г. Ессентуки |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А22-962/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.05.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Егорченко И.Н., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., в режиме веб-конференции, при участии представителя акционерного общества "ГТ Энерго" - Дебелова А.А. (доверенность N ГТЭ-150/22 от 21.12.2022), представителя Администрации города Элисты - Мучеряевой И.А. (доверенность N ШТ-3587/01-22 от 30.12.2022), в отсутствие представителя акционерного общества "Энергосервис", рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу акционерного общества "ГТ Энерго" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкии от 22.02.2023 по делу N А22-962/2022 (судья Мисалова Р.Н.) по заявлению акционерного общества "ГТ Энерго" (ИНН 7703806647, ОГРН 1147746189843) к Администрации города Элисты (ИНН 0814098524, ОГРН 1020800772970) о признании незаконным решения от 02.03.2022 N ШТ-525/01-20 об отказе в лишении акционерного общества "Энергосервис" статуса единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации "Котельная 60 Гкал" и об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ГТ Энерго (далее - ГТ Энерго) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации города Элисты (далее - Администрация) от 02.03.2022 N ШТ-525/01-20 об отказе в лишении акционерного общества "Энергосервис" (далее - Энергосервис) статуса единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации "Котельная 60 Гкал", об обязании Администрации: выделить зоны деятельности единой теплоснабжающей организации Энергосервис; принять решение о лишении Энергосервис статуса единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации "Котельная 60 Гкал"; разместить на официальном сайте соответствующее решение в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о лишении Энергосервис статуса единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации "Котельная 60 Гкал".
Решением суда от 22.02.2023 в удовлетворении исковых требований ГТ Энерго отказано. Судебный акт мотивирован тем, что наличие задолженности по оплате тепловой энергии Энергосервис перед ГТ Энерго, формально соответствующей условиям пункта 13 Правил N 808, недостаточно для лишения Энергосервис статуса единой теплоснабжающей организации (ЕТО), поскольку ГТ Энерго не обосновало нарушение оспариваемым отказом своих прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской деятельности. На дату вынесения оспариваемого решения Администрации (на 02.03.2022) на территории г. Элисты установлена одна зона деятельности единой теплоснабжающей организации, иные зоны деятельности Энергосервис не выделены, что является основанием для отказа в лишении Энергосервис статуса ЕТО.
Не согласившись с решением суда, ГТ Энерго обжаловало его в апелляционном порядке. Считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Энергосервис в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов ГТ Энерго, просит решение суда оставить без изменения. Позиция Энергосервис также подтверждается сложившейся судебной практикой - решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.11.2021, постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.025.2022, вынесенными по делу А22-972/2021.
От ГТ Энерго до начала судебного заседания поступили дополнительные письменные пояснения и возражения на отзыв Энергосервис.
В судебном заседании представитель ГТ Энерго поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе и дополнительных письменных пояснениях. Представитель Администрации возразила по существу доводов представителя ГТ Энерго, просит решение суда оставить без изменения, считает его законным и обоснованным.
Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в полном объеме обеспечена возможность участия представителей ГТ Энерго, Администрации и Энергосервис в режиме веб-конференции, при этом представителем Энергосервис не обеспечено подключение к онлайн-заседанию. Техническое оборудование апелляционного суда находилось в исправном состоянии.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Энергосервис.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей ГТ Энерго и Администрации.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 24.03.2014 N 1739 Энергосервис наделено статусом единой теплоснабжающей организации.
12.10.2017 между ГТ Энерго (поставщик) и Энергосервис (покупатель) заключен договор купли-продажи тепловой энергии (мощности) N 1365 (далее - договор), в соответствии с условиями которого поставщик обязуется продавать покупателю через присоединенную сеть тепловую энергию и (или) теплоноситель, а покупатель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и (или) теплоноситель, соблюдать режим потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором. В связи с ненадлежащим исполнением Энергосервис обязательств по договору в части оплаты поставленного ресурса ГТ Энерго обратилось к Администрации с заявлением от 01.02.2022 N ГТЭ/МСК-22-00177 о лишении Энергосервис статуса единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации "Котельная 60 Гкал".
По результатам рассмотрения указанного заявления Администрация письмом от 02.03.2022 отказала в лишении Энергосервис статуса единой теплоснабжающей организации ввиду того, что территория города Элиста является единой зоной теплоснабжения, схема теплоснабжения на 2014 - 2028 годы утверждена постановлением Администрации от 24.03.2014 N 1739, деление территории города на отдельные зоны деятельности не предусмотрено.
ГТ Энерго, полагая, что отказ Администрации, оформленный письмом от 02.03.2022, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее Закон N 190-ФЗ).
В пункте 11 статьи 2 названного Закона раскрыто понятие теплоснабжающей организации, под которой понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения представляет собой теплоснабжающую организацию, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Закона N 190-ФЗ).
Согласно подпункту 6 части 1 статьи 6 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с Законом N 190-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила N 808), в которых разделом II определены критерии, порядок присвоения статуса единой теплоснабжающей организации и требования к ее деятельности.
Статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения городского округа, в том числе решением главы местной администрации городского округа в отношении городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек (пункт 3 Правил N 808).
Критериями присвоения статуса единой теплоснабжающей организации являются владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации (абзац второй пункта 7 Правил N 808), а также размер собственного капитала, способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения (абзацы 3, 4 пункта 7 Правил).
В соответствии с пунктом 12 Правил N 808 единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана: заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям; заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; - заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
В пункте 13 Правил N 808 указаны случаи, при которых организация может лишиться статуса единой теплоснабжающей организации: - неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных условиями указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 12 настоящих Правил договоров, в размере, превышающем объем таких обязательств за 2 расчетных периода, либо систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных условиями таких договоров, либо неоднократное (2 и более раза в течение одного календарного года) нарушение антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов; принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации; принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом; прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 настоящих Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения; подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 808 лица, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, либо федеральный антимонопольный орган и (или) его территориальные органы в случае принятия решения о неоднократном нарушении антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения, незамедлительно информируют об этом главу местной администрации городского поселения, городского округа, главу местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти для принятия ими решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации. К указанной информации должны быть приложены вступившие в законную силу решения федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов. Глава местной администрации городского поселения, городского округа, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти обязан принять решение о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации в течение 15 рабочих дней со дня получения от лиц, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, либо федерального антимонопольного органа и (или) его территориальных органов в случае принятия решения о неоднократном нарушении антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой 6 нагрузки в системе теплоснабжения, вступивших в законную силу решений федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов, а также получения уведомления (заявления) от организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, в случаях, предусмотренных абзацами третьим - седьмым пункта 13 настоящих Правил (пункт 16 Правил N 808).
Согласно абзацу 2 пункта 16 Правил N 808 в случае, если единая теплоснабжающая организация определена на несколько систем теплоснабжения, глава местной администрации городского поселения, городского округа, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти принимает решение о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации только в тех зонах деятельности, определенных в соответствии со схемой теплоснабжения, в которых факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств единой теплоснабжающей организацией подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.
В рассматриваемом деле, в обоснование заявления о лишении Энергосервис статуса единой теплоснабжающей организации Общество сослалось на наличие вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Республики Калмыкия о взыскании задолженности с единой теплоснабжающей организации, исполнительного производства, возбужденного службой судебных приставов.
Вместе с тем, наличие задолженности, формально соответствующей условиям пункта 13 Правил N 808, недостаточно для лишения Энергосервис статуса единой теплоснабжающей организации, поскольку ГТ Энерго не обосновало нарушение оспариваемым отказом своих прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы о том, что Энергосервис не соответствует требованиям, предъявляемым к единой теплоснабжающей организации, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате тепловой энергии, не принимаются. Лишение Энергосервис статуса единой теплоснабжающей организации не приведет к восстановлению прав ГТ Энерго в части получения имеющейся задолженности по договору.
Кроме того, неблагоприятные последствия от имеющейся задолженности компенсируются кредитору мерами имущественной ответственности, установленными законом и договором. Между тем, согласно пункту 2 Правил N 808 в проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения) должны быть определены границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций). Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы (систем) теплоснабжения. В случае если на территории поселения, городского округа, города федерального значения существуют несколько систем теплоснабжения, единая теплоснабжающая организация (организации) определяется в отношении каждой или нескольких систем теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа, города федерального значения. Следовательно, законодатель определяет наличие одной и более зон теплоснабжения.
Понятие зона (зоны) деятельности единой теплоснабжающей организации содержатся в пункте 2 Правил N 808, согласно которому это одна или несколько систем теплоснабжения на территории поселения, городского округа, в границах которых единая теплоснабжающая организация обязана обслуживать любых обратившихся к ней потребителей тепловой энергии.
На территории города Элисты существует одна зона деятельности ЕТО, схема теплоснабжения города Элисты на 2014 - 2028 годы утверждена Постановлением N 1739. В данном постановлении Администрации деление территории города Элисты на отдельные зоны деятельности ЕТО отсутствует, в том числе в ней не содержится понятие - деятельности единой теплоснабжающей организации "Котельная 60 Гкал" (ГТ-Энерго).
ГТ Энерго не представлены границы зоны деятельности единой теплоснабжающей организации "Котельная 60 Гкал" и единой теплоснабжающей организации Энергосервис, соответствующие границы системы теплоснабжения, в связи с чем не подлежат удовлетворению требования ГТ Энерго о выделении в судебном порядке зоны деятельности единой теплоснабжающей организации "Энергосервис.
Наличие в графической части акта разграничения видимой технологической связи ГТ ТЭЦ Элистинская с котельной N 2 "60 Гкал" и с сетями, подключенными от данной котельной, сторонами не оспаривается. В тоже время указанный акт разграничения не определяет границы зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) города Элисты.
Территория города Элисты является единой зоной теплоснабжения, схема теплоснабжения города Элисты на 2014 - 2028 годы утверждена постановлением Администрации города Элисты от 24.03.2014 N 1739, зоны не выделены. При таких обстоятельствах ссылка ГТ Энерго на п.п. 28, 29 таблицы N 8 Схемы теплоснабжения несостоятельна, поскольку указанной таблицей определен Перечень котельных Энергосервис и показатели их работы. В данной таблице не определяются границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации. ГТ ТЭЦ-Элистинская в установленном порядке не включена в схему теплоснабжения г. Элисты, следовательно, зона деятельности "Котельная "60Гик" также не установлена.
Указанные в письменных пояснениях ГТ Энерго доводы о незаконности постановления Администрации от 25.04.2022 N 723 "О внесении изменений в схему теплоснабжения г.Элисты на 2014-2028 г.", утвержденного постановлением Администрации от 23.03.2014 N1739, также не могут быть приняты во внимание, поскольку суть спора по настоящему делу заключается не в оспаривании решения органа, а лишении статуса ЕТО.
Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкии от 22.02.2023 по делу N А22-962/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Егорченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-962/2022
Истец: АО ГТ-Энерго
Третье лицо: АО "ЭНЕРГОСЕРВИС", АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЭЛИСТЫ