г. Москва |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А40-147426/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2023 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева,
судей В.Я. Гончарова, Т.Ю. Левиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Д. Вальковым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20 февраля 2023 года по делу N А40-147426/2022, принятое судьей Романовым О.В.
по иску ООО УК "Городские кварталы" (ОГРН 1136733011183) к ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России (ОГРН 1035006114208) о взыскании долга и пени
при участии в судебном заседании от ответчика - Антошкин А.А. по доверенности от 28.02.2023 г.
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России задолженности за период с 01.06.2018 по 31.011.2020 в размере 191 985 руб. 20 коп., пени в размере 116 839 руб. 20 коп. (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 20.02.2023 г. исковые требования в части взыскания задолженности удовлетворены в размере 143 681 руб. 35 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Ответчик не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на то, что не доказано право оперативного управления ответчика на спорные помещения в спорный период, отсутствует расчет задолженности.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Рассмотрев дело в отсутствие извещенного надлежащим образом о судебном разбирательстве истца в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционных жалоб и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, в оперативном управлении ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России находятся жилые помещения площадью N 1, 48, 50, 5.2, 56, 60, 63, 75, 80, 82, 87, 88, 96, 97, 102,106,108,117, 118,120,122, 124,128,135,136,148,162,163,168,170,172,176, 178, 185, 186, 187, 204, 219, 220, 222, 224, 225, 230, 236, 237, 243, 244, 246, 247, 249, расположенные в МКД N 3, Краснинское ш., г. Смоленск. Данные обстоятельства, вопреки доводам жалобы, подтверждаются представленными в материалы дела в электронном виде посредством Картотеки арбитражных дел выписками из ЕГРН (приложение к дополнению к иску от 05.12.2022 г., т.1 л.д.107).
Доказательств того, что право оперативного управления зарегистрировано в спорный период за иными лицами, в материалы дела не представлено.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 123.21, 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания имущества несет собственник этого имущества либо учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления.
Истец является управляющей компанией спорного МКД, что подтверждается материалами дела (л.д. 24-25) и не оспаривается ответчиком.
Поскольку коммунальные услуги в добровольном порядке не оплачены, истец обратился с настоящим иском в суд.
На основании статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность по внесению своевременной платы за жилое помещение и коммунальные услуги гражданами и организациями.
Согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
С учетом вышеизложенного и в соответствии с положениями статьи 296 Гражданского кодекса ответчик несет обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
При этом ссылаясь на недоказанность истцом расчета задолженности, который также вопреки доводам жалобы представлен в материалы дела (имеется в электронном виде в Картотеке арбитражных дел), ответчик не представил суду доказательств иных объемов их потребления, так же как и не представил контррасчет.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в части взыскания долга с учетом срока исковой давности в размере 143 681 руб. 35 коп.
Истец не обжалует решение суда в части отказа во взыскании части долга и пени.
В силу части 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
На основании статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, также устанавливают обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения относятся к помещениям специализированного жилищного фонда.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Сведений об изменении правового режима рассматриваемых квартир в деле не имеется, доказательств, свидетельствующих о том, что жилые помещения исключены из числа служебных помещений либо передано в муниципальную собственность, что предполагает изменение статуса жилого помещения, суду не представлено.
В материалах дела имеются договоры найма служебного жилого помещения (т.1 л.д.140-152), по условиям которых наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во временное владение и пользование жилые помещения, находящееся в государственной собственности, включенное в специализированный жилищный фонд Минобороны России, в связи с прохождением военной службы.
Стороны при заключении данных договоров найма служебного жилого помещения согласовали иные условия оплаты коммунальных услуг, которые уточняют и не противоречат положениям жилищного кодекса.
По условиям пункта 13.1 договора, наймодатель имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а пунктом 14.7 предусмотрена обязанность наймодателя обеспечивать предоставления коммунальных услуг, пунктом 17.1 договора установлены санкции со стороны наймодателя за несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более 6 месяцев в виде расторжения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации субъект, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Таким образом, обязательства по содержанию спорных квартир должен нести ответчик, у которого данные квартиры в рассматриваемый период находились в оперативном управлении.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 февраля 2023 по делу N А40-147426/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147426/2022
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ГОРОДСКИЕ КВАРТАЛЫ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ