г. Москва |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А40-264087/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Кузнецовой Е.Е.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.03.2023
по делу N А40-264087/22 принятое в порядке упрощенного производства
по иску ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "КОЛЛЕДЖ МОСКОВСКОГО ТРАНСПОРТА" (ОГРН: 1057708035417) к ООО "МОСТЕНДЕР" (ОГРН: 5187746021975) о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "КОЛЛЕДЖ МОСКОВСКОГО ТРАНСПОРТА" (истец, заказчик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "МОСТЕНДЕР" (ответчик, подрядчик) о взыскании убытков в размере 78 748 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, без вызова сторон на основании статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Установлено, что 27.06.2021 г. между Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением города Москвы "Колледж железнодорожного и городского транспорта" и Обществом с ограниченной ответственностью "Мостендер" (Ответчик, Подрядчик) был заключен Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения N 169-225-4/93.25/123/21 на выполнение работ по текущему ремонту зданий и (или) сооружений (инженерные системы) с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и иного законодательства Российской Федерации и города Москвы, на основании результатов определения Подрядчика способом закупки аукцион в электронной форме, реестровый N закупки 0873500000821004056, протокол от 15.06.2021 N 1 (далее - Контракт).
На основании Распоряжения Департамента образования и науки города Москвы от 04.07.2022 N 133р ГБПОУ КЖГТ переименовано в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж Московского транспорта" (ГБПОУ КМТ) (Истец, Заказчик), государственная регистрация изменения наименования образовательной организации осуществлена 25.07.2022 г.
Согласно п. 1.1 Контракта, Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по проведению текущего ремонта (далее - Работы) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту) (далее - Техническое задание), а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Цена Контракта в соответствии с п. 2.1 Контракта составляет 3 978 770, 83 руб.
Сроки выполнения работ по Контракту установлены в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Контракта: с 1 по 45 календарный день с момента заключения контракта, но не позднее 10.08.2021 г.
Оплата по Контракту осуществляется Заказчиком в следующем порядке:
2.7.1 Авансовый платеж не предусмотрен.
2.7.2 Заказчик оплачивает работы по факту объема выполненных работ, в безналичном порядке путем перечисления стоимости выполненных работ со своего лицевого счета, открытого в Департаменте финансов города Москвы на расчетный счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в статье "Адреса, реквизиты и подписи Сторон" Контракта, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ (Приложение N 2 к Контракту) (далее - Акт сдачи-приемки выполненных работ), счета/счета-фактуры с приложением документов, подтверждающих объем выполненных работ, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки выполненных работ.
2.7.3 Оплата по Контракту осуществляется на основании Счета и Акта сдачиприемки выполненных работ, в котором указывается: сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями заключенного Контракта; размер неустойки (штрафа, пени), подлежащий взысканию; основания применения и порядок расчета неустойки (штрафа, пени); итоговая сумма, подлежащая оплате Подрядчику по Контракту.
2.7.4 В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик производит оплату по Контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени).
Согласно представленным в материалы дела двусторонним актам КС-2, КС-3 ответчиком выполнено, а истцом принято работ по Контракту на общую сумму 2 599 322, 76 руб.
Каких-либо претензий по объему и качеству выполненных работ истцом ответчику не заявлялось, работы приняты без замечаний.
Оплата работ по Контракту произведена платежным поручением N 5533 от 30.11.2021 в размере 2 546 385 руб. на основании подписанного сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ от 17.11.2021 г.
Пунктом 5.4.1 Контракта предусмотрено, что Подрядчик обязан своевременно и надлежащим образом выполнить работы в соответствии с требованиями Технического задания и представить Заказчику отчетную документацию по итогам исполнения Контракта.
В соответствии с п. 5.4.2 Контракта Подрядчик обязан обеспечивать соответствие результатов работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), лицензирования, установленным действующим законодательством Российской Федерации.
После исполнения Контракта на основании Плана проверок ведомственного контроля в сфере закупок на 2022 год, утвержденного руководителем Департамента образования и науки города Москвы, приказа ГКУ СФК ДОНМ от 15.03.2022 N 01-05- 31/22-ФК "О проведении плановой выездной проверки соблюдения норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок образовательными организациями и иными учреждениями, подведомственными Департаменту образования и науки города Москвы", проведена плановая выездная проверка ГБПОУ КЖГТ за период с 01.01.2021 по 15.03.2022, в ходе которой установлено избыточное расходование средств, направленных на оплату товаров, работ, услуг по завышенной стоимости, в результате завышения Подрядчиком объемов оказанных услуг, неправильного применения нормативов сметной базы СН-2012.
Завышение объемов работ и несоответствие данных акта о приемке выполненных работ фактическим данным привело к избыточному расходованию бюджетных средств на общую сумму 78 748 руб. (расшифровка сумм с пояснениями приведены в Приложении N 1 к исковому заявлению).
В силу пункта 5.1.5 Контракта Заказчик вправе ссылаться на недостатки работ (также выявленные после окончания срока действия контракта), в том числе в части объема и стоимости этих работ, по результатам проведенных уполномоченными контрольными органами проверок использования денежных средств бюджета города Москвы.
Пунктом 7.13 Контракта предусмотрено, что в случае установления уполномоченными контрольными органами фактов выполнения работ не в полном объеме и/или завышения их стоимости Подрядчик осуществляет возврат Заказчику излишне уплаченных денежных средств.
Заказчик 13.05.2022 направил Подрядчику Требование N 85к/1 о возмещении избыточно израсходованных средств и предоставлении письменных разъяснений в отношении выявленных нарушений в соответствии с п. 5.1.5 Контракта. Подрядчик на требование Заказчика не ответил.
По состоянию на 28.11.2022 г. Подрядчик требования Заказчика не выполнил, избыточно израсходованные Заказчиком денежные средства в размере 78 748 руб. на расчетный счет Заказчика не возместил, что послужило основанием для подачи настоящего иска в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований заказчика.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ - лицо право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Выполнение работ по Контракту подтверждается следующими актами о приемке выполненных работ по форме КС-2:
- акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 N 1 от 27.09.2021 на сумму 134 629, 10 руб.
- акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 N 2 от 15.11.2021 на сумму 549 991, 19 руб.
- акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 N 3 от 15.11.2021 на сумму 288 930, 78 руб.
- акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 N 4 от 15.11.2021 на сумму 255 057, 74 руб.
- акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 N 5 от 15.11.2021 на сумму 179 229, 07 руб.
- акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 N 6 от 15.11.2021 на сумму 88 518, 85 руб.
- акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 N 7 от 15.11.2021 на сумму 1 102 966, 03 руб.
Акты подписаны сторонами в двустороннем порядке, без разногласий. Выполненные ответчиком работы приняты в полном объеме, согласно цены и условий Контракта. Каких- либо претензий по объему и качеству выполненных работ истцом ответчику не заявлялось.
Объем и стоимость выполненных ответчиком работ и отраженных в вышеуказанных актах по форме КС-2 полностью соответствуют представленным в материалы дела локально-сметным расчетам к Контракту.
Таким образом, ответчиком надлежащим образом исполнены обязательства по Контракту, в объеме и стоимости, согласованных сторонами.
Истцом в материалы дела представлено требование исх. от 15.04.2022 о принятии мер по устранению выявленных нарушений, устранению причин и условий таких нарушений, о применении материальной и дисциплинарной ответственности к виновным лицам (т. 1 л.д. 37-42), на основании которого истец указал, что завышение объемов работ и несоответствие данных актов о приемке выполненных работ фактическим данным привело к избыточному расходованию бюджетных средств на общую сумму 78 748 руб.
Других доказательств в материалах дела нет.
Между тем данное требование нельзя признать относимым и допустимым доказательством, поскольку в нем нет мотивировочной части, нет описания конкретных обстоятельств, в силу которых Департамент образования и науки города Москвы пришел к выводу о том, что по контракту от 27.06.2021 г. N 169-225-4/93.25/123/21 произведено избыточное расходование средств на сумму 78 748 руб.
В данном требовании Департамента образования и науки города Москвы лишь в общем виде указано на избыточное расходование средств, направленных на оплату товаров, работ, услуг по завышенной стоимости. Установлено избыточное расходование средств на общую сумму 645,9 тыс. руб., направленных на оплату работ, услуг по завышенной стоимости, в результате завышения объемов оказанных услуг, неправильного применения нормативов сметной базы СН-2012, в т.ч. 78,7 тыс. руб. по контракту от 27.06.2021 г. N 169-225-4/93.25/123/21 с ООО "МОСТЕНДЕР".
Из приведенного в требовании нельзя установить в каких работах или материалах допущено завышение, в каких объемах и т.д.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 229, п. 1 ст. 269, ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.03.2023 по делу N А40-264087/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-264087/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "КОЛЛЕДЖ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО И ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА"
Ответчик: ООО "МОСТЕНДЕР"