22 мая 2023 г. |
Дело N А84-2657/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 22 мая 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Горбуновой Н.Ю.,
Мунтян О.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гутник Г.В.
при участии в заседании от:
общества с ограниченной ответственностью "Спецгеологоразведка" (в режиме веб-конференции) - Гончаровой Ирины Михайловны, представителя по доверенности от 09.01.2022 N 05/01-22;
Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" - Соколова Сергея Юрьевича, представителя по доверенности от 30.12.2022 N 89,
рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 22 декабря 2022 года по делу N А84-2657/2022
по иску Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (299007, г. Севастополь, ул. Николая Музыки, д. 50, ОГРН 1149204007028, ИНН 9204003670)
к обществу с ограниченной ответственностью "Спецгеологоразведка" (300012, Тульская область, Тула, ул. Михеева, 17, этаж 5; ОГРН 1027100594982, ИНН 7104037590)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (далее - Учреждение, заказчик, истец) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Спецгеологоразведка" (далее - Общество, подрядчик, ответчик) о взыскании 2370000,00 рублей неустойки по государственному контракту от 13.04.2018 N 10ПИР-ОК, 37920000,00 рублей неосновательного обогащения, 391666,85 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 11.04.2022 и с 12.04.2022 по день фактического исполнения обязательства. Исковые требования мотивированы нарушением ответчиком условий государственного контракта от 13.04.2018 N 10 ПИР-OK в части своевременного выполнения работ.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 22 декабря 2022 года по делу N А84-2657/2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что результат работ по контракту не достигнут и не может быть использован государственным заказчиком для дальнейшего осуществления строительно-монтажных работ (не имеет потребительской ценности), качество, объем и комплектность результата работ по контракту не подтверждены соответствующими заключениями государственной экспертизы. Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2023 апелляционная жалоба Учреждения принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражает, просит решение суда отставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
13 апреля 2018 года между Обществом (подрядчик) и Учреждением (заказчик) заключен государственный контракт N 10 ПИР-OK (далее - Контракт) на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство КНС, напорных коллекторов и самотечных сетей канализации на мысе Фиолент", согласно которому подрядчик обязуется своевременно выполнить на условиях Контракта проектно-изыскательские работы и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Пунктом 1.2 Контракта установлено, что состав и объем работ определяется Заданием на проектирование (Приложение N 1 к Контракту).
Время выполнения работ определяется Графиком выполнения работ, согласно Приложению N 3 к Контракту (пункт 1.3 Контракта).
Согласно пункту 1.4 Контракта, результатом выполненной работы по контракту, предметом которого в соответствии с ГК РФ является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий. В случае, если в соответствии с ГК РФ проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по такому контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Результатом работ по Контракту является: проектная документация по объекту, получившая положительное заключение государственной экспертизы (пункт 1.5 Контракта).
В соответствии с пунктом 10 Задания на проектирование подрядчик разрабатывает следующую документацию: комплексные инженерные изыскания; Проектная документация; Рабочая документация; Проект планировки территории и проект межевания территории.
Цена Контракта составляет 47400000,00 рублей (пункт 2.3 Контракта).
Пунктом 2.3.5 Контракта установлено, что заказчик перечисляет на расчетный счет подрядчика аванс в размере 9480000,00 рублей.
Согласно пункту 4.3 Контракта работы должны быть закончены в срок до 25.12.2018.
Пунктом 6.1 Контракта установлено, что состав и объем работы, в том числе перечень документации и иных результатов работы, подлежащих сдаче подрядчиком государственному заказчику, определены Заданием на проектирование (Приложение N 1) и Графиком выполнения работ (Приложение N 3) к Контракту.
Согласно Графику выполнения работ, сбор исходных данных (в т.ч. согласование схем выбора трассы), должны быть выполнены подрядчиком 30.04.2018, "Инженерно-геодезические изыскания" - 01.06.2018, "Инженерногеологические изыскания" - 01.07.2018, "Инженерно-гидрометеорологические изыскания" - 02.09.2018, "Инженерно-экологические изыскания" - 02.09.2018, "Проектные работы" - 10.11.2018, "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий с одновременной проверкой достоверности определения сметной стоимости" - 15.12.2018, "Разработка рабочей документации" - 25.12.2018.
Пунктом 11 Задания на проектирование определено, что государственный заказчик предоставляет подрядчику исходно-разрешительные документы: технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, связь, теплоснабжение и т.п.) после письменного запроса подрядчика с предоставлением расчетных нагрузок и мощностей; ситуационный план участка; утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставляемый для размещения объекта капитального строительства в течение 30 дней после предоставления подрядчиком координат границ участка и геодезической съемки участка. При этом подрядчик должен направить государственному заказчику схему размещения земельного участка на бумажном носителе, оформленную соответствующим образом, с указанием координат узловых/граничных точек, дополнительно в адрес заказчика должна быть направлена информация в электронном виде соответствующую бумажному носителю, в формате - KMZ (XML).
Сбор недостающих исходных данных осуществляет подрядчик при содействии государственного заказчика. Стоимость работ по сбору исходных данных входит в стоимость Контракта.
Согласно пункту 12 Задания на проектирование, проведение комплекса землеустроительных и кадастровых работ по подготовке необходимой документации и материалов для оформления прав государственного заказчика на земельные участки, необходимых для строительства и эксплуатации объекта, и подготовка проекта планировки и проекта межевания территорий осуществляются подрядчиком в соответствии со статьями 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации после разработки комплекта проектной документации, ее согласования с государственным заказчиком, а также разработки проекта рекультивации нарушенных земель (при необходимости).
Требования, содержащиеся в Технических условиях ГУПС "Водоканал" от 24.10.2017 N 12/8-10486, отражены в Задании на проектирование (Приложение N 1 к Контракту).
Пунктом 12 Задания на проектирование определено, что при необходимости подрядчик должен выполнить изыскания на наличие объектов культурного наследия, а также согласования специально уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разделам проекта об обеспечении сохранности выявленных объектов культурного наследия (в случае выявления объектов культурного наследия - заключение государственной историко-культурной экспертизы).
Согласно письму Севнаследия от 29.05.2018 N 1347/38-01-18/18, необходимо разработать в составе проектной документации раздел об обеспечении сохранности выявленного объекта культурного наследия и получить по данному разделу заключение государственной историко-культурной экспертизы.
06 июня 2018 года подрядчику направлена информация Севнаследия, однако заключение государственной историко-культурной экспертизы подрядчиком не представлено.
14 мая 2018 года за исх. N 25/1683 государственный заказчик обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о выдаче распоряжения о разработке документации по планировке территории объекта.
Распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 08.06.2018 N 78 о разработке документации по планировке территории направлено подрядчику 06.07.2018 на адрес электронной почты, о чем сообщено 09.07.2018 за исх. N 25/3514.
10 октября 2018 года за исх. N 26/6296 подрядчику направлена информация ООО "Севастопольэнерго" о возможности технологического присоединения к сетям электроснабжения.
16 октября 2018 года за исх. N 3312/10-18 подрядчик обратился в ГАУ "Госэкспертиза г. Севастополя" с заявлением о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
25 октября 2018 года за исх. N 3441/10-18 подрядчик представил исходно-разрешительную документацию для подготовки Технических условий на вынос кабелей линий электроснабжения ООО "Севастопольэнерго" за территорию КНС-3 и КНС-4.
12 ноября 2018 года за исх. N 26/6711 подрядчику направлены изменения в Технические условия ГУПС "Водоканал" и за исх. N 26/6717 копии писем ООО "Севастопольэнерго" о внесении изменений в ранее выданные технические условия.
23 ноября 2018 года заключен договор N 1120-11/18 возмездного оказания услуг на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта.
30 ноября 2018 года за исх. N 26/7121 подрядчику направлены технические требования и расчет платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ФГПУ "102 ПЭС" в отношении КНС-1 - КНС-5.
Передача государственному заказчику результатов работы (этапа работы) осуществляется по акту сдачи-приемки работы (этапа работы), подготовленному в 2-х экземплярах, и направляется государственному заказчику сопроводительным письмом (уведомлением) подрядчика о готовности работ к сдаче (пункт 6.2 Контракта).
Датой приемки работ по Контракту в целом является факт передачи государственному заказчику результатов выполненных работ с положительным заключением государственной экспертизы проектной документации, подтвержденный актом сдачи-приемки выполненных работ (без претензий) (пункт 6.13 Контракта).
Пунктом 2.5.4 Контракта установлено, что расчет за оказанные услуги осуществляется в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания государственным заказчиком Акта об оказанных услугах, а также выставленных подрядчиком счетов, счет-фактур в размере не более 80 (восьмидесяти) процентов стоимости услуг.
Окончательный расчет осуществляется после получения положительного заключения государственной экспертизы в размере разницы между стоимостью услуг и произведенной ранее оплатой, в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания Государственным заказчиком Акта об оказанных услугах.
29 декабря 2018 года по Акту об оказанных услугах N 1 подрядчиком сданы проектно-изыскательские работы на сумму 37920000,00 рублей. На расчетный счет подрядчика 13.02.2018 перечислена сумма (за вычетом ранее выплаченного аванса) в размере 28440000,00 рублей.
08 февраля 2019 года ГБУ "Севастопольский Автодор" выданы технические условия N 13-ТУ пересечения сетей водоотведения объекта с автомобильными дорогами Монастырское шоссе, Фиолентовское шоссе, Камышовое шоссе, копия которых направлена подрядчику 14.02.2019 за исх. N 26/431.
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя приказом от 20.02.2019 N 25 утвердил проект планировки и проект межевания территории объекта.
Информация о предельной стоимости объекта направлена подрядчику 21.02.2019 за исх. N 20/493.
В соответствии с пунктом 6.5 Контракта для проверки предоставленного подрядчиком результата выполненной работы, предусмотренного Контрактом, в части его соответствия условиям Контракта по объему, комплектности и качеству, проводится экспертиза.
Подрядчик от имени государственного заказчика направляет результат работы на экспертизу в течение 5 (пяти) дней со дня готовности всех необходимых документов к передаче.
Результаты проведенной экспертизы подлежат обязательному учету при приемке выполненных работ по настоящему Контракту.
Положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий выдано экспертной организацией 27.02.2019 под N 92-1-1-3- 004175-2019.
31 мая 2019 года за исх. N 1412/5-19 подрядчик приостановил работы по Контракту до направления решения об утверждении предельной стоимости строительства объекта, а также уведомления о доведении лимитов финансирования на текущий финансовый год.
Договор о реализации технических условий на вынос электрических сетей и Договор о реализации технических условий на переустройство электрических сетей ООО "Севастопольэнерго" направлены подрядчику на адрес электронной почты 05.06.2019 и 03.07.2019.
21 ноября 2019 года подрядчиком с ГАУ "Госэкспертиза г. Севастополя" заключен договор N 1120-11/19 на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости.
20 декабря 2019 года за N 91-2-0813-19 выдано отрицательное заключение по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости строительномонтажных работ.
03 марта 2020 года за исх. N 645/3-20 подрядчик направил государственному заказчику документацию для получения технических условий ГБУ "Севастопольский Автодор" в отношении КНС-1 - КНС-5.
Приказ об утверждении предельной стоимости объекта направлен подрядчику 05.06.2020 за исх. N 10/1714.
Информация об отсутствии необходимости получения технических условий ГБУ "Севастопольский Автодор" в отношении КНС-4, а также технические требования в отношении КНС-2, КНС-3 направлена подрядчику на адрес электронной почты 22.06.2020, а также сопроводительным письмом от 23.06.2020 за исх. N 08/1948. Информация об отсутствии необходимости получения технических условий ГБУ "Севастопольский Автодор" в отношении КНС-1 направлена подрядчику 08.07.2020 за исх. N 08/2166.
14 сентября 2020 года проектная документация согласована Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
06 октября 2020 года за исх. N 3308/10-20 подрядчик обратился к государственному заказчику с письмом об актуализации Технических условий ГБУ "Севастопольский Автодор" от 19.02.2019 N 13-ТУ.
11 ноября 2020 года за исх. N 3755/11-20 подрядчик приостановил работы по Контракту с 06.10.2020 до предоставления актуальных технических условий ГБУ "Севастопольский Автодор" взамен технических условий от 19.02.2019 N 13-ТУ с истекшим сроком действия.
07 декабря 2020 года за исх. N 4213/12-20 подрядчик направил сметную документацию на рассмотрение и согласование государственным заказчиком.
10 декабря 2020 года за исх. N 08/3800 подрядчику направлен договор с ГБУ "Севастопольский Автодор" N 158 от 17.11.2020, приложением к которому являются обновленные Технические условия N 201 от 17.11.2020.
12 января 2021 года за исх. N 34/1-21 подрядчик направил сведения и исходную документацию для обращения в ФГУП "102 ПЭС" с заявлением о выдаче Технических условий на электроснабжение КНС-1 - КНС-5.
31 марта 2021 год за исх. N 1500 (вх. N 21/1353 от 09.04.2021), в ответ на обращение государственного заказчика от 24.02.2021 N 08/271 о выдаче Технических условий, ФГУП "102 ПЭС" предоставило ответ, согласно которому необходимо направить заявку на заключение договора об осуществлении технологического присоединения.
По результатам рассмотрения заявок государственного заказчика на технологическое присоединение от 20.05.2021 ФГУП "102 ПЭС" направлены отказы от 31.05.2021 и от 01.06.2021.
Повторно заявки направлены в адрес ФГУП "102 ПЭС" 16.09.2021, по результатам рассмотрения которых также направлены отказы от 27.09.2021 в заключении договоров на технологическое присоединение и выдачу Технических условий.
04 марта 2022 год за исх. N 927/3-22 (вх. N 22/644 от 04.03.2022) подрядчиком принято решение об отказе от исполнения Контракта, которое вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 15.03.2022.
Пунктом 13.14 Контракта установлено, что при расторжении Контракта в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта другая сторона Контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Стороны несут ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение Контракта, в том числе за неполное и (или) несвоевременное исполнение своих обязательств по Контракту (пункт 10.1 Контракта).
В соответствии с пунктом 10.3 Контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 5 процентов цены Контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Учитывая изложенное, штраф за неисполнение подрядчиком Контракта по расчета истца составляет: 47400000,00 руб. х 5% = 2370000,00 рублей.
Согласно пункту 6.15 Контракта, с даты приемки результатов выполнения проектных и (или) изыскательских работ исключительные права на результаты выполненных проектных и (или) изыскательских работ принадлежат субъекту Российской Федерации, от имени которого выступает государственный заказчик.
Пунктом 9.2 Контракта определено, что результат работ должен соответствовать требованиям Контракта, а также требованиям нормативно-технических документов.
В соответствии с пунктом 9.10 Контракта, в случае неоднократного получения отрицательного заключения государственной экспертизы и невозможности реализации программного мероприятия, подрядчик обязан вернуть денежные средства, перечисленные государственным заказчиком, в полном объеме.
Принимая во внимание, что результат работ по Контракту не достигнут и не может быть использован государственным заказчиком для дальнейшего осуществления строительно-монтажных работ (не имеет потребительской ценности), качество, объем и комплектность результата работ по Контракту не подтверждены соответствующими заключениями государственной экспертизы, подрядчик, по мнению истца, обязан возвратить государственному заказчику полученные денежные средства в размере 37920000,00 рублей.
Учреждением в адрес подрядчика 29.06.2020, 07.09.2020, 15.03.2022 направлены претензии (требования) об уплате неустойки и возврате неосновательно полученных средств. Однако, неустойка не оплачена, денежные средства не возвращены государственному заказчику в добровольном порядке.
Согласно ответу подрядчика от 24.03.2022 N 1172/3-22 требования государственного заказчика об уплате неустойки и возврате денежных средств являются необоснованными.
Вышеизложенное послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 22 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
В силу норм статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
Спор между сторонами возник на основании государственного контракта (далее - Контракт) на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство КНС, напорных коллекторов и самотечных сетей канализации на мысе Фиолент" от 13.04.2018 N 10 ПИР-OK.
Возникшие между сторонами правоотношения квалифицируются как вытекающие из договора подряда (глава 37 ГК РФ). К отношениям сторон подлежат применению общие нормы о договоре подряда и обязательствах, а также положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:
- выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;
- согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;
- передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
Согласно пункту 1.1 Контракта, подрядчик обязуется своевременно выполнить на условиях Контракта проектно-изыскательские работы по объекту и сдать результат работ государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
29 декабря 2018 года по Акту об оказанных услугах N 1 подрядчиком сданы проектно-изыскательские работы на сумму 37920000,00 рублей. На расчетный счет подрядчика 13.02.2019 перечислена сумма (за вычетом ранее выплаченного аванса) в размере 28440000,00 рублей.
Положительное заключение проектной документации и результатов инженерных изысканий выдано экспертной организацией 27.02.2019 под N 92-1-1-3- 004175-2019.
04 марта 2022 год за исх. N 927/3-22 (вх. N 22/644 от 04.03.2022) подрядчиком принято решение об отказе от исполнения Контракта, в связи с отказом в выдаче Технических условий на технологическое присоединение КНС-1 - КНС-5 к электрическим сетям, которое вступило в силу, Контракт считается расторгнутым с 15.03.2022.
Решение об одностороннем отказе подрядчика от Контракта заказчиком не обжаловано, не отменено.
В силу пункта 1 статьи 759 ГК РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Характерной особенностью подрядных отношений является оказание заказчиком подрядчику содействия при исполнении договора.
Статьей 718 ГК РФ регламентировано, что заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ, подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок. Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 719 ГК РФ, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно статье 729 ГК РФ, в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком (пункт 1 статьи 720 ГК РФ), заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.
Согласно пункту 23 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от его исполнения другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 718 ГК РФ в случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы. Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" согласно статьям 15, 393 ГК РФ в состав убытков входят реальный ущерб и упущенная выгода. Под реальным ущербом понимаются расходы, которые кредитор произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества.
С учетом того, что стоимость работ, фактически выполненных ответчиком, подтверждается актом сдачи-приемки работ N 1 от 29.12.2018, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что требование Учреждения о возврате данных денежных средств неправомерным.
Поскольку нарушение сроков выполнения работ связано с просрочкой заказчика и невозможностью выполнения работ ввиду отказа в выдаче Технических условий на технологическое присоединение объектов к электрическим сетям, что послужило основанием для одностороннего отказа подрядчика от Контракта, подрядчик освобожден от оплаты неустойки в соответствии с положениями части 3 статьи 405 ГК РФ.
Кроме того, истец начислил проценты в соответствии со статьей 395 ГК РФ по состоянию на 11.04.2022 в размере 391666,85 рублей, начиная с 12.04.2022 по день фактической оплаты.
Поскольку данные требования являются производными, а в удовлетворении требования о взыскании задолженности суд отказал, основания для взыскания процентов по статье 395 ГК РФ отсутствуют.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает, что они подлежат отклонению по следующим основаниям.
Довод апеллянта о том, что произведенный им платеж в сумме 28440000,00 рублей являлся не платой за выполненные работы, а плановым платежом в размере 80%, опровергается платежным поручением N 38925, в котором в назначении платежа указано "оплата за выполнение ПИР - частичная оплата акта", а также материалами дела, из которого следует, что ответчиком сданы проектно-изыскательские работы на сумму 37920000,00 рублей.
Довод апеллянта об отсутствии препятствий для выполнения всего объема работ в установленный Контрактом срок опровергается односторонним отказом подрядчика от исполнения Контракта, который заказчиком не обжалован и не признан недействительным в установленном порядке.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом, поскольку не подтверждены материалами дела и надлежащими доказательствами в понимании статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сводятся к произвольному толкованию заявителем апелляционной жалобы норм законодательства и не опровергают законных и обоснованных выводов арбитражного суда первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции основания для переоценки доказательств не установлены. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального права истолкованы и применены судом правильно.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Согласно нормам статей 110, 112 АПК РФ, судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины не подлежат возмещению заявителю жалобы в случае отказа в ее удовлетворении.
Поскольку определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2023 Учреждению была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000,00 рублей до ее рассмотрения по существу, то с подателя жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3000,00 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 22 декабря 2022 года по делу N А84-2657/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (299007, Севастополь, ул. Николая Музыки, 50; ОГРН 1149204007028, ИНН 9204003670) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 3000,00 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2657/2022
Истец: Государственное казённое учреждение города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства"
Ответчик: ООО "Спецгеологоразведка"