М2, МЗ;
- категория транспортного средства, установленная Федеральным законом "О безопасности дорожного движения": -D.
Таким образом, транспортное средство Заявителя не относится к категории Ml. a следовательно, в силу прямого указания Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1586, не может использоваться для перевозок пассажиров и багажа в качестве такси.
Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - Технический регламент), установлены требования к безопасности транспортных средств перед выпуском их в обращение предприятием-изготовителем, требования к узлам и агрегатам (в частности, для транспортных средств категорий Ml, M2 МЗ), а также технические характеристики транспортных средств в зависимости от категории транспортных средств.
При этом требования безопасности для транспортных средств названных категорий различны, для категории Ml устанавливаются более высокие требования к уровню безопасности, что связано с возможностью использования транспортных средств данной категории для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
На основании пункта 8 Технического регламента документами, удостоверяющими соответствие требованиям Технического регламента при выпуске в обращение, для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, является одобрение типа транспортного средства (далее также ОТТС).
Под ОТТС понимается документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям технического регламента (пункт 6 Технического регламента).
Согласно подпункту "в" пункта 11 раздела III Правил заполнения бланков одобрения типа транспортного средства, одобрения типа шасси, уведомления об отмене документа, удостоверяющего соответствие техническому регламенту, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.12.2014 N 232, тип транспортного средства присваивается его изготовителем.
Согласно пункту. 5.4.26, 5.4.29 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294, рассмотрение, утверждение и регистрация одобрения типа транспортного средства относится исключительно к компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Госстандарт).
Для изменения категории транспортного средства со стороны предприятия-изготовителя требуется обеспечение соответствия всем требованиям, установленным для транспортных средств категории Ml.
В соответствии с Техническим регламентом под типом транспортного средства (шасси, компонента) понимаются транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.
Проверка выполнения требований к типам выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) проводится в форме одобрения типа. Подразделение транспортных средств на типы и модификации для целей оценки соответствия осуществляется согласно приложению N 11 к Техническому регламенту (пункт 23 Технического регламента).
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно пункту 4 статьи 15 Закона N 196-ФЗ после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Регистрация транспортных средств подтверждает только возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации, но не свидетельствует об одобрении типа транспортных средств.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2017 N 305-КГ17-19681 по делу N А40-51670/2017.
Представленное Заявителем свидетельство о государственной регистрации транспортного средства содержит сведения об ОТТС - N ТС RU A-KR.TC11.44977. Однако данный документ не является одобрением типа транспортного средства, а является свидетельством о безопасности транспортного средства, согласно которому ТС относится к категории М2.
В силу пункта 16 Требований к свидетельству о регистрации транспортного средства, утвержденных Приказом МВД России от 23.04.2019 N 267 (далее - Требования к свидетельству о регистрации транспортного средства), в строке "Категория ТС" указывается категория или подкатегория транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 196-ФЗ, а также приложением N 1 к Техническому регламенту. Заполнение данной строки осуществляется в соответствии с категориями транспортных средств, установленными Техническим регламентом и Законом N 196-ФЗ (приложение к Требованиям к паспорту транспортного средства).
Согласно указанному приложению к Требованиям к паспорту транспортного средства категория "В", установленная Законом N 196-ФЗ, относится не только к транспортным средствам категории "Ml", а также к транспортным средствам категории "N 1" (по тем же критериям - разрешенная максимальная масса не превышает 3 500 кг, число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми).
В силу пункта 1 примечания к таблице 1 приложения N 1 к Техническому регламенту транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, относится либо к категории Mi, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза; либо к категории N, если это условие не выполняется.
Согласно пункту 9 Требований к свидетельству о регистрации транспортного средства заполнение соответствующих строк и разделов бланка свидетельства осуществляется на основании сведений, содержащихся в паспортах транспортных средств (электронных паспортах транспортных средств) и используемом органами внутренних дел специальном программном обеспечении федеральной информационной системы Госавтоинспекции.
Таким образом, сведения, указанные в паспорте транспортного средства, являются первичными относительно сведений свидетельства о регистрации.
В отношении транспортного средства Заявителя в паспорте отражены сведения об ОТТС N ТС RU A-KR.TC11.44977, однако данный документ не является ОТТС, а является свидетельством о безопасности ТС, согласно которому категорией транспортного средства является "М2".
Информация о переоборудовании транспортного средства Заявителя Hyundai Grand Starex, государственный регистрационный номер РА 033 05 RUS, получения положительного заключения и свидетельства о безопасности транспортного средства, как транспортного средства Ml, отсутствуют.
Ввиду изложенного само по себе отражение в представленном Заявителем свидетельстве о регистрации транспортного средства категории транспортного средства - "В/М1", не является достаточным доказательством отнесения спорного транспортного средств к категории "Ml".
Таким образом, подтверждая в представленном в Департамент транспорта заявлении о соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным Законом N 69-ФЗ и Постановлению Правительства Москвы от 28.06.2011 N 278-ПП "О мерах по реализации Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Заявитель фактически не располагал доказательствами отнесения транспортного средства к категории "Ml" применительно к требованиям Технического регламента, тогда как, претендуя на получение рассматриваемого разрешения, Заявитель должен подтвердить фактическое соответствие таких транспортных средств установленным требованиям.
Формальное толкование и применение норм права в рассматриваемой сфере недопустимо в том числе исходя из приоритета обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Закрытый перечень документов, подлежащих представлению с заявлением о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, не ограничивает Департамент транспорта при проверке заявления использовать весь объем доступных документов с целью установления соответствия транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, нормативно предусмотренным требованиям и не опровергает правомерность вывода об отсутствии оснований относить спорное транспортное средство к категории Ml.
Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что транспортному средству Заявителя Hyundai Grand Starex (VIN - KMJWA37KBGU7725564) заводом изготовителем было присвоена категория "М2", что подтверждается свидетельством о безопасности транспортного средства N ТС RU A-KR.TC 11.44977. размещенным на официальном сайте Госстандарта.
Требования к безопасности автотранспортного средства изложены в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", а непосредственно действия, связанные с переоборудованием, регламентируются Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", который обязывает проходить обязательную повторную сертификацию или декларирование соответствия безопасности конструкции ТС, а также его частей, дополнительного оборудования, принадлежностей и запчастей, после внесения изменений.
После надлежащего оформления переоборудования ТС, заявитель должен получить новое свидетельство о регистрации ТС и соответствующую запись в паспорте ТС.
Вместе с тем, документы и отметки, свидетельствующие о соответствии конструкции ТС требованиям безопасности отсутствуют. Новое ОТТС у Заявителя отсутствует, а в соответствии с действующим Свидетельством о безопасности ТС, транспортное средство Заявителя относится к категории М2, следовательно, в силу императивных норм действующего законодательства не может использоваться для перевозки пассажиров и багажа легковым такси.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2023 по делу N А40-262336/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-262336/2022
Истец: Магамедов Эдилфес Бакарович
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ