г. Санкт-Петербург |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А56-40217/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Аносовой Н.В.
судей Барминой И.Н., Бурденкова Д.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Клекачевым Н.С.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 15.05.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6478/2023) конкурсного управляющего ООО "Стройгеопром" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2023 по делу N А56-40217/2022 (судья Новоселова В.Л.), принятое по итогам рассмотрения отчета финансового управляющего по итогам процедуры реализации имущества гражданина, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Гришаниной Галины Сергеевны,
УСТАНОВИЛ:
Гришанина Галина Сергеевна (далее - должник) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании ее несостоятельной (банкротом).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2022, резолютивная часть которого объявлена 27.07.2022, Гришанина Галина Сергеевна признана несостоятельной (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев, финансовым управляющим должника утвержден Крылов Андрей Сергеевич.
Публикация сведений о введении в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина размещена в газете "Коммерсантъ" от 13.08.2022 N 147.
Финансовый управляющий отчитался в проделанной работе, представил письменное ходатайство о завершении процедуры реализации и освобождении Гришаниной Галины Сергеевны от обязательств.
Определением от 02.02.2023 суд завершил процедуру реализации имущества гражданина в отношении Гришаниной Галины Сергеевны. Освободил гражданку Гришанину Галину Сергеевну от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. Прекратил полномочия финансового управляющего Крылова Андрея Сергеевича. Выплатил арбитражному управляющему Крылову Андрею Сергеевичу вознаграждение за процедуру реализации имущества в размере 25 000 рублей путем перечисления денежных средств с депозитного счета Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по реквизитам, указанным в письменном ходатайстве финансового управляющего.
Конкурсный управляющий ООО "Стройгеопром" (далее - кредитор, Общество) не согласился с вынесенным определением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просил определение суда отменить в части освобождения Гришаниной Галины Сергеевны от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина и принять в указанной части новый судебный акт, которым не применять в отношении гражданина Гришаниной Галины Сергеевны правила об освобождении от исполнения обязательств по обязательствам перед ООО "Стройгеопром".
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что Гришанина Г.С. не подлежала освобождению от исполнения обязательств перед ООО "Стройгеопром", поскольку соответствующие обязательства возникли по результатам оспаривания сделки с ней в рамках дела о банкротстве ООО "Стройгеопром" N А56-89912/2019.
Представитель финансового управляющего должника возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".
Законность и обоснованность определения суда проверены в апелляционном порядке в обжалуемой части.
Согласно пункту 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
Институт банкротства граждан предусматривает исключительный механизм освобождения лиц, попавших в тяжелое финансовое положение, от погашения требований кредиторов, - списание долгов, который позволяет гражданину заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым обязательствам, но при этом в определенной степени ущемляет права кредиторов, рассчитывавших на получение причитающегося им удовлетворения.
В этой связи к должнику законодателем предъявляются повышенные требования в части добросовестности.
Так, освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Таким образом, по общему правилу требования кредиторов, не удовлетворенные в ходе процедуры реализации имущества, в том числе и требования, не заявленные кредиторами в процедурах реструктуризации долгов и реализации имущества, признаются погашенными, а должник после завершения расчетов с кредиторами освобождается от их дальнейшего исполнения (пункт 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве) с одновременным введением в отношении него ограничений, установленных статьей 213.30 Закона о банкротстве.
Согласно абзацу пятому пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве вопрос о наличии либо отсутствии обстоятельств, при которых должник не может быть освобожден от исполнения обязательств, разрешается судом при вынесении определения о завершении реализации имущества должника.
Пунктом 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве предусмотрено, что освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если:
вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;
гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;
доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
В этих случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.
Кроме того, пунктом 5 статьи 213.28 Закона установлено, что требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем шестым пункта 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве установлено, что правила пункта 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве также применяются к требованиям, перечисленным в пункте 6 названной статьи, в частности, к требованиям о применении последствий недействительности сделки, признанной недействительной на основании статьи 61.2 или 61.3 Закона о банкротстве.
Таким образом, по смыслу пунктов 4 - 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве предъявляемые к должнику требования могут быть поделены на два основных вида в зависимости от того, допустимо ли их списание по завершении процедуры реализации. От требований, указанных в пунктах 5 и 6, должник не может быть освобожден, списание остальных долгов возможно, если не будет доказано, что при возникновении или исполнении обязательств перед кредиторами должник действовал недобросовестно (пункт 4).
Из материалов дела следует, что обязательства должника перед Обществом возникло ввиду принятия Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу N А56-89912/2019/сд.4, которым признана недействительной сделка, совершенная между Гришаниной Галиной Сергеевной и ООО "Стройгеопром", применены последствия недействительности сделки в виде взыскания с Гришаниной Г.С. в пользу ООО "Стройгеопром" денежных средств в размере 2 000 000 рублей. Также с Гришаниной Г.С. в пользу ООО "Стройгеопром" взыскана сумма расходов по оплате государственной пошлины в размере 9 000 рублей, а всего - 2 009 000 руб.
При этом, сделка была признана недействительной по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Таким образом, приведенные во вступивших в законную силу судебном акте обстоятельства не могут быть отнесены к числу оснований считать поведение должника при совершении оспариваемой сделки добросовестным.
На основании абзаца шестого пункта 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве правила пункта 5 настоящей статьи также применяются к требованиям о применении последствий недействительности сделки, признанной недействительной на основании статьи 61.2 или 61.3 настоящего Федерального закона.
Указанные в пункте 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве требования сохраняют силу после завершения процедуры реализации имущества гражданина, правило об освобождении от долгов на них не распространяется.
Апелляционный суд констатирует, что судом первой инстанции неправомерно сделан вывод о наличии оснований для освобождения должника от обязательств, поскольку незаконность и недобросовестность его действий установлены вступившими в законную силу судебным актом, которым признана незаконной сделка между Обществом и должником.
Учитывая обстоятельства возникновения долга, образовавшегося вследствие применения последствий недействительности договора купли-продажи транспортного средства (заключенного между заинтересованными лицами с целью причинения вреда), суд апелляционной инстанции полагает, что Гришанина Г.С. подлежит освобождению от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина, за исключением требований кредитора ООО "Стройгеопром".
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с пунктом 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2023 по делу N А56-40217/2022 отменить в части освобождения должника от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
В указанной части принять по делу новый судебный акт:
Освободить гражданку Гришанину Галину Сергеевну от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, за исключением требований ООО "Стройгеопром" в размере 1 970 038,25 руб.
В остальной части определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Аносова |
Судьи |
И.Н. Бармина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-40217/2022
Должник: ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА ГРИШАНИНА
Кредитор: ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА ГРИШАНИНА
Третье лицо: НП - Союз "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих "Альянс управляющих", Отдел опеки и попечительства Муниципального образования N65 Приморского района Санкт-Петербурга, росреестр по спб, УФНС по СПб, ф/у Крылов Андрей Сергеевич, Крылов Андрей Сергеевич, МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА N 65, ООО "СТРОЙГЕОПРОМ" в лице к/у Сохен А.Ю.