г. Челябинск |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А34-20454/2022 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Калашника С.Е., рассмотрел без вызова сторона в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Административной комиссии города Кургана в лице Департамента развития городского хозяйства администрации города Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 14.03.2023 по делу N А34-20454/2022.
Общество с ограниченной ответственностью "Новая Волна Курган" (далее - заявитель, общество "Новая Волна Курган", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Административной комиссии города Кургана в лице Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана (далее - административный орган, Комиссия) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 24.11.2022 N 99875 о привлечении к административной ответственности по пункту 1 статьи 5 Закона Курганской области от 20.11.1995 N 25 "Об административных правонарушениях на территории Курганской области" (далее - Закон курганской области N 25) и наложении административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 22.03.2023, вынесенным в виде резолютивной части по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
По заявлению Комиссии Арбитражным судом Курганской области 14.03.2023 изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комиссия обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что органом местного самоуправления в отношении общества не проводилось проверок в рамках муниципального жилищного контроля либо в рамках контроля деятельности юридического лица. МКУ "Административно-техническая инспекция города Кургана" осуществляло мониторинг территории г. Кургана посредством визуального осмотра в рамках реализации своих полномочий на предмет соблюдения Правил благоустройства. Общество "Новая Волна Курган", являясь управляющей компанией, обязано надлежащим образом содержать общее имущество многоквартирного дома. МКУ "Административно-техническая инспекция города Кургана" зафиксировало факт нарушения управляющей компанией Правил благоустройства и направило данную информацию в уполномоченный орган. Все действия по обнаружению данных, указывающих на наличие события правонарушения, и по возбуждению дела об административном правонарушении совершены административным органом в порядке Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объекты должны содержатся в надлежащем состоянии, только в этом случае управление многоквартирным домом будет обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Административной комиссией установлено событие правонарушения; обществом не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований муниципальных правовых актов, касающихся порядка содержания объектов благоустройства; судебная практика подтверждает позицию административной комиссии.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по сообщению МКУ "Административно-техническая инспекция города Кургана", предоставленным материалам, указывающим на наличие совершенного административного правонарушения установлено, что 02.11.2022 в 14 часов 28 мин. обществом элементы благоустройства содержатся в ненадлежащем состоянии, а именно не отремонтировано оборудование детской площадки и хозяйственной площадки жилого дома N 47 по ул. Красина в г. Кургане.
09.11.2022 должностным лицом Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана в отношении общества составлен протокол N 18857-АП.
24.11.2022 Комиссией вынесено постановление N 99875 о привлечении общества к административной ответственности по пункту 1 статьи 5 Закона Курганской области от 20.11.1995 N 25 "Об административных правонарушениях на территории Курганской области", назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о недоказанности события административного правонарушения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу пункта 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами административными комиссиями, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На территории Курганской области таким законом является Закон курганской области N 25, в силу пункта 1 статьи 26 которого составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных этим Законом (включая нарушения правонарушения, предусмотренные статьей 4 этого Закона), вправе уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образования Курганской области.
Согласно пункту 3 статьи 27 Закона Курганской области N 25, административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 4 этого Закона.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен и оспоренное постановление вынесено административной комиссией в пределах предоставленных ей полномочий.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено административной комиссией в пределах предоставленных ей полномочий.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона Курганской области N 25 содержание элементов благоустройства, в том числе ограждений, в технически неисправном состоянии, а также нарушение требований и сроков по очистке элементов благоустройства, в том числе ограждений, нарушение требований по размещению и восстановлению элементов благоустройства, в том числе ограждений, не повлекшие нарушения требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных федеральным законодательством, а также в случае, если данное правонарушение не образует состав административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 5 статьи 4, статьями 9, 9.1, 14 настоящего закона, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 рублей; на должностных лиц - в размере от 10000 до 30000 рублей; на юридических лиц - в размере от 40000 до 70000 рублей.
Объектом являются охраняемые общественные правоотношения в сфере благоустройства территории муниципального образования Курганской области.
Объективную сторону образуют действия (бездействие) субъекта по содержанию элементов благоустройства, в том числе ограждений, в технически неисправном состоянии, а также нарушение требований и сроков по очистке элементов благоустройства, в том числе ограждений, нарушение требований по размещению и восстановлению элементов благоустройства, в том числе ограждений, если данное правонарушение не образует состав административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 5 статьи 4, статьями 9, 9.1, 14 настоящего закона.
Субъектом являются лица, ответственные за проведение работ по содержанию и размещению элементов благоустройства.
Субъективная сторона характеризуется виной.
В рассматриваемой ситуации заявителю вменено в вину содержание элементов благоустройства дома N 47 по ул. Красина в г. Кургане, не отремонтировано оборудование детской площадки и хозяйственной площадки.
Решением Курганской городской Думы от 27.03.2019 N 52 утверждены Правила благоустройства территории г. Кургана.
В пункте 2 Правил благоустройства указано, что настоящие Правила устанавливают единые требования к благоустройству, объектам и элементам благоустройства территории города Кургана, перечень мероприятий по благоустройству, порядок и периодичность их проведения и подлежат обязательному исполнению на всей территории города Кургана всеми физическими лицами, постоянно или временно проживающими на территории города Кургана, юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 4.3 статьи 1 Правил благоустройства территории, прилегающие к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам (далее - дворовые территории).
К элементам благоустройства в настоящих Правилах относятся, в том числе: внешние поверхности зданий, строений, сооружений (в том числе декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, различные виды оборудования и оформления, изображения, архитектурно-строительные изделия и иной декор, оконные и дверные проемы, витражи, витрины, козырьки, навесы, тамбуры, входные площадки, лестницы, пандусы, ограждения и перила, балконы, лоджии, входные группы, цоколи, террасы, веранды и иные элементы, иные внешние поверхности фасадов, крыш) (пункт 5.1 Правил благоустройства).
Согласно статье 2 Правил благоустройства в целях настоящих Правил применяется следующее понятие элементов благоустройства: декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
В силу пункта 18 статьи 5 Правил благоустройства содержание элементов благоустройства, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется с соблюдением общих требований, установленных настоящими Правилами (элементы благоустройства должны находиться в технически исправном состоянии, быть отремонтированы, а также должны быть чистыми, окрашенными, не иметь повреждений, в том числе трещин, ржавчины, сколов). Нарушенные или поврежденные элементы благоустройства подлежат восстановлению путем проведения их ремонта, замены поврежденных частей или полной замены элемента благоустройства.
Приложением к правилам является перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Содержание территорий общего пользования и порядок пользования такими территориями заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих организацию сбора отходов, размещение контейнерных площадок, размещение контейнеров и бункеров, установку урн, их очистку ремонт и покраску на территориях общего пользования для сбора и временного хранения отходов и мусора, соблюдение режимов уборки, мытья и дезинфекции данных объектов, своевременный вывоз в установленные места и размещение (утилизацию, переработку) отходов и мусора (подпункт 2.2 пункта 2 статьи 3 Правил благоустройства).
Исходя из приведенных нормативных положений, заявитель, являющийся управляющей организацией, осуществляющей содержание общего имущества многоквартирного дома N 47 по ул. Красина в г. Кургане, несет обязанность по содержанию элементов благоустройства.
Как указывает административный орган, это нарушение выявлено 02.11.2022 должностным лицом МКУ "Административно-техническая инспекция города Кургана" при осуществлении визуального осмотра в рамках мониторинга содержания общедомового имущества многоквартирного дома.
Между тем, положениями статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля", плановые (рейдовые) осмотры (обследования территорий и мероприятия социально-гигиенического мониторинга) отнесены к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводимым на основании соответствующих заданий.
С 01.07.2021 введен в действие Федеральный закон от 31.07.2020 N 248- ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в соответствии с которым, рейдовый осмотр отнесен к контрольным (надзорным) мероприятиям, осуществляемым при взаимодействии с контролируемым лицом, а к контрольным (надзорным) мероприятиям без взаимодействия с контролируемым лицом отнесены наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование (части 2 и 3 статьи 56). При этом, контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа (часть 2 статьи 57), а проведение контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, осуществляется на основании соответствующего решения контрольного (надзорного) органа (часть 1 статьи 64).
Сведений о наличии такого задания в настоящем случае материалы дела не содержат, фиксирующий результаты контрольного мероприятия акт не составлялся.
Как следует из материалов дела, в Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана поступило сообщение МКУ "Административно-техническая инспекция города Кургана" с предоставленными материалами фотосъемки, что и послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении, привлечения общества к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 28.1 КоАП РФ, указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно статье 26 Закона Курганской области N 25, правом на составление протоколов по пункту 2 статьи 4 данного закона обладают уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области.
На территории Курганской области действует Закон от 01.07.2010 N 27 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области в сфере определения перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
В соответствии с указанным законом Администрацией города Кургана издано постановлением от 18.01.2012 N 76 "Об определении Перечня должностных лиц Администрации города Кургана, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Курганской области "Об административных правонарушениях на территории Курганской области", полномочиями на составление протоколов по пункту 1 статьи 5 Закона Курганской области N 25 наделены должностные лица Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана.
Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается для вида муниципального контроля - положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования (пункт 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (далее - Закон N 248-ФЗ)).
В соответствии с пунктом 1.7-1 статьи 3 Положения о Департаменте развития городского хозяйства Администрации города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 26.09.2016 N 188, Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана осуществляет муниципальный контроль в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории города Кургана.
Соответственно, должностные лица Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана вправе самостоятельно осуществлять муниципальный контроль, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории города Кургана, а включенные в вышеназванный перечень должностные лица указанного Департамента наделены полномочиями по составлению протоколов по пункту 1 статьи 5 Закона Курганской области N 25, в то время как должностные лица МКУ "Административно-техническая инспекция города Кургана" такими полномочиями не обладают.
В этой связи обнаружение должностным лицом МКУ "Административно-техническая инспекция города Кургана" данных, указывающих на наличие события административного правонарушения по пункту 1 статьи 5 Закона Курганской области N 25, не могло явиться поводом к возбуждению уполномоченным должностным лицом Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ. Должностному лицу Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях по пункту 1 статьи 5 Закона Курганской области N 25, необходимо проверить указанные в сообщении МКУ "Административно-техническая инспекция города Кургана" сведения о наличии (отсутствии) признаков события административного правонарушения в деянии общества в порядке, установленном КоАП РФ.
Кроме того, представленные фотоматериалы от 23.11.2022 выполнены неустановленным лицом вне рамок проведения контрольных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также вне рамок административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ.
Поскольку доказательства в обоснование наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения не представлены, то у административного органа отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности по пункту 1 статьи 5 Закона Курганской области N 25.
Кроме того, при привлечении к административной ответственности административным органом не установлено, какой из пунктов Правил благоустройства нарушен обществом.
Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), их утверждение относится к вопросам местного значения городского и сельского поселения, городского округа, внутригородского района (пункт 19 части 1 и часть 3 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 16, пункт 10 части 1 статьи 16.2 названного закона).
Правила благоустройства содержат различные требования, обязательные для исполнения любым лицом, находящимся на территории конкретного муниципального образования.
Пункт 17.6 Правил благоустройства предусматривает, что содержание некапитальных нестационарных сооружений должно осуществляться с соблюдением общих требований, установленных настоящими Правилами, некапитальные нестационарные сооружения должны находиться в технически исправном состоянии, быть отремонтированы, а также должны быть чистыми, окрашенными, не иметь повреждений, в том числе трещин, ржавчины, сколов, в зимнее время - очищены от снега, наледи, сосулек, то есть данный пункт предусматривает самостоятельное правовое регулирование.
Вместе с тем, при привлечении к административной ответственности административным органом не установлено какой из пунктов Правил благоустройства нарушен обществом.
Поскольку из протокола об административном правонарушении от 09.11.2022 N 18857-АП и постановления по делу об административном правонарушении от 24.11.2022 N 99875 не следует, какие именно статьи Правил благоустройства нарушены обществом, соответственно, не представляется возможным установить какими статьями Закона Курганской области N 25, либо КоАП РФ установлена ответственность, что свидетельствует о правовой неопределенности в силу отсутствия описания конкретного действия (бездействия).
С учетом указанных обстоятельств подлежит отклонению как не основанный на материалах дела довод подателя апелляционной жалобы о доказанности события и состава административного правонарушения.
Недоказанность события правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены оспоренного постановления о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного, оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об обоснованности требований заявителя у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 14.03.2023 по делу N А34-20454/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Административной комиссии города Кургана в лице Департамента развития городского хозяйства администрации города Кургана - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Е. Калашник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-20454/2022
Истец: ООО "Новая Волна Курган"
Ответчик: Административная комиссия Кургана в лице Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана
Третье лицо: Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана