г. Красноярск |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А33-31744/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" мая 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания): от заявителя (Публичного акционерного общества "Россети Сибирь"): Марковой И.В., представителя по доверенности от 21.04.2022 N 24/95, паспорт, диплом; от антимонопольного органа (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Кистер А.А., представителя по доверенности от 09.01.2022 N 10, паспорт, диплом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 28.02.2023 по делу N А33-31744/2022
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - ответчик) о признании незаконным постановления от 22.11.2022 N 024/04/9.21-2085/2022 вынесенное Управлением федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в отношении ПАО "Россети Сибирь" и отменить, освободить ПАО "Россети Сибирь" от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, в соответствии с ст. 2.9 КоАП РФ. 2. Снизить размер вынесенного административного наказания в виде штрафа на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Определением от 25.11.2021 заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Синельникова Нина Александровна.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28.02.2023 оспариваемое постановление изменено в части установленного административного наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб., снижен его размер до 300 000 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что снижение штрафа до 300 000 рублей не отвечает целям административного наказания.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Публичное акционерное общество "Россети Сибирь" зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052460054327.
В адрес Красноярского УФАС России из Прокуратуры Емельяновского района Красноярского края поступило заявление гр. Синельниковой Н.А. (вх. N 12322 от 11.07.2022) на действия ПАО "Россети Сибирь", выразившиеся в нарушении установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта "малоэтажная жилая застройка (индивидуальный дом/ садовый/ дачный дом)", расположенного (который будет располагаться) по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, СНТ "Отдых", р-н Тубдиспансера, поле 9, уч. 94, кадастровый номер земельного участка 24:11:0290401:948 (далее- Объект).
08.08.2022 в отношении ПАО "Россети Сибирь" возбуждено дело об административном правонарушении N 024/04/9.21-2085/2022, принято решение о проведении административного расследования, гр. Синельникова Н.А. привлечена в качестве потерпевшей.
Определением от 05.09.2022 продлен срок административного расследования по делу об административном правонарушении N 024/04/9.21-2085/2022 до 08.10.2022.
В ходе рассмотрения дела N 024/04/9.21-2085/2022 установлены следующие обстоятельства.
Между гр. Синельниковой Н.А. и ПАО "Россети Сибирь" 06.12.2021 заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 20.2400.7880.21 (далее - Договор).
Согласно пункту 6 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
В соответствии с пунктом 24 Договора, последний считается заключенным со дня оплаты заявителем счета.
Пунктом 11 Договора установлено, что размер платы заявителя за технологическое присоединение составляет 550,00 руб.
К обращению представлен кассовый чек N 101, согласно которому оплата в размере 550,00 руб. по договору произведена 06.12.2021.
Как следует из заявления, обязательств, предусмотренных Договором, ПАО "Россети Сибирь" в указанный срок (до 06.06.2022) не исполнило.
К договору приложены технические условия N 8000480177. Согласно пункту 7 точкой присоединения является: проектируемая линия ВЛ 0,4 кВ Л-3 КТП 3261, присоединяемая от ВЛ 10 кВ ф. 121-18 ПС N 121 "Мясокомбинат" 110/35/10 кВ.
Согласно пункту 10 Технических условий сетевая организация осуществляет:
- строительство ЛЭП 0,4кВ от точки, указанной в пункте 7 настоящих ТУ, до точки присоединения, находящейся не далее 15 метров во внешнюю сторону от границы, установленной правоустанавливающими документами заявителя. Способ прокладки, марку и сечение провода определить проектом;
- определение проектом необходимости установки укоса на отпаечной опоре ЛЭП 0,4кВ;
- выполнение монтажа комплекса коммерческого учета электрической энергии в соответствии с требованиями "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442).
В соответствии с пунктом 11 технических условий заявитель осуществляет следующие мероприятия:
- ввод от комплекса коммерческого учета электрической энергии энергопринимающих устройств Объекта кабелем или самонесущим изолированным проводом типа СИП;
- фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности).
В материалы дела (вх. N 15095 от 23.08.2022) представлены пояснения ПАО "Россети Сибирь" согласно которым указано, что стоимость выполнения работ составляет 254310,97 руб. В связи с дефицитом источника финансирования выполнить мероприятия в 6-месячный срок не представилось возможности.
Сложившаяся ситуация с непогашенным кредитным портфелем и средствами на его обслуживание приводит к проблемам дальнейшего кредитования по льготному технологическому присоединению. Регулятор не включает плановые выпадающие доходы от льготного технологического присоединения и не в полном объеме компенсирует фактические привлеченные заемные средства.
Затраты, связанные со строительством и реконструкцией электросетевого хозяйства для технологического присоединения льготной категории потребителей, компенсируются сетевой организации за счет тарифа на передачу электрической энергии. При этом министерством тарифной политики Красноярского края плановые выпадающие доходы на льготное технологическое присоединение не включаются в тариф в полном объеме для того, чтобы не произошел значительный рост тарифа за электроэнергию для населения. В настоящее время ПАО "Россети Сибирь" не компенсированы в полном объеме затраты за 2019 год.
Документы, подтверждающие выполнение мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта, в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенное, административным органом сделан вывод, что бездействия ПАО "Россети Сибирь", выразившиеся в неосуществлении мероприятий по технологическому присоединению Объекта, принадлежащего Синельниковой Н.А. в установленный действующим законодательством и Договором срок (до 06.06.2022), содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП.
По результатам проведенного административного расследования законному представителю ПАО "Россети Сибирь" письмом (исх. N АГ/16351/22 от 13.10.2022) предложено 08.11.2022 в 10 час. 00 мин. явиться в Красноярское УФАС России по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, д. 81д, каб. 3А для составления протокола об административном правонарушении.
Указанное письмо получено ПАО "Россети Сибирь" 31.10.2022, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 80102277056608, направлено в адрес потерпевшей (почтовый идентификатор 80102277056523).
Протокол составлен в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя, защитника ПАО "Россети Сибирь".
Определением от 08.11.2022 дело об административном правонарушении N 024/04/9.21-2085/2022 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП назначено к рассмотрению на 10:30 22.11.2022.
В рассмотрении дела N 024/04/9.21-2085/2022, проводимом 22.11.2022, принял участие защитник ПАО "Россети Сибирь", Ельпин С.В., действующий на основании доверенности. ПАО "Россети Сибирь" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовый идентификатор 80091678338959). Гр. Синельникова Н.А. в рассмотрении дела участие не приняла, уведомлена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовый идентификатор 80091678338805). Протокол N 024/04/9.21-2085/2022 по делу об административном правонарушении получен сторонами (почтовые идентификаторы 80091678338959, 80091678338805).
22.11.2022 административным органом, в присутствии защитника ПАО "Россети Сибирь" Ельпина С.В. вынесено постановление N 024/04/9.21-2085/2022, в соответствии с которым ПАО "Россети Сибирь" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене, снижении размера административного штрафа.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, срока привлечения к административной ответственности, а также наличие у административного органа полномочий на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности судом первой инстанции установлены.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе, к электрическим сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи Кодекса, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что обществом нарушен порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям объекта гражданина в части нарушения срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава вменяемого административного правонарушения.
Установив повторность нарушения обществом установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям, суд первой инстанции указал на правильность квалификации административным органом совершенного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения и соблюдения административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Данные обстоятельства обществом по существу на стадии апелляционного обжалования не оспариваются.
Основания для применения положений статьей 2.9 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции, как и судом первой инстанции не установлены, соответствующие доказательства заявителем не представлены.
Положения статьи 4.1.1 КоАП РФ не могут быть применены, поскольку общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства и привлекается к административной ответственности не впервые.
Административный штраф назначен административным органом в размере 600 000 рублей с учетом отягчающих обстоятельств - повторное совершение правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, учитывая положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание неудовлетворительное финансовое положение общества, снизил размер административного штрафа ниже низшего предела санкции статьи закона, до 300000 рублей.
По утверждению административного органа, снижение штрафа не отвечает целям административного наказания.
Апелляционный суд, оценив указанные ответчиком обстоятельства, отклоняет указанный довод апелляционной жалобы на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Исходя из части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией, является правом суда, реализуемым в исключительных случаях с учетом характера и последствий совершенного правонарушения, степени вины привлекаемого к ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельств.
ПАО "Россети Сибирь" заявляло доводы о своем тяжелом материальном положении в ходе рассмотрения дела.
В подтверждение тяжелого финансового положения филиала ПАО "Россети Сибирь", заявитель ссылается на следующее. Анализ бухгалтерской отчетности филиала ПАО "Россети Сибирь" свидетельствует, что на конец 2021 год кредитный портфель ПАО "Россети Сибирь" составил 17,7 млрд руб. (или 43,9% от общего долга Общества) и имеет структуру - 11,95 млрд руб. под заимствования по операционной деятельности и 5,8 млрд руб. по инвестиционной деятельности.
С учетом возмещения кредитов в НВВ остаток непогашенного кредитного портфеля на инвестиционную деятельность на конец 2021 года конкретно на ТП составил 2,7 млрд руб. Возможность заимствования определяется банками финансовым показателем (ДОЛГ/EBIDA) который должен соответствовать уровню не более 3,0. Фактический показатель возможности кредитования с учетом долга по кредитному портфелю более 6,0. Показатель неудовлетворительный и приводит к невозможности дальнейшего кредитования. При этом кредитный портфель не снижается за счет крайне малых сумм, включаемых в НВВ периода регулирования, а то, что включается в НВВ на 50 % сразу расходуется на обслуживание кредитного портфеля, примерно 1,3 млрд. руб. в год. 28.02.2022 произошло увеличение ключевой ставки Банка России до 20%.
Таким образом, сложившая ситуация с непогашенным кредитным портфелем и средствами на его обслуживание приводит к проблемам дальнейшего кредитования под ЛТП, как указывает заявитель.
При этом в 2021 году общество в лице филиала "ПАО "Россети Сибирь" было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на общую сумму штрафных санкций в размере 38 100 000 руб.
Таким образом, доводы УФАС по Красноярскому краю не соответствуют действительности.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции, что с учетом финансового и имущественного положения общества, установлено наличие обстоятельств, позволяющих уменьшить размер назначенного наказания ниже низшего предела (тяжелое финансовое состояние, убыточная деятельность общества), отсутствие в материалах дела доказательств наличия негативных последствий в результате совершенного правонарушения, принимая во внимание общие критерии назначения административного наказания - дифференцированность, соразмерность, характера совершенного административного правонарушения, степени вины юридического лица, справедливым является снижение размера административного штрафа в два раза - до 300000 рублей.
Таким образом, правовые основания для снижения размера административного штрафа, назначенного оспариваемым постановлением, ниже низшего предела размера штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установлены судом первой инстанции, подтверждены материалами дела. При этом данный размер штрафа не может быть изменен судом апелляционной инстанции в сторону его увеличения, поскольку это приведет к ухудшению положения лица, привлеченного к административной ответственности.
Апелляционный суд считает, что избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 28.02.2023 по делу N А33-31744/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-31744/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: Синельникова Нина Александровна, ГУ Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции МВД России по КК