г. Вологда |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А05-9809/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 мая 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 декабря 2022 года по делу N А05-9809/2022,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; адрес: 107174, город Москва, улица Новая Басманная, дом 2/1, строение 1; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области (ОГРН 1162901063093, ИНН 2901280893; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 201; далее - Управление) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 24.06.2022 N 1-29-2022.
Решением суда от 14 декабря 2022 года в удовлетворении заявления общества отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что оспариваемое предписание является неисполнимым в связи с внесением изменений Федеральным законом от 28.06.2022 N 230-ФЗ (далее - Закон N 230-ФЗ) в Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 256-ФЗ). Считает, что актуализация паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 19.09.2015 N 993 возможна только после 19.09.2025. Полагает, что проверка проведена Управлением в нарушение установленного запрета на проведение проверок.
Управление в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании пункта 2 Плана проведения плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2022 год проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом требований обеспечения безопасности линейного объекта топливно-энергетического комплекса низкой категории опасности "Электроподстанция 220/110/35/10 кВ "Няндома" (адрес: 164200, Архангельская область, г. Няндома, ул. Каменная, д. 2), по результатам которой составлен акт проверки от 24.06.2022 N 18-29-2022.
При проверке Управление сделало вывод о нарушении Обществом требований части 1 статьи 9 Закона N 256-ФЗ, поскольку система физической защиты объекта не включает в себя действия подразделений охраны, имеющего в своем распоряжении гражданское, служебное и специальные средства.
Также Управление посчитало, что Общество в нарушение пункта 3 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 460 (далее - Правила N 460), не осуществило актуализацию паспорта безопасности объекта при изменении компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта.
По итогам проверки заявителю выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 24.06.2022 N 1-29-2022, которым на Общество возложена обязанность в срок до 30.03.2023 устранить нарушение требований пункта 3 Правил N 460 и части 1 статьи 9 Закона N 256-ФЗ, выразившиеся в неосуществлении актуализации паспорта безопасности объекта при изменении компонентов организации охраны, защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны, оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта, и в отсутствии в системе физической защиты объекта действия подразделений охраны, имеющего в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав оспариваемое предписание Управления законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
В соответствии со статьей 2 Закона N 256-ФЗ под объектами топливно-энергетического комплекса понимаются объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения; субъектами топливно-энергетического комплекса являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, а также хозяйственные общества, по отношению к которым указанные юридические лица являются дочерними обществами.
В силу части 4 статьи 6 данного Закона федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса возложен на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальные органы.
Правила осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 N 1067 (далее - Правила N 1067).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1067 мероприятия по государственному контролю (надзору) включают в себя действия должностного лица (лиц) органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов субъекта топливно-энергетического комплекса, проверке объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с Федеральным законом "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
На основании пунктов 9, 10 Правил N 1067 плановая проверка в отношении объектов топливно-энергетического комплекса проводится не чаще одного раза в 3 года для объектов топливно-энергетического комплекса низкой категории опасности, начиная с даты окончания предыдущей проверки.
Ежегодный план проведения плановых проверок разрабатывается и утверждается до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, руководителем органа государственного контроля (надзора) в субъекте Российской Федерации по согласованию с антитеррористической комиссией в субъекте Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Правил N 1067 о проведении плановой проверки субъекты топливно-энергетического комплекса, или руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса, или иное должностное лицо субъекта топливно-энергетического комплекса, на которое возложены функции по организации обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и которое наделено полномочиями по представлению интересов субъекта топливно-энергетического комплекса при осуществлении государственного контроля (надзора), уведомляются соответствующим органом государственного контроля (надзора) не позднее 3 рабочих дней до начала ее проведения (за исключением плановой проверки, проводимой по основанию, указанному в пункте 41(1) настоящих Правил).
Плановая проверка проводится на основании утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок и предписания на проведение проверки, выдаваемого руководителем органа государственного контроля (надзора). В предписании на проведение проверки указываются должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, которому поручается проведение плановых проверок, номер и срок действия предписания, а также должность, фамилия, имя и отчество руководителя, выдавшего предписание (пункт 16 Правил N 1067).
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме (пункт 46 Правил N 1067).
В случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны в том числе выдать предписание уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса об устранении выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (пункт 53 (а) Правил N 1067).
Материалами дела подтверждается, что плановая выездная проверка в отношении Общества проведена с соблюдением требований Правил N 1067 при наличии утвержденного в установленном порядке плана проведения проверок и уполномоченными должностными лицами, имеющими предписания на проведение проверки. О проведении плановой проверки заявитель своевременно уведомлен письмами от 23.05.2022 N 340/9-972, N 340/9-971.
Указанных в пункте 60 Правил N 1067 грубых нарушений, влекущих недействительность результатов проверки, Управлением не допущено.
Проверка проводилась Управлением в присутствии представителя Общества Алексеева А.В., действовавшего на основании доверенности от 12.04.2021 N ТЭ-159/Д.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Общества о проведении Управлением проверки в нарушение установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" запрета на проведение в 2022 году проверок.
Действительно, указанным постановлением установлен запрет на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за рядом указанных в этом постановлении исключений.
Вместе с тем согласно пункту 17.1 части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пункту 10 части 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" положения данных федеральных законов не применяются при организации и осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 256-ФЗ (в редакции, действующей на момент вынесения предписания) субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны составлять паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к названному Федеральному закону.
На основании части 3 статьи 8 Закона N 256-ФЗ в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.
Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 8 Закона N 256-ФЗ).
В силу пункта 2 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 460 (далее - Правила N 460), под актуализацией паспорта понимается внесение изменений в паспорт в определенных настоящими Правилами случаях.
Согласно пункту 3 Правил N 460 актуализация паспорта субъектами топливно-энергетического комплекса осуществляется при изменении компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта (подпункт "е").
В данном случае Обществом разработан, утвержден и согласован в 2013 году паспорт безопасности объекта районной подстанции Няндома, которая относится к низкой категории по степени потенциальной опасности.
Согласно разделу 5 паспорта данный объект охраняется частной охранной организацией ООО "ОП Стаф-Альянс Архангельск", объект оборудован одним совмещенным контрольно-пропускным пунктом, предназначенным для прохода людей и проезда автотранспорта, одной кнопкой тревожной сигнализации, 2 радиомодемами и 16 видеокамерами.
При проверке Управление установило отсутствие на объекте подразделений охраны, контрольно-пропускного пункта кнопки тревожной сигнализации, радиомодемов и видеокамер.
Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.
В связи с этим Общество, исходя из указанных норм, обязано произвести актуализацию паспорта спорного объекта, поскольку на объекте изменены компоненты организации его охраны и защиты, а также изменены инженерно-технические средства его охраны, оказывающие влияние на эффективность системы физической защиты объекта.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку Общества на то, что мероприятия по обеспечению безопасности спорного линейного объекта ТЭК, относящегося к низкой категории опасности, могут быть осуществлены в срок до 19.09.2025, поскольку в данном случае заявителю предписано актуализировать паспорт безопасности объекта ТЭК, а не провести мероприятия по обеспечению безопасности объекта ТЭК.
Утверждение распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2022 N 3722-р новой формы паспорта безопасности объекта ТЭК также не свидетельствует о неисполнимости оспариваемого предписания, поскольку положения статьи 8 Закона N 256-ФЗ (в редакции от 28.06.2022) и указанного распоряжения не предписывают переоформление ранее утвержденных паспортов и оформление их по новой форме.
При этом пункт 7 статьи 8 Закона N 256-ФЗ, устанавливающий обязанность проводить актуализацию паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 40, не отменен и остался неизменным в редакции Закона N 256-ФЗ от 28.06.2022.
Доказательств невозможности исполнения в установленный срок оспариваемого предписания в указанной части Обществом в материалы дела не представлены.
Следовательно, основания для признания недействительным пункта 1 оспариваемого предписания отсутствуют.
В силу пункта 1 статья 6 Закона N 256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса (пункт 1 статьи 7 Закона N 256-ФЗ).
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 256-ФЗ в редакции, действовавшей на дату выдачи предписания, система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 256-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.06.2022 N 230-ФЗ система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений и (или) организаций, указанных в части 4 настоящей статьи.
Для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса (пункт 4 статьи 9 Закона N 256-ФЗ, в редакции на момент вынесения предписания).
В силу пункта 4 статьи 9 Закона N 256-ФЗ (в редакции от 28.06.2022), если иное не установлено законодательством Российской Федерации, по решению субъекта топливно-энергетического комплекса для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться в отношении объекта, которому присвоена низкая категория опасности, подразделения и (или) организации войск национальной гвардии, ведомственная охрана субъекта топливно-энергетического комплекса, частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса, частная охранная организация, которая соответствует установленным Правительством Российской Федерации специальным требованиям к частным охранным организациям, или иная частная охранная организация.
Следовательно, редакция статьи 9 Закона N 256-ФЗ как на момент вынесения предписания, так с учетом изменений от 28.06.2022, устанавливает, что в систему физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса в обязательном порядке должны входить действия подразделений охраны.
При этом в силу пункта 4 статьи 9 Закона N 256-ФЗ (в редакции от 28.06.2022) Обществу предоставлено право самостоятельно определять в отношении спорного объекта, имеющего низкую категорию опасности, какое из перечисленных в части 3 пункта 4 статьи 9 Закона N 256-ФЗ подразделений или организаций, он имеет право привлекать для охраны объекта.
Обязательность наличия у подразделений, указанных в части 4 статьи 9 Закона N 256-ФЗ, оружия и специальных средств установлена соответствующими нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (статья 18), Федеральным законом от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (статья 9), Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (пункт 9, подпункт "а" пункта 5).
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно посчитал, что и на дату выдачи предписания, и на дату вынесения решения по настоящему делу законодательно установлено требование об обязательном наличии в системе физической защиты линейного объекта ТЭК низкой категории опасности действий подразделения охраны, имеющего в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно посчитал, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не возлагает на заявителя незаконных обязанностей, является определенным и исполнимым.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 декабря 2022 года по делу N А05-9809/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9809/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление федеральной службы войск национальной гвардии Российской федерации по Архангельской области