г. Хабаровск |
|
23 мая 2023 г. |
А04-1919/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Арутюняна Л.А.: не явились;
от Администрации Белогорского муниципального округа: не явились;
от МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Белогорского муниципального округа: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Арутюняна Левона Анушавановича
на решение от 14.03.2023 по делу N А04-1919/2022
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Арутюняна Левона Анушавановича
к Администрации Белогорского муниципального округа
о признании незаконным решения
третье лицо: Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Белогорского муниципального округа
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Арутюнян Левон Анушаванович (далее - предприниматель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации Белогорского муниципального округа (далее - администрация) от 11.02.2022 N 01-09-117 об отказе в заключении на новый срок без проведения торгов договор аренды земельного участка с кадастровым номером 28:09:010603:2; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем обязания администрации заключить договор аренды спорного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Белогорского муниципального округа (далее - комитет).
Решением суда от 24.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.08.2022, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.12.2022 состоявшиеся судебные акты по данному делу отменены; дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области. При этом судом вышестоящей инстанции указано на необходимость исследования обстоятельств, связанных с соблюдением порядка опубликованием извещения о предстоящем предоставлении земельного участка в порядке пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
При новом рассмотрении настоящего спора арбитражный суд решением от 14.03.2023 в удовлетворении требований главы КФХ отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять по делу новый судебный акт в связи с неполным выяснением всех обстоятельств дела, также нарушением норм материального права.
Администрация в отзыве на жалобу выразила несогласие с изложенными в ней доводами, настаивала на законности судебного акта.
Лица участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом отзыва, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании постановления главы Белоцерковского сельсовета от 01.12.2016 N 77 между администрацией Белоцерковского сельсовета Белогорского района и ИП Арутюняном Л.А. заключен договор аренды земельного участка от 01.12.2016, по условиям последний, как арендатор, принимает в аренду земельный участок из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения" с кадастровым номером 28:09:010603:2, местоположение: Амурская область, Белогорский район, площадью 6884906 кв.м., видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 2.1 договора участок передается в аренду на период с 01.12.2016 по 30.11.2021 (5 лет).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 16.12.2016.
До истечении срока действия данного договора, глава КФХ со ссылкой на подпункт 31 пункта 2, пункты 3, 4 статьи 39.6 ЗК РФ, пункт 8 статьи 10 Федерального закона 24.07.2022 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) 24.11.2021 обратился к главе Белогорского муниципального округа о заключении договора аренды земельного участка на новый срок (5 лет) без проведения торгов.
Письмом от 11.02.2022 администрация отказала заявителю в заключение договора аренды на испрашиваемый участок мотивировав тем, что ранее заключенный договор аренды является ничтожной сделкой, и он не может являться основанием для возникновения права при заключении нового договора аренды.
Полагая, что данное решение является незаконными и нарушает права предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий, с чем соглашается и апелляционный суд.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности закреплены в статье 39.1 ЗК РФ.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, которые проводятся в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды указанного земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Данный способ предоставления земельного участка без торгов обусловлен наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка; такое право законодатель предоставил арендаторам, надлежащим образом использующим земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства; заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано арендатором в соответствующий орган местного самоуправления до дня истечения срока действия ранее заключенного договора; возможность заключения договора аренды на новый срок распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования; в случае, если при использовании земельного участка были выявлены в рамках государственного земельного надзора нарушения, то они должны быть устранены к моменту обращения заявителя за заключением договора аренды земельного участка, соответствующая информация должна иметься у уполномоченных органов.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предоставлено право на заключение нового договора аренды земельного участка (продление срока ранее заключенного договора) без торгов, опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке статьи 39.18 ЗК РФ не требуется.
Правила составления заявления и перечень документов, которые заявителю необходимо приложить к нему, урегулированы статьей 39.17 ЗК РФ.
Согласно пункту 5 данной статьи в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает соответствующие действия, предусмотренные названным пунктом.
По материалам дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 28:09:010803:73 расположен в границах территории Белогорского района; относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом N 101-ФЗ.
При заключении договора аренды от 01.11.2016 арендодателем земельного участка выступала администрация Белоцерковского сельсовета Белогорского района; с 22.05.2020 все права и обязанности по названному договору перешли к администрации Белогорского муниципального округа на основании Закона Амурской области от 22.05.2020 N 531-ОЗ "О преобразовании сельских поселений Белогорского района Амурской области во вновь образованное муниципальное образование Белогорский муниципальный округ Амурской области".
Также арбитражным судом установлено, что выше поименованный договор заключен на основании постановления главы Белоцерковского сельсовета от 01.12.2016 N 77.
Согласно данному постановлению, земельный участок с кадастровым номером 28:09:010603:2 был передан предпринимателю в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, где также была предусмотрена публикация извещения в информационном бюллетене "Муниципальный Вестник", а также размещение сообщения на официальном сайте администрации сельсовета.
В соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (действовавшей на момент заключения договора) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ уполномоченный орган, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию.
В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 ЗК РФ (Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденный Президиумом ВФ РФ 23.12.2020).
Таким образом, у администрации сельсовета возникла обязанность по опубликованию извещения в информационном бюллетене "Муниципальный Вестник", по размещению извещения на сайте torgi.gov.ru, а также на официальном сайте администрации Кустанаевского сельсовета в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, на основании представленных в материалы настоящего дела доказательств, Белоцерковским сельсоветом не исполнена данная обязанность и перед заключением спорного договора от 01.12.2016 не осуществлена публикация с размещением извещения о предоставлении земельного участка в предусмотренном законом порядке.
Ссылка на то, что в постановлении главы сельсовета N 77 имеется указание на опубликование извещения, отклоняется, поскольку это не свидетельствует о фактическом исполнении данной обязанности.
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что фактически публикация и размещение были осуществлены, в установленном законе порядке, в материалы дела не представлено, обстоятельств, позволяющих прийти к выводу о надлежащем извещении, материалы дела не содержат.
Наличие подтверждения того факта, что ИП Арутюнян Л.А. в 2016 году являлся получателем государственной поддержки в рамках Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 447, не отменяет необходимость соблюдения требований, установленных законодательством, в части опубликования и размещения извещения, с целью соблюдения прав третьих лиц, потенциальных претендентов на спорный земельный участок.
При указанных обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок был получен предпринимателем в аренду с нарушением действующего законодательства (является ничтожной сделкой), следовательно, не может порождать соответствующих юридических последствий - права на заключение договора на новый срок без проведения торгов.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, а направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 14.03.2023 по делу N А04-1919/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1919/2022
Истец: ИП Арутюнян Левон Анушаванович-глава КФХ
Ответчик: Администрация Белогорского муниципального округа
Третье лицо: МКУ КУМИ администрации Белогорского муниципального округа, Муниципальные казенные учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Белогорского муниципального округа, ФГБУ Филиал "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Амурсой области "
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3828/2023
23.05.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1992/2023
14.03.2023 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-1919/2022
13.12.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5156/2022
29.08.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4513/2022
24.05.2022 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-1919/2022