19 мая 2023 г. |
А11-8689/2022 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ковбасюка А.Н., судей Захаровой Т.А., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цадкиной А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.01.2023 по делу N А11-8689/2022,
по иску Министерства архитектуры и строительства Владимирской области (ОГРН 1033302009663, ИНН 3328102873) к администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области (ОГРН 1033300205784, ИНН 3304003792) о взыскании 188 870 рублей,
при участии представителей: от заявителя (ответчика) - администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом;
от истца - Министерства архитектуры и строительства Владимирской области - Звездиной И.В. (по доверенности от 03.04.2023 N МАС-1338-11-03 сроком действия по 31.12.2023 и диплому).
установил.
Департамент архитектуры и строительства Владимирской области (в настоящее время Министерство архитектуры и строительства Владимирской области) (далее - Департамент, Министерство, истец) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской (далее - Администрация, ответчик) о взыскании объема средств, соответствующего 10 процентам объема субсидии, предусмотренной на год, в котором допущено нарушение обязательств муниципального образования по соблюдению графика выполнения мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой 7 (семи) земельных участков в размере 188 870 рублей.
Решением от 31.01.2023, с учетом определения об исправлении опечатки от 16.03.2023, Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования искового заявления, взыскал с Администрации в пользу Департамента объем средств, соответствующий 10 процентам объема субсидии, предусмотренной на год, в котором допущено нарушение обязательств муниципального образования по соблюдению графика выполнения мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой 7 (семи) земельных участков в размере 188 870 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказать в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию вины ответчика в нарушении срока по исполнению своих обязательств, поскольку Администрацией были предприняты все необходимы меры для исполнения обязательств в срок, нарушение было вызвано от независящих от сторон обстоятельств. Более того, заявитель обратил внимание на позднее доведение истцом до ответчика субсидии.
Более подробно доводы о несогласии с выводами суда первой инстанции изложены в апелляционной жалобе.
Представитель истца в судебном заседании и отзыве возразил против доводов апелляционной жалобы, просил судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассматривается в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках реализации подпрограммы "Стимулирование развития жилищного строительства" государственной программы Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области", утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области 17.12.2013 N 1390 (далее - постановление N 1390), Законом Владимирской области от 22.12.2020 N 130-03 "Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" администрации г. Гусь-Хрустального на софинансирование расходных обязательств муниципального образования по строительству объекта муниципальной собственности в рамках реализации мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, предусмотрена субсидия на 2021 год в размере 1 888 700 рублей 00 копеек (в редакции дополнительного соглашения от 06.09.2021 N 1).
В соответствии со ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, постановлением администрации Владимирской области от 19.12.2014 N 1287 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Владимирской области" (далее - постановление N 1287), Порядком предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию подпрограммы "Стимулирование развития жилищного строительства", утвержденного постановлением N 1390, между Департаментом архитектуры и строительства Владимирской области и администрацией г. Гусь-Хрустального 20.01.2021 заключено соглашение N 34 о предоставлении в 2021-2023 годах субсидии из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципального образования по строительству объектов муниципальной собственности, реализации мероприятий подпрограммы "Стимулирование развития жилищного строительства" государственной программы Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области", в соответствии с которым администрация г. Гусь-Хрустального обязуется обеспечить выполнение условий предоставления субсидии.
Согласно Приложению N 1 к дополнительному соглашению от 06.09.2021 N 1 к соглашению от 20.01.2021 N 34 до 31.12.2021 результатом использования субсидии является обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой 7 земельных участков.
Однако, по состоянию на 31.12.2021 обязательства, предусмотренные Соглашением, администрацией г. Гусь-Хрустальный не исполнены.
В адрес главы г. Гусь-Хрустальный направлена претензия от 10.06.2022 N ДАС-2175-11-03 с указанием на нарушение обязательств муниципального образования по соблюдению графика выполнения мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой 7 (семи) земельных участков и требованием о перечислении 10 % объема субсидии в размере 188 870 рублей в бюджет Владимирской области в добровольном порядке.
Однако, по состоянию на 31.07.2022 обязательства по возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет средств, соответствующих 10 процентам объема субсидии администрацией МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области также не исполнены.
Поскольку ответчик требование не исполнил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 1, 31, 34, 38, 78, 139, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887, постановления администрации Владимирской области от 19.12.2014 N 1287 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Владимирской области" (далее - постановление N 1287), Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию подпрограммы "Стимулирование развития жилищного строительства", утвержденного постановлением N 1390, суд первой инстанции, установив факт нарушения муниципальным образованием обязательств по соблюдению графика выполнения мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой 7 (семи) земельных участков и требований о перечислении 10 % объема субсидии в размере 188 870 рублей в бюджет Владимирской области в добровольном порядке, взыскал указанную сумму в пользу Департамента.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Первый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, пришел в соответствии с вышеприведенными нормами права к обоснованным выводам.
Обжалуемый судебный акт отвечает требованиям законности, обоснованности и мотивированности, предусмотренным частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основан на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, содержит обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
Каких - либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.
В соответствии со ст. 139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (пп. 10 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В настоящем случае таким распорядителем является Министерство соответственно, оно имеет право осуществлять контроль; в данном случае действовало в пределах своих полномочий и имеет право требовать возврата суммы субсидии.
Законодатель определяет два возможных случая возврата средств субсидий: нецелевое использование данных средств или нарушение условий предоставления субсидий.
Согласно пункту 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887 при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается, в том числе размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения.
Данные нормы должны исполняться с учетом положений статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым принцип самостоятельности бюджетов означает, в том числе право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств и право органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - и производителям товаров, работ, услуг не являются установленной законом обязанностью органов местного самоуправления, и является правом органов муниципальной власти, направленной на государственную поддержку и предоставление отдельным категориям действующих организаций, деятельность которых имеет для публичных образований особое значение. Субсидии предоставляются по инициативе органов власти, которые вправе самостоятельно определять условия ее предоставления и категории ее получателей. Вмешательство в данную деятельность повлечет нарушение принципа самостоятельности бюджета, означающего право органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направление расходования бюджетных средств.
При этом согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, постановлением администрации Владимирской области от 19.12.2014 N 1287 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Владимирской области" (далее - постановление N 1287), Порядком предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию подпрограммы "Стимулирование развития жилищного строительства", утвержденного постановлением N 1390, между Департаментом архитектуры и строительства Владимирской области и администрацией г.Гусь-Хрустального 20.01.2021 заключено Соглашение N 34 о предоставлении в 2021-2023 годах субсидии из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципального образования по строительству объектов муниципальной собственности, реализации мероприятий подпрограммы "Стимулирование развития жилищного строительства" государственной программы Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области" (далее - Соглашение), в соответствии с которым администрация г. Гусь-Хрустального обязуется обеспечить выполнение условий предоставления субсидии.
Согласно Приложению N 1 к дополнительному соглашению от 06.09.2021 N 1 к Соглашению от 20.01.2021 N 34 до 31.12.2021 результатом использования субсидии является обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой 7 земельных участков.
Согласно пункта 14 постановления N 1287, в случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств муниципального образования по соблюдению графика выполнения мероприятий по приобретению недвижимого имущества в пределах установленной стоимости приобретения объектов - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование приобретения объектов недвижимого имущества, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам объема субсидии, предусмотренной на год, в котором допущено нарушение указанных обязательств, подлежит возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии.
В адрес главы г. Гусь-Хрустальный направлена претензия от 10.06.2022 N ДАС-2175-11-03 с указанием на нарушение обязательств муниципального образования по соблюдению графика выполнения мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой 7 (семи) земельных участков и требованием о перечислении 10 % объема субсидии в размере 188 870 рублей в бюджет Владимирской области в добровольном порядке.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, которой означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Факт нарушения Администрацией своих обязательств не оспаривается, однако по утверждениям ответчика нарушение произошло от независящих него обстоятельств.
Указанная позиция ответчика признается судом апелляционной инстанции несостоятельной.
В соответствии с пунктом 15 постановления N . 1287 основаниями для освобождения муниципальных образований от применения мер, предусмотренных пунктами 13, 14 и 14.1 настоящих Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
Также в соответствии с пунктом 6.4 соглашения N 34 предусмотрено внесение в него изменений, предусматривающих ухудшение значений результатов использования субсидии, либо продление сроков исполнения обязательств в случае, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Таким образом, ответчику необходимо представить, доказательства, подтверждающие факт наступления обстоятельств непреодолимой силы (акты органов государственной власти, различных служб, статистическую информацию, переписку с контрагентами). В силу спецификации правоотношений сторон необходимо соблюсти порядок подтверждения непреодолимой силы путем обращения в Торгово-промышленную палату России или региональные торгово-промышленные палаты за выдачей Сертификата о форс-мажоре, либо заключения о наличии обстоятельств непреодолимой силы.
Постановлением Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14 утверждено Положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (далее - Положение).
Согласно пункту 1.3 Положения обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) - это чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).
В положении указано, что к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
Кроме того, информация о росте цен на жилье, а также росте себестоимости строительства из-за подорожания строительных материалов была известна в начале 2021 года, что заблаговременно позволяет предположить о возможных осложнениях по исполнению обязательств, и имеется возможность в целях недопущения данной ситуации направить Получателю средств областного бюджета информацию о перераспределении субсидии.
В нарушении положений статьи 65 АПК РФ, каких-либо подтверждений, что признание торгов несостоявшимися и отсутствие результатов использования субсидии являются независящими от сторон обстоятельствами либо обстоятельствами непреодолимой силы, в материалы дела представлено не было.
Ответчик мог заблаговременного до получения субсидии начать подготовку документации об электронном аукционе.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что после признания аукциона несостоявшимся, Администрация имела возможность провести повторный аукцион до окончания 2021 года.
Более того положения постановления N 1287, в частности пункта 14, позволяли муниципальному образованию в срок до 1 апреля следующего года устранить нарушения и исполнить обязательств, однако обязательство было исполнены лишь 17.06.2022.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.01.2023 по делу N А11-8689/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ковбасюк |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-8689/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ